2020-2021 План работы МО классных руководителей
методическая разработка
План работы МО классных руководителей с подробной разработкой семинаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020-2021_plan_raboty_mo_klassnyh_rukovoditeley.docx | 84.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чуровская средняя общеобразовательная школа
ПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Руководитель ШМО: Шмидт О.В.
2020-2021 уч.г.
В 2020 – 2021 учебном году МО классных руководителей планирует работать над темой: «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя».
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса.
При составлении плана работы МО на 2019 – 2020 учебный год, в основу были положены результаты мониторинга эффективности воспитательного процесса, самоанализы работы классных руководителей, посещение классных и внеклассных мероприятий, данные анкетирования обучающихся, проверка планов воспитательной работы.
Приоритетные направления методической работы:
1. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей.
3. Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
4. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Цель работы МО:
Повышение качества и эффективности системы воспитания, совершенствование форм и методов воспитания в школе посредством повышения компетентности и профессионального мастерства классных руководителей.
Задачи работы МО:
- Повышение теоретического, научно- методического уровня профессиональной подготовки классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы.
- Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности ученика.
- Изучение, апробация и анализ эффективности современных воспитательных технологий.
- Знакомство с новыми методами и формами организации воспитательного процесса в классе.
- Координация деятельности классных руководителей в организации воспитательной работы в классных коллективах.
- Создание информационно-педагогический банк собственных достижений, опыта.
- Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
- Создание оптимальных условий для развития личности каждого обучающегося в различных видах деятельности, сообразно его способностям, интересам, возможностям, с учётом потребностей общества.
Темы самообразования классных руководителей.
Класс | Тема самообразования |
1 а | Духовно- нравственное воспитание учащихся. |
1 б | Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. |
2 а | Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. |
2 б | Использование современных технологий во внеурочной деятельности |
3 а | Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. |
3 б | Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности |
4 а | Патриотическое воспитание в начальной школе |
4 б | Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. |
5 а | Правила межличностного общения. |
5 б | Правила межличностного общения. |
6 а | Правила межличностного общения. |
6 б | Правила межличностного общения. |
7 а | Правила межличностного общения. |
7 б | Правила межличностного общения. |
8 а | Патриотическое воспитание. |
8 б | Патриотическое воспитание. |
9 | Психолого-педагогическое содержание как условие успешности обучения учащихся. |
10 | Профориентация. |
11 | Профориентация. |
План работы МО классных руководителей на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Контроль за выполнением, оформление результата |
1. | Утверждение планов ВР | сентябрь | заместитель директора по УВР | Протокол |
2. | Посещение открытых мероприятий классных руководителей. | В течение года | заместитель директора по УВР, классные руководители | Протокол |
3. | Пополнение копилки интересных разработок классных мероприятий (электронном виде) | В течение года | Классные руководители | Протокол |
4. | Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности | В течение года | библиотекарь | Протокол заседания МО |
5. | Проведение теоретических семинаров на темы:Семинар « Реализация проекта «Марафон здоровья »». | 1 четверть | заместитель директора по УВР, руководитель МО классных руководителей | Протокол заседания МО |
6. | Семинар: «Soft skills. Дорога к успеху». | 2 четверть | заместитель директора по УВР, руководитель МО классных руководителей | Протокол заседания МО |
8 | Семинар: «Программа воспитания: работа над содержанием разделов «Виды, формы и содержание деятельности» и | 4 четверть | заместитель директора по УВР, руководитель МО классных руководителей | Протокол |
9. | Проведение педсовета на тему: Новая школьная программа воспитания как часть образовательной программы. 24.03.2021 г.
| 3 четверть | заместитель директора по УВР, руководитель МО классных руководителей | Протокол, приказ |
10. | Анализ деятельности классных руководителей | Май | заместитель директора по УВР | Протокол заседания МО |
11. | Консультации для классных руководителей | Сентябрь- май | заместитель директора по УВР , руководитель МО классных руководителей | |
12. | - Индивидуальные консультации по организаторской и социально- педагогической работе | В течение года | заместитель директора по УВР , руководитель МО классных руководителей | |
13 | Дистанционные курсы | В течение года | заместитель директора по УВР, руководитель МО классных руководителей |
Приложение №1
к семинару № 1 24.11.2020 г.
