Обобщение опыта классного руководителя.
учебно-методический материал по теме
Обобщение педагогического опыта в роли классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ»
Айзятулловой Зульфии Мягзумовны
2012
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.
Классным руководителем я работаю уже больше 16 лет. В 2000-2001 учебном году выпустила свой первый выпуск 11 класс, 2006-2007 второй выпуск 9 класс. В настоящее время работаю в 7 классе. За это время на собственном опыте убедилась в том, что все дети разные: кто-то тихий, робкий, спокойный, готовый выполнить любую твою просьбу, а кто-то вспыльчивый, порой неадекватно воспринимающий замечания и критику в свой адрес. Это означает, что к каждому из ребят следует найти свой подход. Особую трудность вызывала работа с так называемыми «трудными» детьми, в категорию которых входили не только педагогически запущенные ученики из неблагополучных семей, но и избалованные дети из семей с попустительским стилем воспитания (особенно это касается моего второго выпуска). Работа с такими детьми требует особой заботы и внимания. Приходилось сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка, не оставлять её на «потом»; обсуждать произошедшее с ребенком наедине, а главное давать ребенку возможность проявить себя, показать свои способности в коллективе. Это вовсе не означает, что Вася или Петя должен под напором учителя выступить на классном часе или сыграть роль в школьном театре.
В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила «Недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы не нашли применение». А значит, нет у детей таких недостатков, с которыми мне надо «героически бороться», тратя свои и ребячьи нервы. Большую роль в общении с детьми я отвожу психологической поддержке ученика. Для ребенка важно услышать от педагога высказывания типа «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад, что ты попробовал это сделать» и т.д.
Поэтому сегодня для меня как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлением в работе является реализации личностно ориентированного подхода, индивидуальной работы с учащимися и не менее важной здоровьесберегающей технологии.
Основной формой индивидуальной работы с учащимися является психолого-педагогическая диагностика, с которой я начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем.
Для этого изучаю уровни проявления формирующегося характера подростка (любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели и т.д.);
- создаю социальный паспорт класса;
- исследую микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку учащихся;
- провожу анкеты с учащимися и родителями.
В дальнейших планах вести осуществление диагностики успешности воспитательной работы в классе.
Данная работа помогает мне как классному руководителю правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значить вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации поставленной мною цели, а именно: воспитание гармонично развитой личности.
В результате названных исследований мною разработана и успешно реализуется программа воспитательной работы с коллективом учащихся 7 класса, включающая в себя подпрограммы: «Я-гражданин России», «Я и мой край», «Мы за здоровый образ жизни», «Досуг», индивидуальную работу с учащимися и программу «Семья».
Следует сказать, что мой нынешний класс не обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом, хотя большая половина класса и активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. Кроме того, в классе не так успешно. как хотелось бы, развивается детское самоуправление, почему то мне трудновато разбудить интерес им самим научить организовывать свою жизнь в классе и вне его, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях.
В классе нет признанных лидеров все одноклассники стараются не отставать друг от друга и проявляют себя в соответствии со своими способностями.
Воспитательная работа класс - это наше коллективное дело и состоит из подпрограмм, каждая из которых, имеет свои цели, содержание и формы реализации.
- «Я-гражданин России». Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание.
В классе был проведен единый тематический классный час-викторина, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина; классные часы на гражданско-патриотическую тему: «Народный подвиг Минина и Пожарского», «Государственные символы России», «Путешествие в страну Законию», «Все - разные! Все - равные!», мероприятие к 1000-летию объединения народов мордвы с Россией «Мы и Россия- неразделимы», мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ, ежегодно проводятся в классе.
2. «Я и мой край»
Цель: воспитание чувство патриотизма, гордости за родной край, город.
- По страницам истории мордовского края.
- Знаменитые люди Мордовии.
- Мероприятие к 1000-летию объединения народов мордвы с Россией «Мы и Россия- неразделимы».
- Экскурсии в краеведческий музей.
3. Подпрограмма «Здоровье»
Цель: создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся.
Основное содержание работы:
- Организация соревнований, эстафет.
- Профилактические беседы, «Предупреждение травматизма на уроках и переменах», «Здоровое питание - залог долголетия», «Осторожно: грипп». «Положительные эмоции и их значение в жизни детей», «Как сохранить здоровье ребенка?».
В последнее время особую актуальность приобретает реализация здоровьесберагающих технологий. Вот и я в работе с классом поставила как одну из главных задач сохранение здоровья воспитанников. На часах общения мы говорим о то как сберечь здоровье с детства , беседуем о питании и режиме. В связи с этим на классных часах и родительским собраниях я веду пропаганду здорового горячего питания во время пребывания детей в школе. Проводим беседы – диспуты «Курение. «За» и «против», ролевые игры «Суд над наркоманией», ежегодно ездим на каток. В целях сохранения и укрепления здоровья в классе организован самими учащимися контроль за сменной обувью.
4 «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» и «Пожароопасные ситуации»
Цель: формирование культуры поведения на дорогах, воспитание грамотного пешехода, способного сохранить свое физическое и психическое здоровье, формирование умения не растеряться в экстренной ситуации.
- Профилактические беседы, классные часы .
5. «Досуг» В классе проводится работа, направленная на художественно-эстетическое воспитание, формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся.
Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях. Ежегодно проводим праздники «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад» и другие.
Традиционным стало проведение тематических классных часов «В чем красота человека?», «О красоте, моде и хорошем вкусе». Планируем в сети интернет совершить виртуальные экскурсии в Московский Кремль http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_1, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитаж.
http://musei-online.blogspot.com/2010/01/state-tretyakov-gallery.html
Кроме виртуальных экскурсий мы ездили в Болдино, Ульяновск
Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, предметных неделях, проводимых в школе, участвуют во внеклассных мероприятиях по предметам. Участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам.
Ежегодно дети принимают активное участие в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Бульдог».
Программа «Семья» осуществляется по следующим направлениям:
- Родительские собрания.
- Работа родительского комитета.
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить усилия – значит, во многом решить проблему воспитания школьников. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Один раз в четверть проводятся тематические собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Ведется дневник работы с родителями, посещаю родителей на дому.
Таким образом, воспитательная программа класса дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, участие в различных мероприятиях и т.д.
Для меня цель всей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.
Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)
В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...
Обобщение опыта класного руководителя
В презентации показаны цели и задачи воспитательной работы с учащимися и их родителями, предоставлены материалы и фотографии с проведенных мероприятий, схемы воспитательной деятельности и работы...
описание личного опыта классного руководителя
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА....
Обобщение опыта классного руководителя
Обобщение опыта классного руководителя...
«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...
Обобщения опыта классного руководителя
Обобщение опыта классного руководителя...
Обобщение опыта классного руководителя
Обобщение опыта работыклассного руководителя 7 «в» классаШойдоковой Долгор Юндуновны Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жи...