Рабочая программа воспитания Куртамышского СУВУ
рабочая программа
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchatelnyy_variant_programmy_vospitaniya_1.docx | 147.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДЕНА | |
На методическом совете протокол | приказом Куртамышского СУВУ от « 31 » 2021 г. № 178 А ПРИНЯТА педагогическим советом Куртамышского СУВУ протокол | |
от «14» июня 2021 г. № 9 | от «31» августа 2021 г. № 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«КУРТАМЫШСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА»
Куртамыш, 2021
Пояснительная записка
Программа воспитания ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ» (далее - Программа) разработана в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утверждённая 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы Куртамышского СУВУ и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией. Программа воспитания призвана обеспечить достижение личностных результатов, определенных в ФГОС: формировать у обучающихся основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в учреждении.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В УЧРЕЖДЕНИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» было образовано в 1974 году по приказу Государственного комитета по профтехобразованию №307 от 22 сентября 1971 года для девушек с аморальным поведением.
Образовательная организация расположена на окраине города Куртамыша, территория - 8 132 кв.м. Шестнадцать типовых зданий и сооружений обеспечивают жизнедеятельность учреждения. Установлена и функционирует система видеонаблюдения.
Главной целью деятельности СУВУ ЗТ является реализация успешных моделей реабилитации и социализации детей и подростков с девиантным поведением.
Наиболее распространенными правонарушениями являются кражи, хищения, нанесения побоев. Девиантные формы поведения – употребление алкоголя, курение, бродяжничество. 14 детей-сирот, 17 человек (25%) детей с ОВЗ.
Контингент воспитанников Куртамышского СУВУ демонстрирует антисоциальный тип поведения, характеризующийся высоким уровнем правового нигилизма, правовой неграмотностью, недостатком позитивного социального опыта, неразвитостью и несформированностью мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов, примитивными интересами.
Для некоторых из воспитанников характерно отставание от сверстников в физическом и психическом развитии. Они, как правило, обладают такими медицинскими диагнозами как: «РЦОН с эмоционально-когнитивными нарушениями», «задержка психического развития», «социализированное расстройство эмоций и поведения». У них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстрая утомляемость. Они внушаемы, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Эти воспитанники показывают плохую успеваемость, дефекты интеллекта, педагогическую запущенность, демонстрируют ощущение собственной ненужности, заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей.
Деятельность учреждения имеет свои особенности и специфику, которые заключаются:
1). В четком распорядке дня. Четкий переход одного режимного
момента к другому способствует формированию у воспитанников жизненно важных привычек, умение правильно распределять время.
2). В системе воспитательных мероприятий. Основной составляющей
воспитательной работы является участие воспитанников во всех
общеучрежденческих мероприятиях, что способствует развитию их
личностных качеств, формированию у них коммуникативных компетенций;
3). В участии в общественно-полезном труде. Большое значение
уделяется трудовому воспитанию, труду на территории учреждения, работе в учебно-производственных мастерских, работе учебных бригад.
4). В социально-психолого-медико-педагогическом сопровождении. Оно осуществляется путем индивидуальной и групповой работы с воспитанниками, координация деятельности специалистов учреждения через плановые и внеплановые заседания психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
5) В отсутствии свободного выхода воспитанников за пределы учреждения без согласия педагогического коллектива и разрешения директора учреждения.
В силу своего предыдущего жизненного опыта воспитанники имеют
своеобразное понятие о социальных отношениях. И хотя в учреждении созданы условия, способствующие эмоциональной стабильности, защищенности воспитанников, в целом образ (уклад) жизни в учреждении является для них принудительным воспитательным воздействием. Им сложно наладить отношения с другими людьми (с педагогами, со сверстниками), сложно адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, адекватно оценивать свои личностные качества и качества других в закрытом социуме.
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя в учреждении комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. Главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности.
Профессиональная деятельность специалистов учреждения нацелена на совершенствование реабилитационного процесса через создание
реабилитационного пространства, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому воспитаннику, его максимальную защищенность от негативного влияния, формирование личности воспитанника, способной войти во взрослую самостоятельную жизнь законопослушным членом общества.
Процесс воспитания в Куртамышском СУВУ основывается на следующих принципах:
- Приоритет безопасности воспитанника – неукоснительное соблюдение законности прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и семье, приоритета безопасности воспитанника при нахождении его в учреждении;
- Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого обучающегося и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия обучающихся и педагогов;
- Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли воспитанников и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности;
- Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, внеучебной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога, его внешний вид, культура общения и т.д.
- Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Основными традициями воспитания в Куртамышском СУВУ являются следующие:
- учрежденческий проект «Ключевое слово года», основная цель которого - развитие системы ценностей воспитанников СУВУ. Ключевое слово задает темы воспитательной работы на каждый месяц, темы классных часов, проектов, коллективных дел. За каждым словом, а вернее буквой - набор ценностей, которые разделяют все члены нашей большой семьи, а главное они понятны и педагогам, и воспитанницам.
- стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые общие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в проведении общеучрежденческих дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие, а также их социальная активность;
- педагоги учреждения ориентированы на формирование коллективов в рамках классов, групп, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в учреждении является воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
- внеурочная деятельности в Куртамышском СУВУ ведется через реализацию индивидуального подхода с учётом интересов, склонностей, индивидуальных психических, физиологических качеств личности воспитанниц.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек).
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности,
а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
1. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
2. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в учреждении. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся
во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в учреждении, дома
или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию
с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя
и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности ключевых мероприятий года, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в учреждении;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, урока производственного обучения, воспитательных часов, психологических часов, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;
- плотное сопровождение обучающихся воспитателями, классными руководителями, мастерами производственного обучения, педагогами-психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам дополнительного образования, реализовывать
их воспитательные возможности;
- организовывать для обучающихся отдых в каникулярное время, используя воспитательный потенциал экскурсий, походов и т.д ;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать социальное партнёрство, межведомственное взаимодействие;
- развивать волонтёрское движение и социальные практики;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, в том числе через реализацию современных восстановительных технологий.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в учреждении интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального, девиантного и делинквентного поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы учреждения. Программа воспитания Куртамышского СУВУ включает 9 модулей.
3.1. Модуль «Ключевые дела»
Стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения является ключевое слова года, в аббревиатуре которого прослеживаются главные направления в работе педагогического коллектива. Для каждого учебного месяца выбирается тема, через которую осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников.
Ключевые дела – это главные традиционные учрежденческие дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в учреждении, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь учреждения помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся.
Для этого в образовательном учреждении используются следующие формы работы.
Вне образовательного учреждения:
Социально - трудовые проекты – ежегодные, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего учреждение социума:
- День парков (уборка скверов)
- Ремонт памятников
- Отряд Мэра
- Бессмертный полк
- Возложение венков к памятникам и обелискам 9 мая
- Участие в городских и районных творческих конкурсах
На уровне образовательного учреждения:
разновозрастные сборы – ежегодные однодневные и многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
Учрежденческие (традиционные и календарные) праздники
Календарные праздники | Традиционные мероприятия | Месяц |
День знаний | Осенняя ярмарка | сентябрь |
День Профтехобразования | Осенний бал | октябрь |
День народного Единства | Лучшая по профессии | ноябрь |
Новый год | Посвящение в волонтёры | декабрь |
Татьянин день | Лучшая ученица школы | январь |
День защитников Отечества | День здоровья | февраль |
8 Марта | День рождения училища | март |
Масленица | Дни защиты от экологической опасности | апрель |
День Победы | Защита портфолио, родительская конференция | май |
Последний звонок, конкурс «Пятёрка» | Военно-спортивная игра «Зарница» | май |
День России | Творческий отчет кружков и секций, посвящение в рабочие | июнь |
литературно-музыкальные гостиные, литературно-художественные композиции;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни учреждения, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов, групп:
выбор и делегирование представителей классов, групп, ответственных за подготовку общеучрежденческих ключевых дел;
участие классов, групп, в реализации общеучрежденческих ключевых дел;
проведение в рамках класса, групп, итогового анализа обучающимися общеучрежденческих ключевых дел.