Семинар « Реализация проекта «Марафон здоровья»».
Здоровый образ жизни основан на принципах нравственности, рационально организован, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. У каждого человек есть большие возможности для укрепления и сохранения своего здоровья, трудоспособности, поддержания физической активности.
В настоящее время во всём мире наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшается физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, увеличивается преступность и наркомания среди детей и подростков. Без преувеличения считается, что увлечение наркотиками и другими вредными привычками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Безнравственность, незаконченное образование, преступность, насилие и разрушенные жизни – наиболее очевидные результаты их распространения.
Поэтому особое внимание привлекает проблема злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков. Особую роль в борьбе с этими явлениями играет их предупреждение. Сегодня это - актуальная проблема, стоящая перед обществом.
Цель проекта:
Профилактика употребления наркотических средств, табакокурения, потребления алкоголя, психоактивных веществ несовершеннолетними, формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения.
Задачи проекта:
1.Активизировать внимание на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на здоровье; на факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека: экологии, вредных привычках и др.
2.Помочь подросткам сделать правильный выбор - здоровый образ жизни.
3. Вызывать позитивные эмоции, способствующие поднятию духа и сплочению команд. Научить управлять своими эмоциями.
4.Создание условий для раскрытия гибких навыков у учащихся, необходимых в жизни для успешной коммуникации с другими людьми.
5. Создание условий для творческого потенциала каждого.
Волонтёрский отряд « Светоч» проводит в МБОУ Чуровская СОШ разнообразные мероприятия антинаркотической направленности. Специальная работа с юными волонтерами, а именно, привлечение к профилактической деятельности добровольцев из числа учащихся, повышает доступность и эффективность информации для школьников. Учащиеся школы во время лагерной смены сняли социальный видеоролик антинаркотической направленности. В этом видео дети выражают свою позицию к проблеме вредных привычек среди молодёжи. Так же дети рассказывают о проекте « Марафон здоровья» и приглашают всех учащихся школы к участию.
Демонстрация видеоролика.
Проект направлен на работу с разными возрастными категориями детей. Таким образом, все мероприятия разработаны с учетом возраста. Следовательно, информация должна предоставляться на разном уровне, в соответствии с возрастными особенностями. В связи со сложившимися санитарными условиями, все мероприятия проходят между обучающимися класса. Итоговые результаты подводятся по школе. Для формирования интереса и развития учащихся во время мероприятий используются: приёмы развития гибких навыков у учащихся, которые связаны с навыками здорового образа жизни.
Деятельность в рамках проекта
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
Информационно-просветительский блок проводится в образовательном
учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками, и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, классных часов, на родительских собраниях.
Возможно, в рамках развития социального партнерства, привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов, психологов. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
Практический блок включает в себя несколько этапов:
1)Диагностический. Проведения мониторинга в школе. Основные методы
работы на данном этапе: тестирование, анкетирование.
Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса
профилактики, выявление детей группы риска.
2)Информационно - пропагандистский этап.
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое
самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
План проведения мероприятий:
Мероприятия социального проекта | ||
N | Наименование мероприятия | Срок реализации |
1. | Классный час « Будьте здоровы». | 01.12.2020-14.12.2020 |
2. | Конкурс рисунков « Здоровая планета». | 14.12.2020-26.12.2020 |
3. | Конкурс видеороликов антинаркотической направленности « Мы за ЗОЖ». | 11.01.2021-16.01.2021 |
4. | Конкурс « Утренняя зарядка». | 18.01.2021-23.01.2021 |
5. | Конференция « Здоровье - наивысшая ценность». | 25.01.2021-30.01.2021 |
6. | Спортивная эстафета по классам. | 01.02.2021-06.02.2021 |
7. | Фото-кросс « Я выбираю спорт». | 08.02.2021-13.02.2021 |
8. | Конкурс фотографий об увлечениях и хобби « Живи ярко!». | 15.02.2021-27.02.2021 |
9. | Праздник настольного тенниса. | 15.02.2021-30.04.2021 |
10. | Общешкольное родительское собрание: «Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних». | 01.02.2021-28.02.2021. |
11. | Районное соревнование по настольному теннису. | 15.02.2021-30.04.2021 |
Сроки реализации проекта могут быть сдвинуты, в зависимости от эпидемиологической ситуации. |
Приложение № 2
к семинару № 2 01.12.2020 г.
