Приемы повышения мотивации в учебно-воспитательном процессе.
материал

ВОПИЛОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА

Предлагаю обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему. «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы повышения мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Выступление на МО воспитателей

КОГОБУ ШИОВЗ пгт Кумены

Вопилова Светлана Геннадьевна,

учитель

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

                                                                                                                                         К.Д. Ушинский

Подготовительно-организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.

Слайд. Начать нашу встречу нам поможет снежинка. Давайте будем передавать ее друг другу из рук в руки, говоря друг другу добрые слова и пожелания.

(Участники передают из рук в руки снежинку, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

 Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

          «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский.

Ведущим видом деятельности школьника является учение. Оно существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения. Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению – одна из проблем современного образования и воспитания. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего будущего. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Падение у школьников интереса к учебно-воспитательным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда становится серьезной проблемой нашего времени. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован.

Поэтому формирование мотивации к учёбе – одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.

Учеными доказано, что результат учебной деятельности человека всего на 20-30% зависит от интеллекта и на 70-80% от преобладающих у него мотивов учения. Однако, разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на здоровых детей. Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной деятельности у школьников с ОВЗ раскрыты недостаточно. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации к обучению. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.  Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Остановимся на понятиях «мотив», «мотивация».

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивация – это совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Мотив - побуждение к достижению цели.

Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в ученика готовые мотивы, педагог для этого должен создать такие условия и ситуации на учебном занятии, где эти мотивы бы сами развивались.

 Различают мотивы:

познавательные мотивы - ребенок проявляет интерес к новым знаниям

социальные мотивы - связаны с различными видами социального взаимодействия с окружающими людьми.

- внутренние мотивы – это собственно познавательные интересы, непосредственная заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения.

внешние мотивы проявляются в том, что учебная деятельность осуществляется в силу долга, желания получить хорошую отметку, заслужить особый статус среди сверстников, либо просто из-за давления родных.

мотивы, направленные на достижение успеха проявляются в наличии у учащегося цели, к реализации которой он стремится, выбирая самые разные средства и способы ее достижения.

мотивы, направленные на избегание неудач проявляются в отсутствии у учащихся уверенности в себе, убеждении, что нет способности учиться.

Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, нужно вести работу по их формированию.

Один из путей  активизации познавательной деятельности - разнообразие методов и приемов обучения и воспитания, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников. Данные методы и приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.

Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как педагог организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение, освоение нового должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Эмоциональный блок

Задача учителя – вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.

Этот этап необходимо организовывать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познание нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учёбе, то есть к появлению положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности.

•        Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, знакомство с новым материалом с опорой на старые знания.

•        Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно», «что открыли, узнали на уроке, занятии?»)

•        Положительный эмоциональный настрой, через создание на занятии доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя.

•        Занимательность, необычное начало урока, занятия через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных ситуаций, юмористических минуток.

Мотивационно - целевой блок

Задача учителя – обучить целеполаганию в учении и их реализации.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1.        Создание учебно-проблемной ситуации;

2.        Формулировка основной учебной задачи;

3.        Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Методические приёмы:

•        Прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.

•        Реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

•        Предоставление права выбора, через равноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности.

•        Практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок

Задача учителя – формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание изучаемого материала и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система.

Методические приёмы:

•        Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок»

•        Необычная форма преподнесения материала, стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий, установление противоречий, создание проблемной ситуации.

•        Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений

•        Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешения противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Здесь важно включение всех учащихся в активную учебную работу. Однако, приёмы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти проблемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, так как попав в группу одноклассников, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

 Методические приёмы:

•        Включение всех учащихся в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью;

•        Наблюдение за чужой деятельностью приводит к становлению мотивации учения;

•        Выбор форм коллективной и групповой деятельности зависит от особенностей класса и характера учителя.

Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию коммуникативных навыков;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;

- современные АМО;

- занятия детей и родителей;

- использование ИКТ;

- ситуация успеха.

Создание ситуаций успеха является Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации к учебной деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Попробуем разобраться с понятием успех.

  • Подберите синонимы к слову УСПЕХ
  • Подберите прилагательные к слову УСПЕХ
  • Что приносит человеку в жизни УСПЕХ?

Дерево понятия “успех” (дерево – яблоня на ватмане)

https://files.1urok.ru/images/49fe381ca3145b8b5b31744faf9617ddd69d54b1.gif

 

- Вот видите, как много значений имеет понятие «успех». А вот какое определение успеха дается в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

УСПЕХ -

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учебе.

Настойчивость и воля к победе — два главных фактора успеха.

Успех — это получение пользы из всего происходящего и наслаждение процессом. Если вы сфокусируетесь на этом и примите это определение, тогда успех на вашей стороне.

Успеха часто добиваются те, кто не подозревает о неизбежности поражения.

Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»).
2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится»; «Я даже не сомневаюсь в успешном результате» ).
3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с...»; «Выполняя работу, не забудьте о...»).
4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...» ).
5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить...»; «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...» ).
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу...»; «Так хочется поскорее увидеть...» ).
7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось...»; «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»).

Уважаемые коллеги! За окном только начало весны, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео)

“Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок как эта бабочка чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов и явлений.  Мотивация школьников– один из критериев эффективности педагогического процесса.

https://www.publicdomainpictures.net/pictures/190000/velka/a-colorful-butterfly-1469895349qge.jpg  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=06c2d0722beb82230b3f4e8ab69bce45&ref=rim&n=33&w=250&h=150     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bdc98d9766ab3337f1f74dbf03d2caf6&ref=rim&n=33&w=150&h=150

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=13bde5d3dc38dd624ac73529b42df552&ref=rim&n=33&w=179&h=150  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e624593777292489f6e73ce7d3153e7a&ref=rim&n=33&w=181&h=150 https://img2.freepng.ru/20191113/sxi/transparent-butterfly-cynthia-subgenus-moths-and-butterflies-5dccb434b79444.1144401915736965647519.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-9226451.jpg  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=642a1390f06aa360d6aa3d4bad8181ac&ref=rim&n=33&w=226&h=150 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a30b440326f05f7dfe88d8a9e2818b3b&ref=rim&n=33&w=214&h=150

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=59cefdb9faf038a6a3acba2428f506cc&ref=rim&n=33&w=172&h=150   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=91ae92ac18379d7574c127c40631fb69&ref=rim&n=33&w=211&h=150https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cf4fa797fa0971762b27ac20d103666f&ref=rim&n=33&w=221&h=150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы повышения мотивации на уроках волейбола.

      Игра в волейбол очень популярна среди школьников всей страны. Не исключением стали и наши учащиеся. Много лет в школе я веду занятия секции волейбола. Мои девочки являются ...

"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"

Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка....

Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"

Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...

Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...