На уровне обучающихся:
Вовлечение, по возможности, каждого обучающегося в ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять
в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с детским коллективом, классный руководитель, воспитатель, мастер производственного обучения организует работу
с коллективом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему коллектива; работу с учителями-предметниками в данном коллективе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Классный руководитель | Воспитатель | Мастер производственного обучения | |
Работа с детским коллективом | Инициирование и поддержка участия детского коллектива в ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе. | ||
Организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему детского коллектива с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться. | |||
Организация совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности) | Организация совместных дел с обучающимися вверенной ему группы (познавательной, трудовой, духовно-нравственной, творческой, направленности) | Организация совместных дел с обучающимися вверенной ему группе (познавательной, трудовой, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности) | |
Ппроведение классных часов по программе «Духовно-нравственное воспитание», как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. | Ппроведение воспитательных часов по программам «Я и семья», «Я и здоровье», «Патриот», «Этикет», как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. | ||
Сплочение детского коллектива через игры и тренинги на командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями, воспитателями мастерами производственного обучения. | |||
Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать | |||
Индивидуальная работа с обучающимися | Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально- создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах | ||
Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с воспитанницами или педагогическими работниками, успеваемость), когда каждая проблема трансформируется педагогом в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить. | |||
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на подведение мониторинга успеваемости и поведения. | индивидуальная работа с воспитанницами группы , направленная на коррекцию подведения, заполнение ими личных портфолио – где фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения. | индивидуальная работа с обучающимися группы, направленная на подведение мониторинга успеваемости по программам профессионального обучения и поведения. | |
Работа по педагогическому взаимодействию | Регулярные консультации между педагогами, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, | ||
Проведение мини-педсоветов, учебно-воспитательных советов, советов профилактики, направленных на решение конкретных проблем воспитанника, детского коллектива и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся. | |||
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями | Регулярное (1 раз в четверть) информирование родителей (законных представителей) об успехах воспитанниц в освоении основных образовательных программ, профессионального обучения, изменений в поведении и развитии личности. | ||
Организация заочных (или в режиме видеоконференц-связи) родительских собраний для обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся | |||
Организация и проведение родительских конференций (в очной и дистанционной форме) |
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение воспитанниц в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поощрение педагогами детских инициатив.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться
к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Основную часть учебного плана составляют дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности (сольный и хоровой вокал, хореографическое искусство, декоративно - прикладное и изобразительное творчество), т.к. они являются наиболее востребованными среди обучающихся, физкультурно-спортивной направленности (настольный теннис, самбо, чирлидинг, волейбол, баскетбол, лечебная физкультура), также ведется обучение по программам социально-педагогической направленности (притча-терапия, готовим сами, настольные игры, подмастерье, театр, журналистика).
Кружок «Юный журналист» ежемесячно выпускает учрежденческую газету «ВТОЧКЕ зрения нашей команды».
Объединения туристско-краеведческой и технической направленности (Туристический, амигуруми, дизайн в постиже, дизайн в интерьере, занимательный труд, садовая скульптура) реализовывали свои программы в летний период.
В конце учебного года в рамках итоговой аттестации за курс обучения по дополнительным общеразвивающим программам проводится творческий отчет кружков и секций.
В Куртамышском СУВУ реализуется программа «Спорт и здоровье». Целью программы является формирование здорового образа жизни воспитанниц и стремление участников образовательного процесса к занятиям физической культурой и спортом.
Два раза в год проходят срезы по физической подготовленности воспитанниц Куртамышского СУВУ. Результаты срезов обрабатываются в программе «Спринт».
Учёт интересов обучающихся в выборе кружка и рациональное распределение воспитанниц по кружкам и секциям - основные принципы системы дополнительного образования в СУВУ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети – инвалиды по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам обучаются инклюзивно. Воспитанницы с ОВЗ занимаются во всех кружках и секциях.
Организация отдыха в период школьных каникул – это ещё одно важное направление, так как воспитанницы находятся в учреждении круглогодично. Каникулярное время реализуется по особому плану. На протяжении многих лет, в летнее время, организуется работа профильного лагеря по выбранной тематике, разрабатывается программа летнего оздоровительного отдыха. В дни каникул проводятся мероприятия разнообразные по формам: квиз, квест, фотокросс, кинопрограммы с обсуждением, познавательно-развлекательные мероприятия. Организуются выезды в цирк, аквапарк, музеи, кинотеатры, зоопарк, театр. Воспитанницы имеют возможность укрепить здоровье, заняться спортом, расширить кругозор, развить общую культуру и творческие способности.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, трудолюбия и профессионализма, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, группе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
В учреждении создана модель профориентационной системы.
Модель организации профориентационной работы в Куртамышском СУВУ
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
- организация на базе учреждения (в летний период) профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты
в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации педагогов - психологов для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках реализации программ профессиональных проб.