Soft skills. Дорога к успеху.
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения приемов образовательной технологии шестиугольного обучения, развития гибких навыков.
Задачи:
• Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
• Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.
• Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Каждый классный руководитель ежедневно задает себе вопросы: Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как повысить мотивацию у современных школьников? И, пожалуй, один из главных вопросов – Как воспитывать детей сегодня для их успеха завтра?
Каждый день мы кропотливо трудимся, чтобы получить желаемый результат. Учитель как пчела? Почему бы и нет? Каждая пчела – это архитектор, прораб и работница своей стройки. Хочу познакомить вас с технологией шестиугольного обучения. Она позволяет включить учащихся в активную работу, т.е. формировать у детей устойчивый познавательный интерес. А это в свою очередь помогает в формировании и развитии «мягких навыков».
Данная технология предполагает использование шестиугольников – сот. Каждая из шестиугольных карточек – это определённые знания по определённому аспекту. Соты соединяются друг с другом благодаря понятийным или событийным связям. Это позволяет учащимся эффективно находить и классифицировать связи между самыми разнообразными факторами.
Задача учеников соединить соты определенным образом в конструкцию. Наличие 6 углов и ребер в шестиугольнике дает возможность ученикам проявить творческий подход! Одинаковых решений в такой работе не бывает! Первая группа создает модель «Успешного ученика», вторая – модель «Успешного учителя».
Работа в группах
Группы читают текст. Определяют составляющие успешности ученика (делают записи на сотах –шестигранниках) и составляют свои модели Успешного ученика и Успешного учителя.
Давайте заслушаем группы.
Так что же необходимо развивать у детей , чтобы в будущем они были успешными.
Внимание на экран. (демонстрация видеоролика)
Таким образом, в современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно еще «нечто».
Учёные выделяют навыки, которые помогают успешно развиваться в любой сфере и подразделяют их на 2 категории.
1 группа- hard skills. Это профессиональные качества, необходимые для выполнения прямых рабочих задач.
Навыки: твердые, мягкие.
легко наблюдать;
легко измерить;
легко продемонстрировать;
необходимы, чтобы эффективно заниматься
определенным видом деятельности.
Примеры:
умение решать математические задачи;
умение читать;
владение иностранным языком;
умение ездить на велосипеде.
социальные навыки;
неочевидно измеряемые;
эффективно помогают продемонстрировать и применить
твёрдые навыки;
необходимы в любом виде деятельности.
2 группа- soft skills или гибкие навыки. Эта группа навыков необходима всем.
Сами гибкие навыки были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось само понятие soft skills. Исследования в этой области начались в 1960 годы. В настоящее время интерес и потребность в этих навыках усиливается. Ценным становится уже не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться и приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
Чтобы расширить свои возможности в будущей профессии, необходимо развивать 4 различные группы универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские.
1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействовие с людьми.
• Коммуникабельность
• Грамотная письменная и устная речь
• Умение выступать на публике
• Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей)
• Гибкость и принятие критики
• Умение убеждать;
• Умение работать в команде;
• Деловая переписка
2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области.
• Аналитический склад ума
• Умение видеть и решать проблему
• Хорошая память
• Обучаемость
Мышление:
• Логическое
• Критическое
• Системное
• Творческое
• Проектное
• Структурноe
3.Волевые компетенции или Self-менеджмент
отвечают за достижение целей в работе.
• Ориентированность на результат
• Управление временем
• Упорство
• Стрессоустойчивость
• Готовность выполнять рутинную работу
• Планирование
• Инициативность
• Соблюдение сроков
4. Лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.
• Умение принимать решения
• Распределение задач
• Контроль
• Поддержка
• Ответственность
• Умение сформировать команду
• Наставничество
• Умение разрешать конфликты
• Умение решать проблемы;
• Мотивировать себя и других.
Когда и как развивать soft skills
Основы для некоторых универсальных компетенций даются человеку от рождения, например: упорство, хорошая память, любопытство. Но большинство soft skills можно и нужно развивать всю жизнь. Существует множество способов их приобрести.
