Мнемотехники - запоминаем правила легко
статья

Крупенко Евгения Владимировна

небольшая статья посвященная мнемотехникам на уроке русского языка с примерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehniki.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехники на уроках русского языка.

Давно известно, что мозг человека не способен быстро воспринимать и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, цифры и правила. В то же время любой человек без труда перескажет понравившийся фильм или книгу, не упустив ни одной детали. Многие люди задаются вопросом, как можно научиться запоминать больше информации. Для осуществления этой задачи была придумана мнемотехника. Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила исследовать, действительно ли применение различных приемов мнемотехники позволяет легче запоминать информацию.

Главный инструмент человеческого разума - это память. Память тесно связана с процессом обучения, т. е. накоплением информации. Когда информация трудна для запоминания и мы ограничены во времени, на помощь приходят приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «зубрежки».

Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника не является изобретением нашего времени, она была известна с давних времен. Ярким примером использования мнемотехники на Руси было изобретение славянской азбуки. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди)- я буквы знаю;

Г (глагол) Д (добро) Е (есть)- письменность есть добро;

Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

Значит, уже издавна люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание информации. В наше время интерес к мнемотехнике только возрастает.

Самое широкое поле деятельности для применения мнемотехники - образование. По мнению специалистов, одним из самых трудных школьных предметов является русский язык. Для многих учеников запоминание сложного правила или ничего не значащей буквы является трудной задачей. Зато память у детей очень яркая и образная. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка.

Мнемонические приемы вспоминаются быстро, потому что составление «правил для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

В основе любого приема эффективного запоминания лежит:

установка на запоминание: ученик должен захотеть запомнить то, что ему необходимо запомнить;

заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

яркость восприятия: лучше запоминается все яркое и необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Исследователи выделяют следующие группы приемов мнемотехники:

Буквенно - звуковая мнемоника.

Эта группа приемов основана на наличии одинаковых букв и звуков. Примером приемов данной группы могут быть мнемонические фразы, помогающие при запоминании звуков речи (глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные). (см. Приложение 1)

Рифмовки. Общность ударений.

Связь между словами может усилить рифма и ритм стихотворения. Рифмовки хорошо справляются с запоминанием ударений в словах, написания удвоенных согласных, множественного числа существительных в родительном падеже и т.д. (см. Приложение 2)

Отнесенность к одному словообразовательному типу.

Например, в трудных случаях определения родительного или винительного падежа можно воспользоваться мнемоническим приемом «Пустить в ход слезу». (см. Приложение 3)

Сказки – ассоциации.

Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные

ассоциации и помогает запомнить написание слова или правила. (см. Приложение 4)

Схематично - рисуночная мнемоника.

К запоминанию правописания слова можно подходить творчески. Например, буквы, которые нужно запомнить, заменить на буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. (см. Приложение 5)

Лингвисты проводили большое количество экспериментов, которые доказали эффективность применения мнемотехник при изучении русского языка.

Знания о приёмах мнемотехники их умелое использование в школьной и повседневной жизни, пригодятся на уроках русского языка; на занятиях внеурочной деятельности.

Список литературы

Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка». - М.: Просвещение, Сборник научно-методических материалов конференции. МИОО, 2011.

Успенский М. Б. Приемы мнемотехники на уроках русского языка/М.Б. Успенский // Рус. яз. в шк. - 1996. - N 6. - С. 24-27.

https://infourok.ru/mnemotehnika-na-urokah-russkogo-yazika-3021506.html

https//открытый урок. РФ/ статьи/ 516638/

http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/zapominalki-po-russkomu-yazyku/priemy-mnemotekhniki-na-urokakh-russkogo-yazyka

Приложение

Буквенно - звуковая мнемоника

Приложение 1

Звонкие согласные:

«У льва и жабы много друзей»

Глухие согласные:

«Стёпка Фецхочешь щец

«Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит»,

Знать он твёрдые велит

Непарные твердые согласные:

Непарные мягкие согласные:

«[Й]огурт, [ч]ай, [щ]ербет»- слаще в мире нет

Рифмовки. Общность ударений.

Приложение 2

В классе слышен диало́г- обсуждают катало́г.

Надеваю шо́рты, чтобы кушать то́рты.

В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.

Приложение 3

«Пустить в ход слезу»

Испачкал портфель – Вин. или Род.?

Испачкал слезу – Вин. падеж.

Сказки - ассоциации

Приложение 4

«Заяц».

Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: «Я! Я! Я!» Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: «Я… Я…» и прятался под куст. Запомните в слове «заяц» его хвастливое восклицание.

Схематично - рисуночная мнемоника.

Приложение 5

Приложение 6

Сказка о падежах

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный.

Родился – стал родительным. Это имя ему понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь предложным».

Приложение 7

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

Иван - Именительный падеж

Родил – Родительный падеж

Девчонку - Дательный падеж

Велел – Винительный падеж

Тащить – Творительный падеж

Пеленку – Предложный падеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легко и быстро запоминаем глаголы-исключения.

Глаголы-исключения, относящиеся ко 2 спряжению, в стихах....

Логопедический досуг для детей старшей группы «Произносим правильно и запоминаем правила»

Данное развлечение проводится с целью автоматизации звуков [С-З], [С-Ш], [Ч-Щ], [Р-Л] на уровне фразы;  закрепления в речи детей пространственных понятий «справа», «слева», «впереди», «сзад...

Как легко запоминать новые слова

Как легко запоминать новые слова ...

Мастер – класс по английскому языку " Как запоминать правила чтения "

Мастер – класс по английскому языку " Как запоминать правила чтения "...

Запоминать слова легко

Овладение лексикой является одной из самых сложных задач при обучении иностранному языку. В презентации представлены различные техники, позволяющие быстрее и качественнее овладевать лексикой....

Запоминаем правила легко!

Учение должно быть с увлечением, поэтому на уроках русского языка для быстрого усвоения и запоминания правил я использую мнемотехнику и рифмограммы....