3.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая воспитанника предметно-эстетическая среда учреждения,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся учреждения. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой как:
- оформление интерьера помещений образовательной организации (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах зданий школы, учебно-производственных мастерских, общежития регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в учреждении (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.);
- озеленение территории, разбивка клумб, тенистых аллей, беседок, спортивных и игровых площадок, позволяющих разделить свободное пространство учреждения на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, учебно-производственных мастерских, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой учрежденческой символики (флаг учреждения, эмблема, гимн), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков территории;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях учреждения, ее традициях, правилах.
3.7. Модуль «Волонтёрское движение и социальные практики»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:
- участие обучающихся в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе СУВУ (в том числе всероссийского, районного, городского характера);
- посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
- привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (дома культуры, детские сады, дом детства и юношества, ПНИ, центр социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
На уровне школы:
- участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
- участие обучающихся в работе с младшими школьниками: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
- участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уход за малыми архитектурными формами).
На базе СУВУ создан волонтерский отряд «Икар», который имеет план работы, руководителя, символику, деятельность отряда отражается на информационных стендах СУВУ, на сайте СУВУ в разделе «Новости» и средствах массовой информации.
Мероприятия в рамках модуля проводятся на уровнях основного общего, среднего общего образования:
- Акция «Мы вместе» (социальная адресная помощь пожилым и инвалидам в уборке и ремонте квартиры, садово-огородном хозяйстве, складировании дров, уборке снега).
- Акция «Час для города» (уборка от мусора улиц города Куртамыша).
- Акция «Теплые руки» (для ветеранов труда Куртамышского СУВУ).
- Акция «Памятники г.Куртамыша» совместно с Администрацией г.Куртамыша (ремонт, реставрация и покраска, стрижка бордюрного кустарника).
- Акция «Доброта рядом»
- Акция «Добро» (уборка и покраска церкви с.Костылево, и Петропавловской церкви г.Куртамыша)
- Благотворительная ярмарка помощи детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении.
- Весенняя неделя добра. Акции: «Подарок ветерану», «Открытка ветерану».
- Городской субботник.
- Городской фестиваль волонтерских отрядов «Волонтер – это здорово!» совместно с РКУК «РДК».
- Концерт для одного зрителя (к Всемирному дню инвалида).
- Концертная и театральная деятельность (участие в городских и районных мероприятиях, праздники в МДОУ «Куртамышский детский сад №7», школах города Куртамыша).
- Мероприятия в рамках Дня защиты детей совместно с МБОУ Куртамышского района «Куртамышская НОШ» и ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа – интернат».
- Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и отказа от вредных привычек (Выставки и конкурсы рисунков, акция «Скажи сигарете «Нет!», акция «Молодежь против наркотиков» совместно с РКУК «РДК»).
- Мероприятия в рамках Дня Победы (акция «Свеча памяти», «Вальс Победы» совместно с РКУК «РДК»).
- Мероприятия по озеленению классных кабинетов для сохранения здоровья обучающихся, работа по благоустройству пришкольной территории.
- Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана образовательного процесса Куртамышского СУВУ.
- Подготовка и проведение мероприятия «Посвящение в волонтеры».
- Поздравление пожилых людей с Днем пожилого человека.
Проведение мероприятий в рамках Всемирного дня доброты.
Социальное партнёрство, взаимодействие с органами системы профилактики – это система взаимодействия образовательного учреждения с потребителями кадров, государственными, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников соглашения, это отношения, построенные на взаимной заинтересованности в конечном результате.
Социальными партнёрами Куртамышского СУВУ являются: Прокуратура Куртамышского района, КДН и ЗП Администрации Куртамышского района, УМВД России «Куртамышский», Центр занятости населения Куртамышского и Целинного районов Курганской области, образовательные организации СПО Курганской области, районная библиотека, музеи и театры Курганской области.
Партнёрские отношения регламентируются договорами, соглашениями, совместными планами работы.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Родительская конференция, которая проводится 1 раз в год, в мае, во время которой родители (законные представители) могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении;
Заочные родительские собрания, происходящие в дистанционном режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся.
Восстановительная программ и технологии «Семейные конференции» для профилактики повторных правонарушений и успешной социализации выпускников
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).