• Пример родителей: помогает перенять часть компетенций, свойственных родителям. Так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения: учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
• для детей развивают все виды компетенций. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
• Проектная работа в школе позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект имитирует реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
• Детские лагеря - место, где дети постоянно общаются между собой. Особенно актуален лагерь в подростковом возрасте, на который приходится пик развития социальных компетенций. Еще больше практической пользы приносят развивающие лагеря - языковой, спортивный или профориентационный лагерь.
• Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым. Во время тренинга развитие компетенций является не фоновой, а целевой задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит.
Soft skills, которые считаются наиболее ценными
1) способность работать в команде;
2) способность принимать решения и решать проблемы;
3) способность общаться с людьми в организации и вне её;
4) способность планировать, организовывать и выделять приоритеты;
5) способность искать и обрабатывать информацию.
БЫТЬ ЛИДЕРОМ – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.
КРЕАТИВНОСТЬ – востребованных качеств личности
в современном мире.
КРЕАТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК:
способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях;
умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
Примеры упражнений по формированию soft skills:
1. Версионное мышление
В современном мире особо ценится версионное мышление - это один из составных элементов креативности.
Игра по карточкам.
1.Заварил кашу сам и расхлебывай
2. "Потому что март длиннее, чем февраль..".
3"Он лежит возле стены".
4 "Отец требует изменить "плохое поведение" сына."
5 "Что происходит между мамой и сыном?" "Мама делает вид, что говорит важные слова, сын делает вид, что внимательно ее слушает". "Мама говорит с лёгкой иронией, понимая что сын только вид делает что слушает. Руки сына сложены в небрежный замок, что говорит о невосприятии информации, а мамины руки подняты ладоням и кверху, все равно не слышит, а я не хочу портить настроения".
6 В Турции многие чистильщики обуви предлагают прохожим свои услуги абсолютно бесплатно. Однако те, решив воспользоваться предложением, сами платят им деньгами.
Почему?
Предприимчивые турки чистят бесплатно только один ботинок, а чтобы не выглядеть глупо в одном начищенном ботинке, прохожий вынужден платить за чистку второго.
7. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего? На первом.
8. У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях
9. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке? Кусок льда.
10. Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на "а", либо на "я": Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на "а", ни на "я". Назовите его. Любовь.
11 . Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...). Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Пример: анимация подарок.
2.
«Искусство успевать», тайм-менеджмент, управление временем – одно из самых необходимых искусств для современного человека. Разнообразной информации все больше. События происходят все быстрее. Нужно вовремя реагировать, укладываться во все более жесткие сроки. При этом как-то находить время для отдыха, увлечений, семьи, друзей… Если мы потеряем 1000 рублей, то это восполним, так как сможем заработать. Если мы потеряем 10-20 часов, то эту потерю мы не сможем восполнить никогда.
Упражнение 1 .Упражнения на персональное ощущение времени
Цель: определение индивидуальных особенностей восприятия времени.
Выполнение. Все участники закрывают глаза. После команды тренера им необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет минута. Отсчитывать мысленно секунды нельзя. Каждый открывает глаза и поднимает руку после того, как, по его мнению, истекла минута.
Упражнение демонстрирует широкий разброс результатов. Адекватность восприятия времени индивидуальна. Оптимальными считаются результаты, попадающие в интервал от 55 до 65 секунд.
Если получилось меньше, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.
Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.
Упражнение 2. «Поглотители времени»
Цель: Выявление поглотителей времени
Подумайте и выпишите все занятия, которые можно определить как «поглотители» времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?
Теперь, когда перед вами список основных «поглотителей» вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?
Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
Причины потерь времени:
• не умею отделить важные дела от второстепенных;
• не планирую предварительно свой день;
• личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
• не всегда знаю, что нужно делать;
• отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) ;
• не умею сказать «нет» ;
• моя личная недисциплинированность;
• не довожу начатое до конца ;
• долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
• много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят ;
• не знаю своего личного ритма физической и умственной активности ;
• очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
Методы управления временем:
1. Метод помидора
Когда использовать: когда нужно выполнять рутинную работу, требующую много времени. Например, готовиться к экзамену, писать отчет или делать уборку.
