Из опыта классного руководителя
методическая разработка

Саяпина Мария Григорьевна

Сотрудничество педагогов и воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sotrudnichestvo.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений (из опыта работы классных руководителей)».

Саяпина М. Г.

Сотрудничество - тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Именно такими должны быть отношения между учащимися и учителями в учебно-воспитательном процессе (энциклопедический словарь педагога).

Сотрудничество проявляется в кооперации усилий двух сторон – учащихся и учащих. Такое сотрудничество возможно только на основе духовно-нравственного единства, оно внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. Технология сотрудничества относится к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности,

- четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления, а не на усвоении готовых знаний и их воспроизведение,

- обеспечение доброжелательности к преподавателю и друг другу,

- развитие навыков культурного общения,

- создание атмосферы сотрудничества и равенства.

Педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Основными признаками сотрудничества выделяют:

целенаправленность (стремление к общей цели);

мотивационность (активное отношение к совместной деятельности);

целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

структурированность (четкое распределение функций, обязанностей, ответственности);

согласованность (согласие действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

организованность ( планомерность деятельности);

результативность (способность достигать результатов).

Способность к сотрудничеству отрабатывается в различных ситуациях взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и воспитанников, членов школьного коллектива, - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный анализ и оценка результатов деятельности, новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной; нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют общего стремления к достижению целей, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон. У воспитанников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей заботе.

Диалог является формой продуктивного взаимодействия педагога и воспитанника. Он призвал решать следующие воспитательные задачи:

- создание атмосферы «духовной общности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности» () в отношениях;

- глубинное познание воспитанника, понимания его внутреннего мира, личностного опыта;

- тонкое влияние на школьника, при котором воспитатель не решает что-либо за него, а как бы «сопровождает» воспитанника в его духовной деятельности, даря признание, тепло, эмоциональную поддержку;

- оказание воспитаннику помощи в саморазвитии – в осознании, понимании себя, в прояснении или становлении личностной позиции, в понимании «себя в мире» и «мира в себе».

Диалог предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов.

Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, обмен мнениями позволяет прийти к согласию.

Педагоги и воспитанники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам, напротив, умение вести диалог создает благоприятные условия для сотрудничества детей и взрослых.

Сотрудничество и диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников в школьном коллективе возможно при организации их совместной деятельности, которая становится действенным фактором воспитания, если:

сформулирована положительная установка педагогов и детей на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;

создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

1. обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

2. учение без принуждения

6. идея свободы выбора

7. идея диалогического размышления

8. идея интеллектуального фона класса

9. идея совместной деятельности учителей и учеников

10. идея добровольности в досуговой деятельности

Приоритетным направлением сотрудничества с детьми своего класса считаю организацию и проведение занятий в творческом кружке «Фантазия». Где у ребят формируется эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами искусства. Развитие творческих способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности.

Результаты своей деятельности - мы представляем на различных конкурсах, как классных, так и школьных, городских и краевых.

В процессе творческой деятельности у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях. Чтобы обеспечить эффективность указанного процесса, учителю необходимо выполнить ряд психолого-педагогических задач. В частности:

помочь учащимся осознать значимость результатов творческой деятельности, ее цель, перспективы, свою индивидуальность; формировать у учащихся аналитическое, критическое, конструктивное отношение к материальному миру, нацелить их на творческие и созидательные процессы; развивать у учащихся навыки теоретического анализа; воспитать чувство ответственности за результаты творческой деятельности, эмоциональное отношение к процессу творчества; привлекать учащихся к разным формам творчества, создавая для этого необходимые условия; оказывать помощь в устранении отрицательных факторов, препятствующих самостоятельной работе учащихся;

Успех педагогической поддержки и сотрудничества во многом зависит от того, какое влияние оказывает учитель на учащихся, что непосредственно связано с его педагогическим опытом и тактом, а также от того, какими личностными качествами обладает педагог. В числе этих качеств - умение создать обстановку доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого учитель должен обладать новым педагогическим мышлением, высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе творческой деятельности учащихся.

Литература:

К вопросу диагностики креативности учащихся//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. - М., 1981. с.116-126. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. - 87 с. , заимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985 Воспитание игрой. - М., 1987 , , Учителя и ученики: два мира?: Кн. Для учителей и родителей. - М.: Просвещение. 1992. 27с. Бибнер B. C. От наукоучения к логике культуры: два философских видения в двадцать первый век. - М.: Политиздат. 1990. 413с. Как на самом деле любить детей /Детский дом. 2008 № 1, с. 29 Боднар A. M. Педагогический потенциал учителя. (Личностно-гуманистический аспект): Автореф. дис.... канд, пед. наук. - Екатеринбург, 1993. 13с. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.. 1967. Гуманистическая парадигма личностпо-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4.-4с. . Теория и практика личностно-ориентированного образования II Педагогика. - 1996. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)

В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...

описание личного опыта классного руководителя

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА....

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

Обобщение опыта классного руководителя

Обобщение опыта классного руководителя...

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Обобщение опыта классного руководителя.

Обобщение педагогического опыта в роли классного руководителя....

Описание опыта классного руководителя

Здесь вы можете ознакомиться с моим опытом классного руководителя...