3.9. Модуль «Медиация»
В целях обеспечения защиты прав детей и создания условий для формирования благополучного и безопасного пространства, для полноценного развития и социализации подростков, в нашем общеобразовательном учреждении функционирует Служба медиации.
Основными целями Службы медиации являются:
− создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
− воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
− улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Задачами службы медиации являются:
- Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов; принципов и ценностей медиации.
- Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации; развитие альтернативных административному способов реагирования на конфликты и правонарушения, снижение количества административных обращений.
- Проведение медиаций, школьных и семейных конференций, восстановительных программ для участников конфликтов.
- Обучение всех участников образовательного процесса альтернативным методам (медиативному подходу) урегулирования конфликтов; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.
- Развитие медиации ровесников.
Служба медиация в Куртамышском СУВУ призвана помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия.
Основная ее деятельность направлена на обучение воспитанниц рациональному выходу их конфликтных ситуаций и разрешение их с применением восстановительных технологий. Это способствует воспитанию личности ребенка. Данное направление способствует обучению бережного отношения друг к другу, возможности разрешить конфликт, сохраняя партнерские отношения.
Служба медиации Куртамышского СУВУ не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Восстановительная технология «Семейная конференция» помогает восстановить детско-родительские отношения и способствует более успешной адаптации в социуме наших воспитанниц.
Традиционно, в начале учебного года принимаются заявления в «Школу молодого медиатора». Обучение проводят сотрудники Службы медиации Куртамышского СУВУ. Выпускники «Школы молодого медиатора» становятся активными их помощниками (со-медиаторами).
Служба медиации рассматривает возникшие конфликтные случаи. Под каждый конкретный случай составляется программа примирения, которая в дальнейшем реализовывается на практике.
В Куртамышском СУВУ активно используются новые восстановительные программы, которые органично вписались в систему воспитательной работы. Ежемесячно проводятся:
- «Круги поддержки» для вновь прибывших воспитанниц и выпускниц;
- «Круги сообщества» направленные на сплочение детского коллектива, решения конфликта и восстановления отношений.
Модуль 3.10. Социально-психологическое сопровождение
Социально-психологическая служба занимается сопровождением реабилитационного процесса воспитанниц. Процесс сопровождения начинается в момент прибытия воспитанницы в учреждение и продолжается в течение нескольких лет после выпуска. Основой сопровождения является коррекция имеющихся проблем, как у самой воспитанницы, так и ее семьи.
Социальный педагог и психолог стараются задействовать весь потенциал семьи и органов исполнительной власти по месту постоянного жительства для улучшения социальной и психолого-педагогической обстановки. Таким образом, создаются более благоприятные условия реабилитации и постинтернатной адаптации воспитанниц.
Направления деятельности:
- Диагностическое, заключается в углубленном и всестороннем изучении личности и ее семьи. На основании полученных данных, планируется работа по оказанию помощи подростку и его семье в решении выявленных проблем.
- Коррекционно-развивающее, заключается в целенаправленной изменении социально – психологических установок и ценностных ориентаций подростка, обучение его приемам и способам саморегуляции, повышение устойчивости к неблагоприятным социально- психологическим воздействиям и факторам (стрессам, конфликтным ситуациям). В рамках этого направления проводятся психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы.