В чем суть метода: возьмите таймер, засеките его на 25 минут и работайте, не отвлекаясь ни на что. После одного «помидора» сделайте пятиминутный перерыв, а после четырех отвлекитесь от задачи на полчаса. Метод разработал студент Франческо Чирилло, когда готовился к сессии. Название появилось потому, что он засекал время на кухонном таймере в форме помидора.
Почему это работает: мозг может запоминать информацию и активно работать в течение 30 минут, а потом устает. Небольшие перерывы дают ему перезагрузиться и снова быть на пике продуктивности.
Метод лягушки
Когда использовать: метод подходит для выполнения неприятных задач, которыми вам совсем не хочется заниматься.
В чем суть метода: начинайте каждое утром с какого-то задания (лягушки), которое вы давно откладывали. Съели лягушку — и можете спокойно заниматься более приятными и интересными делами. Распределите по неприятной задаче на каждый день недели, чтобы они не копились, а решались по мере поступления.
Почему это работает: с утра у людей больше силы воли, чем вечером. А еще после завтрака лягушкой вы получите чувство свободы и высокую мотивацию на весь день.
Метод слона
Когда использовать: метод подходит для задач, требующих много времени и усилий. Это может быть написание курсовой, долгосрочный стратегический проект или изучение иностранного языка.
В чем суть метода: слон — это объемная работа. Чтобы его съесть, нужно сделать из него стейки. Другими словами, разделите большую задачу на пункты, внесите их в ежедневный план и постепенно выполняйте.
Почему это работает: большой проект вызывает ступор, и вы не знаете, с чего начать. А перед четко расписанным планом страх исчезает.
Метод швейцарского сыра
Когда использовать: когда нужно раскачаться, чтобы приступить к выполнению большой задачи.
В чем суть метода: методика работает так же, как со слоном, но вместо последовательного выполнения плана вы просто выбираете из большого проекта те задачи, которые вам нравятся, и решаете их в первую очередь. Таким образом, вы делаете в сыре дырки и уменьшаете его объем.
Почему это работает: задачи, которые вам интересны, завершаются быстрее и успешнее. Вы легко вычеркнете их из плана, и весь проект начнет вызывать приятные ассоциации. А еще, начав с несложных дел, вы сможете быстрее втянуться в процесс и оказаться в состоянии потока.
4.Самопрезентация
«Зачем детям уметь презентовать себя?» — спросите вы. Попадут в новый коллектив или будут проходить собеседование, их попросят рассказать о себе. Важно, чтобы ребенок был готов к этому, чтобы не мямлил невнятное: «Ну не знаю, люблю там футбол и все такое…»
Самопрезентация — это золотая середина между умеренной бравадой с целью саморекламы и разумной скромностью. Нужно отличать скромность от робости. Первая не мешает, а украшает, а вторая ставит в тупик и не дает раскрыть сильные стороны. Попробуйте искусственно, но ненавязчиво создать ситуацию, где ребенок расскажет о своих сильных сторонах, не красуясь. Понаблюдайте, какая реакция, насколько уверенный голос, находит ли нужные слова. Не давайте советов, послушайте внимательно, без малейшей иронии, даже если захочется улыбнуться.
Прокомментируйте, что понравилось — таким образом, закрепите удачные моменты. Даже если ему не удалось высказать или правильно сформулировать мысль, он и сам это поймет без подсказок. Обсудите, какие качества он хотел бы улучшить. Самое ценное — быть на позитиве, тогда, возможно, откроются новые глубокие темы для совместных бесед.
5.
Исследование аффективной сферы ребенка. Это совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Если движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.
• Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику-эту область можно назвать Желания и мотивы.
• Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, - внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение - это область мотиваторов: того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
• Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
• Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область - Аффекты.
Графическая методика «Кактус»
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения рисунка в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение, размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Важно учитывать характеристику «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристику иголок (размер, расположение, количество).
Качества испытуемых Признаки рисунка
Агрессия Наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности
Импульсивность Отрывочность линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству Крупный рисунок, центр листа
Неуверенность в себе, зависимость Маленький рисунок, расположение в низу листа
Демонстративность, открытость Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм
Скрытность, осторожность Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм Использование ярких цветов, "радостные" кактусы
Тревога Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями
Женственность Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм
Экстравертированность Наличие на рисунке других кактусов или цветов
Интровертированность На рисунке изображен один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества Дикорастущие, "пустынные" кактусы
На самом деле важно сочетать в себе и soft, и hard skills, только в балансе навыков удастся достигнуть хороших результатов в развитии. Считается, что hard skills легко научиться на любом жизненном этапе, а soft skills закладываются и развиваются с детства. Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует совершенствования методов организации воспитательного процесса, активного использования разных техник.
