«Использование ИКТ в школе, как средство повышения познавательной активности школьников»
материал

Синичук Елена Александровна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_na_mo_vospit_2023_god_mart.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

«Использование ИКТ в школе, как средство повышения познавательной активности школьников».

                                                                           

                                                                           

                                         «Научить человека жить в информационном мире –                

                                          важнейшая задача современной школы».

                                                                                        Академик  А.П. Семенов.

 

Эту тему я изучаю с начала 2022-2023 учебного года. Почему я выбрала именно эту тему. С 2022 учебного года мною разработана программа кружка «Информатика с нуля». Программа кружка «Информатика с нуля» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Цель данной программы  - формирования элементов компьютерной грамотности.

Основные  задачи  программы:

- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

- развитие умственных и творческих способностей учащихся;

- овладение основами компьютерной грамотности;

- использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности педагога для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  •  повысить мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  • совершенствовать методики проведения занятия;
  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • планировать и систематизировать свою работу;
  • использовать, как средство самообразования;
  • качественно и быстро подготовить занятие (мероприятие).

ИКТ технологии я могу применять на любом этапе занятия, мероприятия:

  • Для обозначения темы урока.
  • В начале занятия с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  • Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  • Для контроля учащихся.

Часть учеников моего класса уже имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Использование ИКТ позволяет мне проводить занятия на достаточно  высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.  Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

         В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на занятии.

ИКТ позволяют мне:

  • организовать различные формы работы: 
  • групповую,
  • парную,
  • индивидуальную;
  • увеличить объем выполняемой работы на занятии в 1,5–2 раза;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
  • Применение ИКТ вдохновляет  на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:
1. Создание презентаций к занятиям, мероприятиям;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к занятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.

 Презентации позволяют педагогу: 
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Для подготовки презентации и показа её на занятии, я пользуюсь программой Power Point. Презентация содержит подобранный мною материал.

Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как:

Интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся;
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для педагога по подбору и использованию различного материала;
• Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций, при подготовке к урокам, при работе над проектами, в исследовательской деятельности. За тем они выступают с подготовленными проектами в научно-исследовательской конференции, где им вручаются грамоты победителей и участников.

         Информационные технологии я применяю на всех коррекционных занятиях. Я использую на занятиях учебные и игровые программы; использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы. Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении занятий.

В ходе занятия использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником. Дети активно работают на занятиях.

Например, подобрав  нужную информацию, затем переработав её, предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: выбрать главное, составить схему, заполнить таблицу.

 

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на занятиях. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

         Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Итак, анализируя опыт использования ИКТ на различных занятиях можно с уверенностью добавить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения
  • значительно повысить устойчивость и концентрацию внимания;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей.

При подготовке  к занятию необходимо продумать, насколько оправданным  является применение информационных    технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  цифровой образовательный ресурс применить необходимо.

Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на занятиях, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску.

Я считаю, что  информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

В заключение хочу сказать:

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует  авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. В. Авдеева, М. В. Богданова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 5—10.
  2. Байбородова, Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Педагогика. — 2020. — № 7. — С. 22— 30.
  3. Шенцева // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 29—33.
  4. Григорьева, Л. Г. Использование цифровых инструментов в совместной деятельности педагога с младшими дошкольниками / Л. Г. Григорьева, О. В. Горбунова // Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2019. — № 4 (46). — С. 49—51.
  5. Логинов, В. А. Организация работ с понятиями и объектами для развития ИТ-грамотности в дошкольном возрасте /В. А. Логинов // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-3. — С. 288—291.
  6. Перминова, Л. М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски / Л. М. Перминова // Педагогика. — 2020. — № 3. — С. 28—37.
  7. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва, 2020. — С 392.
  8. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2020. — С. 434.
  9.  Черткова, Е. А. Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020. — С. 250. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски как средство повышения познавательной активности школьников»

Мастер-класс«Использование  интерактивной  доски  как  средство  повышения  познавательной  активности  школьников» был представлен на краевой авгус...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий- как средство повышения познавательной активности учащихся"

Работа учителя неразрывно связана с новыми информационными технологиями, которые мы используем на любом предмете и на любом уроке. Я хочу поделиться своим опытом создания таких уроков. Возможно, кому-...