Реализуемые программы:
Название программы | Цель |
«В гармонии с собой» | Снижение психоэмоционального напряжения, профилактика суицидального поведения. |
«Искусство общения» «Трудности общения» | Формирование оптимальных межличностных взаимоотношений, сплочение коллектива подростков. |
«Жизненные трудности человека. На пороге взросления» | Развитие умения ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе. |
«Понимание и надежда» | Профилактика семейного неблагополучия и оказание помощи неблагополучным семьям |
«Защита социальных прав» | Создание условий для успешной социализации в обществе. |
«Твой выбор» | Предоставить возможность воспитанницам осознать ценность жизни. Актуализировать процесс социального самоопределения. Профилактика употребления психоактивных веществ. |
«Лабиринты Я» | Содействие формирования позитивной «Я-концепции». |
«Мои сильные и слабые стороны» | Укрепление идентичности, развитие внутренних критериев самооценки, тренировка навыков самоконтроля. |
«Я в конфликте» | Предоставление возможности получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций. |
«Зеленые тренинги» | Содействие процессу личностного развития, улучшения субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья. |
«Гадкий утенок или рождение королевы» | Формирование культуры полового воспитания, психологической культуры общения. |
«Криминальная субкультура: «за» и «против»» | Профилактика и коррекция подростковой криминальной субкультуры среди воспитанниц спец.ПУ. |
«Жила-была девушка…» | Формирование ролеполовой идентификации, принятие своего физического «Я», развитие полового самосознания и разрешение внутриличностных проблем у воспитанниц СУВУ. |
«Мы вместе» | Осуществление превентимных мер по профилактике экстремизма среди воспитанниц Куртамышского СУВУ. |
«Путь к успеху» | Коррекция поведения подростка, гармонизация эмоциональной сферы личности, профилактика самовольных уходов с территории СУВУ. |
«Межведомственное взаимодействие Куртамышского СУВУ с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав» | Повышение эффективности межведомственного взаимодействия Куртамышского СУВУи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам оказания помощи несовершеннолетним в основные периоды проживания несовершеннолетних в Куртамышском СУВУ и в период после выпуска. |
«Клуб выпускниц» | Создание условий для успешной социализации воспитанниц в постучилищный период. |
Программа профилактики семейного неблагополучия и оказания помощи неблагополучным семья | Организовать адресную педагогическую, психологическую и социальную помощь неблагополучным семьям. Создать систему профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений воспитанниц. Организовать комплексную работу с неблагополучными семьями и детьми «группы социального риска». |
- Консультативное. Воспитанницам оказывается консультативная помощь в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, в самовоспитании, оптимизации межличностных отношений, подготовке к самостоятельной жизни, в том числе и по вопросам реализации своих прав и прав своих семей. По необходимости, для оказания помощи могут подключаться дополнительные специалисты: юрист, нотариус, психиатр, нарколог и другие.
- Аналитическое и профилактическое направление – состоит из прогнозирования индивидуального и группового поведения воспитанниц, оценке перспектив развития каждой личности, своевременном предупреждении конфликтных ситуаций, психоэмоциональных расстройств, нервных срывов и иных негативных проявлений.
- Просветительское включает в себя повышение уровня психологической культуры воспитанниц и сотрудников училища, обучение умению использовать полученные от специалистов сведения и рекомендации.
- Социальная деятельность. Социальный педагог является координатором социальной работы. Он собирает и систематизирует информацию о семье воспитанницы. Осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти на местах в целях реализации и защиты законных прав подростков и их семей. Направляет информацию в органы прокуратуры в целях контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Оказывает выпускникам училища помощь по вопросам: трудоустройства, жилья, получения выходных пособий сиротам и воспитанницам, оставшимся без попечения родителей.
Психологами учреждения 2 раза в год проводится исследование психологического климата в коллективах отрядов, классов. Полученные данные анализируются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. В случае необходимости, по результатам планируется работа по коррекции взаимоотношений между воспитанницами и улучшению психологического климата отряда, класса.
Реализация программы ВОСПИТАНИЯ способствует комплексной реабилитации, коррекции девиантного поведения, успешной интеграции обучающихся в общество. Ожидаемые результаты программы направлены на создание условий для личностного роста воспитанниц, которые можно проследить в модели выпускника Куртамышского СУВУ.
Модель выпускницы Куртамышского СУВУ
освоивший основные образовательные программы на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с образовательными возможностями;
освоивший программы профессионального обучения в соответствии образовательными потребностями и способный продолжить образование;
способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
социально активный, уважающий закон и правопорядок;
любящий родной край и свою страну, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания с другими людьми, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
знакомый с механизмами адаптации к жизни в обществе;
осознающий ответственность перед семьёй , обществом, государством, человечеством;
освоивший различные виды творческой деятельности.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в учреждении воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в учреждении, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания, так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями, воспитателями, мастерами производственного обучения, педагогами-психологами с обсуждением его результатов на заседании психолого-медико-педагогической комиссии.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить
не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ руководителями служб, педагогом-организатором.
Способами получения информации о состоянии организуемой в учреждении совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методических комиссий учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения, педагогическом совете Куртамышского СУВУ.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством проводимых в учреждении экскурсий, экспедиций, походов;
качеством профориентационной работы;
качеством организации предметно-эстетической среды учреждения;
качеством взаимодействия учреждения и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в учреждении воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
Рабочая программа воспитания и обученияв группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет ...
Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"
Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса
Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....
Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания
В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....