Проект решения:
1. Продолжить изучение приёмов по развитию soft skills.
2. Провести классные часы с использованием изученных приёмов.
Приложение № 3
к педагогическому совету 24.03.2021 г.
Новая школьная программа воспитания как часть образовательной программы
Добрый день, уважаемые коллеги!
План проведения педсовета:
1.Новая стратегия воспитательной работы
2.Примерная программа воспитания: структура и содержание
- раздел1.«Особенности организуемого в школе
воспитательного процесса»
- раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
- раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности.
- раздел 4. Основные направления самоанализа
воспитательной работы.
3. Проект решения педагогического совета.
О воспитании всегда говорят очень много и это понятно – дети – наше будущее. Сегодня обновление идеологии и практики воспитания происходит на всех уровнях. Новая стратегия воспитательной работы
2009 г. ФГОС общего образования
•Программа ДНР, воспитание ФГОС НОО(2009г)
•Программа воспитания и социализации ФГОС ООО (2010г – 12 пунктов,2012г-11пунктов)
2019 г.Примерная программа воспитания
•Структура примерной программы (4 раздела)
•Инвариантные модули
•Вариативные модули
•Ежегодный календарный план ВР
2020 г.ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
•Статьи 2,12,30
•РП воспитания, примерный календарный план ВР, модули
•Советы родителей, советы обучающихся
•(изменения с 1.09.2020 до 1.09 2021)
Основания для разработки программы воспитания: 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Изменения коснулись самого понятия «воспитание», целей, задач, форм его организации. Далее, в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении примерной программы воспитания» образовательные программы всех уровней образования должны включать в себя разработанные на основе примерной рабочие программы воспитания» В соответствии с этим к сентябрю 2021 года они должны быть переработаны. Так что самые важные изменения должны произойти именно на уровне образовательных организаций, причём всех уровней образования
Стратегическими ориентирами выступают основные характеристики подлинного воспитания школьников. Их всего – 6.
Первая характеристика – событийность. На смену чрезмерного количества формальных мероприятий, часто диктуемых сверху, должны прийти воспитательные дела – события. Для таких дел характерны три момента:
- во-первых, они интересны детям;
- во-вторых, в их выборе, подготовке и проведении играют активную роль сами школьники;
- и, в-третьих, эти дела является эмоционально, интеллектуально и духовно более насыщенными, чем формальные мероприятия.
Это позволяет значительно повысить эффективность воспитательного влияния на развитие детей. А значит надо действовать по известной формуле: лучше меньше да лучше.
Вторая характеристика – персонифицированность. Следует перейти от массового безликого к персонифицированному воспитанию. Надо дойти до каждого ребенка. Но дойти до каждой персоны школьника вовсе не означает несколько раз поднять его на уроке или внеклассном мероприятии, как делают в малокомплектных школах. Дойти до каждого – это означает, что воспитание связано с его мечтами, целями, интересами, потребностями, проблемами.
Третья черта – развивающая направленность воспитания. Не охват или занятость ребенка во внеурочное время, а направленность на развитие детей должна стать главным ориентиром в воспитательном процессе.
Четвертая характеристика – системность. От аспектно разрозненного к системному построению – один из главных векторов развития современной практики воспитания. На всех уровнях воспитательного взаимодействия педагогов с детьми надо использовать системный подход и создавать воспитательные системы.
Пятая черта – гуманистичность. Педагогам нужна не всякая система воспитания, а гуманистическая, в которой:
- ценностное основание составляют гуманистические ценности;
- деятельность направлена на реализацию потребностей и интересов детей;
- созданы условия для развития индивидуальности и субъектности школьников;
- преобладает демократический стиль взаимодействия между взрослыми и детьми.
И, наконец, шестая характеристика – рефлексивность. Подлинное воспитание – это воспитание рефлексивное.
Примерная программа воспитания (ППВ)… разработана сотрудниками
Института стратегии развития образования РАО;
2 июня 2020 года утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
К программе разработаны методические рекомендации и сборник разработок модулей программы воспитания (http://form.instrao.ru/examples.php)
В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся.
Предлагаю познакомиться со структурой Программы воспитания.
Примерная программа воспитания содержит 5 основных разделов.
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», Это краткая информация о:
- специфике расположения школы,
- особенностях ее социального окружения,
- источниках положительного или отрицательного влияния на детей,
- значимых партнерах школы,
- особенностях контингента учащихся,
- оригинальных воспитательных находках школы,
- важных для школы традициях воспитания.
Программа воспитания – это не отдельный документ, а раздел ООП школы. Поэтому в первом разделе программы кратко описываются именно особенности воспитательной работы школы.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»,
В этом разделе формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
В основе цели лежит воспитательный идеал, сформулированный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Как уже было сказано выше, цель - Личностное развитие школьников, которое проявляется:
1) в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых общественных ценностей (усвоение социально значимых знаний);
2) в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (развитии социально значимых отношений);
3) в приобретении соответствующего ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (приобретении опыта осуществления социально значимых дел).
Целевые приоритеты начального образования
Знание младшим школьником данных социальных норм:
- быть любящим, послушным и отзывчивым…;
- быть трудолюбивым…;
- знать и любить свою Родину… ;
- беречь и охранять природу;
- проявлять миролюбие;
- стремиться узнавать что-то новое;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, устанавливать хорошие уважительные отношения с другими людьми;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Целевые приоритеты основного образования
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников:
- к семье…;
- к труду…;
- к своему отечеству..;
- к природе как источнику жизни на Земле…;
- к миру как главному принципу человеческого общежития…;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу…;
- к культуре как духовному богатству общества…;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека…;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности…;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы….
Целевые приоритеты среднего образования
создание условий для приобретения школьниками опыта:
- дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой деятельности, участие в производственной практике;
- дел, направленных на пользу Родине, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- природоохранных дел;
- разрешения возникающих конфликтных ситуаций…;
- самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества…, опыт творческого самовыражения;
- ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- оказания помощи окружающим…, волонтерский опыт;
- самопознания и самоанализа.
В данном разделе так же расписаны основные задачи. Каждой группе необходимо выбрать 6 задач, которые наиболее успешно решаются в нашей школе.
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Понятно, что решение задач должно быть связано с организацией соответствующей деятельности, а значит и являться определённым направлением воспитательной работы
Таким образом, одна из поставленных школой задач воспитания соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Новый подход к разработке программ воспитания заключается в том, чтобы каждая задача совпадала с направлением воспитательной работы, а каждое направление было бы системно описано: через формы и содержание воспитательной деятельности до результата.
Поэтому следующий, третий раздел программы «Виды, формы и содержание деятельности» представлен в виде воспитательных модулей.
В каждой группе есть список с названиями модулей. Выберите, пожалуйста, модули, которые, на ваш взгляд, должны быть обязательно в программе воспитания.
Инвариантные модули. Разработчики считают, что эти модули должны входить в рабочую Программу воспитания каждой образовательной организации.
1 Модуль «Классное руководство»
2 Модуль «Школьный урок»
3 Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
4 Модуль «Работа с родителями»
5 Модуль «Самоуправление»
6 Модуль «Профориентация»
Вариативные модули.
«Ключевые общешкольные дела»
«Детские общественные объединения»
«Школьные медиа»
«Экскурсии, экспедиции, походы»
«Организация предметно-эстетической среды»
Модульный принцип построения программ воспитания заставляет по-новому взглянуть на систему воспитательной работы и её эффективность, даёт шанс сделать программу воспитания работающей, авторской.
Школа включает в свою программу инвариантные модули и (при необходимости) вариативные модули, которые помогут ей реализовать свой воспитательный потенциал -с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов. Школа вправе добавлять свои модули.
В рамках каждого модуля описываются используемые формы работы с детьми, распределенные (там, где это возможно) по уровням: индивидуальный, групповой, общешкольный, внешкольный.
При разработке вариативных модулей необходимо придерживаться следующих условий
Школа вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у неё кадровых и материальных ресурсов.
- Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы.
- Каждый модуль, как и вся программа направлен на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Каждой рабочей группе необходимо подготовиться к следующему семинару, для этого необходимо изучить особенности модулей, которые достались группе. Далее написать характеристику модуля и заполнить таблицу.
Четвёртый раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Описывается, каким образом школа осуществляет самоанализ воспитания в целях дальнейшей его корректировки.
Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития.
Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по ВР с последующим обсуждением его результатов.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание уделяется следующим вопросам:
1. какие проблемы личностного развития школьников удалось решить,
2. какие не удалось и почему;
3.какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Пятый раздел – это ежегодный план сетка мероприятий на каждый уровень образования.
Проект решения педагогического совета
1. Педагогическому коллективу школы изучить методические рекомендации по разработке программ воспитания.
2. Создать оперативные группы, по разработке модулей вариативной и инвариантной части программы воспитания до 06.04.2021 года.
3. Провести семинар и круглый стол по проблемам разработки и реализации программы воспитания 6.04.2021 г.
4. В срок до 1 сентября 2021 года привести образовательные программы в соответствие с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся».
Приложение № 4
к семинару № 3 06.04.2021 г.
Семинар: «Программа воспитания: работа над содержанием разделов «Виды, формы и содержание деятельности» и «План воспитательной работы».
Добрый день! Программа воспитания относится к документам, разрабатываемым школой на несколько лет вперед. В нее, конечно, будут время от времени вноситься коррективы, добавления, исправления. Это, вполне нормальное явление. Но в основном программа воспитания – это документ, отражающий постоянную работу школы, проводимую ею из года в год.
Сегодня мы продолжаем работу, начатую на педагогическом совете «Новая школьная программа воспитания как часть образовательной программы» и поговорим о содержании разделов «Виды, формы и содержание деятельности» и «План воспитательной работы».
Цель семинара: Наполнение содержанием разделов «Виды, формы и содержание деятельности» и «План воспитательной работы» Программы воспитания школы.
Задачи: 1. Познакомиться с результатами деятельности рабочих групп, созданных по решению педагогического совета «Новая школьная программа воспитания как часть образовательной программы».
2. Проанализировать и откорректировать предложенные результаты.
В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы, а именно «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация», «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Школьный музей», «Организация предметно-эстетической среды».
В каждом конкретном учебном году заявленные в программе виды и формы деятельности могут реализовываться по-разному – в разное время, в разных местах, разные люди могут быть ответственными за их реализацию. Даже их содержание может изменяться в зависимости от обстоятельств. Чтобы у педагогического коллектива было четкое представление о том, как именно будет организована воспитательная работа школы в каждом конкретном учебном году, школа разрабатывает ежегодный календарный план воспитательной работы на основе следующих принципов:
1. План воспитательной работы составляется на каждый учебный год. В нем конкретизируется заявленная в программе воспитания работа применительно к конкретному учебному году.
2. План воспитательной работы может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми и т.п.
3. Планы составляются в соответствии с тремя уровнями общего образования: начального, основного и среднего.
4. Традиционно большая часть воспитательной работы организуется в школе после уроков.
5. План-сетка воспитательной работы делится на несколько частей – в соответствии с реализуемыми школой направлениями воспитания, закрепленными в соответствующих модулях программы.
6. В плане воспитательной работы указывается, для какой категории школьников организуются те или иные мероприятия.
Выступление рабочих групп с результатами деятельности.
А теперь давайте подведём итог: Модули в программе воспитания нужно расположить в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы.
В заключение хотелось бы напомнить, что деятельность педагогических работников школы в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы МО классных руководителей
Материал содержит примерное планирование работы методического обединения классных руководителей...
План работы ШМО классных руководителей
Плану работы предшествует анализ проделанной работы за предыдущий учебный год...
План работы ШМО классных руководителей
Плану работы предшествует анализ проделанной работы за предыдущий учебный год...
план работы Мо классных руководителей
план работы МО классных руководителей на год...
План работы МО классных руководителей
ПЛАН РАБОТЫ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 5-11 КЛАССОВ. Цель: Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя....
План работы ШМО классных руководителей 2020-2021 гг.
План работы ШМО классных руководителей 2020-2021 гг....
План работы Школы классного руководителя на 2018-2019 учебный год (разработан наставником классных руководителей Томиной Ю.В.).
План Школы классного руководителя....