История возникновения православных воскресных школ
статья

Лаптева Светлана Юрьевна

Выступление на Рождественских чтениях «История возникновения православных воскресных школ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rozhdestvenskih_chteniyah.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Рождественских чтениях.

(сл.1)

Тема: «История возникновения православных воскресных школ».(сл. 2) «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть царствие Божие».(Мар. 10: 13-14)

   (сл. 3)Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что первые церковные школы появились вскоре после принятия христианства при поддержке князей, однако вплоть до второй половины 15 века их число оставалось небольшим. Такие школы создавались при храмах и монастырях в крупных городах. В годы монголо-татарского ига развитие церковных школ приостановилось. Со второй половины 15 века вплоть до начала 18 века происходил их интенсивный рост. Школы открывались духовенством, представители которого, как правило не только управляли, но и занимались одновременно преподаванием. Учащиеся, взятые из домов родителей, жили при школе. Обучение начиналось с 7-9 лет. Программа церковных школ впервые была утверждена Церковным собором 1551 года. Преподавалось чтение церковных книг, письмо, церковное пение, иконописание. Со второй половины 18 века в программу входила и арифметика. Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине 19 века. Отметим, что выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И.Пирогову и профессору П.В.Павлову.(сл.4-5) Император Александр первый официально призвал духовенство к активному участию в организации школ. Согласно утвержденным императором 24 января 1803 года «Предварительным правилам народного просвещения» все существующие гражданские учебные заведения были разделены на 4 разряда, первый из которых составляли общесословные приходские училища, подведомственные университетам вплоть до принятия в 1835 году нового университетского устава. Закон Божий в таких школах должен был обязательно преподаваться духовными лицами, прошедшими предварительное обучение в духовных семинариях или училищах. В силу загруженности духовенства основной деятельностью в приходах священнослужители уделяли мало внимания преподаванию и не были заинтересованы в дополнительной нагрузке, не владели современной методикой обучения. В 1860-1870 годах церковные школы постепенно приходили в упадок, закрывались. В 1879 г. Комитет Министров специально рассмотрел вопрос о роле духовенства в народном образовании. В 1882 г. Синод учредил комиссию для составления правил о церковно-приходских школах, которая решила целиком предоставить начальное обучение духовенству и подготовила соответствующие документы. Возрождение системы церковных школ относится к 1880-1890 годах. В начале 20 века в России началось возрождение воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование детей.

   Итак, мы кратко ознакомились с историей возникновения воскресных школ вообще. Но наибольший интерес для нас представляет история создания воскресных школ в Тульской области. До середины 19 века в волостях Тульской губернии не было школ, поэтому за получением образования ездили в уездные города и в сам губернский город Тулу.(сл.6) 6 мая 1850 года в селе Никитском Богородицкого уезда на средства графа Владимира Алексеевича Бобринского была открыта первая в Воловском крае церковно-приходская школа, в которой начали обучать крестьянских детей. В 1850-1860 годах по решению Святейшего Синода такие же школы были открыты в селе Новгородском, Любимовке, Солодилово и Волово. В этих школах детей обучали письму, священной истории и арифметике.(сл.7) 5 ноября 1894 г. в с. Никитское была открыта воскресная женская школа для девушек не моложе 15 лет. При школе так же был дополнительный класс, в котором обучались девочки младшего возраста, а преподавали девушки-крестьянки, окончившие курсы в воскресной школе. Школа была открыта по инициативе местного священника Петра Модестова на средства церковно-приходского попечительства. Главным предметом этих учебных заведений был закон Божий, чтение, письмо, русская история. Помимо воскресенья занятия часто проводились в субботу. Эту школу посещали до 120 девиц. Законоучителями в школе состояли священники Троицкой церкви Петр Модестов и Алексей Нащекин. Обучением занимались учителя земской школы: окончивший курс семинарий Василий Дмитриевский и окончивший курс земской школы и имевший звание учителя крестьянин Чуйкин, а также дочь священника Ольга Модестова. По примеру с. Никитского воскресные школы стали открываться и в других селах.

   (сл.8)В 1999 г. в п. Тёплое при Свято-Иверском храме была открыта воскресная школа по благословению настоятеля храма протоиерея Валентина Дудина. Школа действует по сей день.(сл. 9) Цель воскресной школы состоит в том, чтобы помочь родителям в раннем возрасте своих детей заложить в их души основы духовных и нравственных ценностей, сделать все возможное, чтобы дети сознательно и добровольно приняли Иисуса Христа в свое сердце как личного Спасителя; чтобы могли свободно и радостно свидетельствовать об этом окружающим. Деятельность воскресной школы направлена на то, чтобы помогать детям родиться свыше, обретать радостную полноту жизни в Иисусе Христе. Наши воспитанники это ученики школ №1,2 п. Тёплое. В этом году к нам пришли дошколята.(сл. 10-11) Педагогический коллектив воскресной школы: Настоятель Свято-Иверского храма протоиерей Валентин Дудин (Катехизис), Ремизова Н.И.- помощник настоятеля храма по катехизаторской работе, Братскова Т.С. – Основы Православной культуры, Лаптева С.Ю. – основы духовной музыки.(сл. 12) Кроме Рождественских и Пасхальных утренников, которые проходят в храме, мы проводим открытые уроки истории «Преподобный Сергий Радонежский», «Пресвятая Богородица, спаси Русь Православную!» ко дню народного единства; урок посвящен подвигу русского народа, отразившего нашествие армии Наполеона на нашу землю 200 лет назад.(сл. 13-17) Традиционно мы организовываем поездки по святым местам для учеников и родителей, соединяющие в себе светский и православный компоненты. Светский компонент – это посещение музеев, позволяющих расширить кругозор наших детей знаниями о жизни замечательных людей. Мы побывали в г. Москве в музее «Наша эпоха» и Марфо-Мариинской обители; в музее- заповеднике «Спасское-Лутовиново» и в литературном музее Н.С.Лескова, в Свято-Введенском женском монастыре г. Орла; музей «Палаты бояр Романовых» и Новоспасский монастырь г. Москва. В этот юбилейный год Преподобного Сергия Радонежского 18 октября мы посетили Троице-Сергиеву Лавру, побыв у мощей Преподобного Сергия.(сл. 18) 12 июля 2013 года воспитанники воскресной школы приняли участие в десятом православном фестивале «Дубна православная». По благословению и под руководством отца Валентина каждый год проходит православный поход учеников воскресной школы.(видео похода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к православному празднику Пасхи для учащихся 7-9 классов и слушателей Воскресных школ

Данный сценарий разработан мною к выступлению моих "воскресников" на детском Пасхальном фестивале. В нём использованы стихи поэтов 19-20 веков, а также православные песнопения. Материал может быть исп...

История возникновения методов преподавания ИЗО в школе на разных этапах развития образования

Выступление содержит основные этапы в исории возникновения методов ИЗО и самого предмета...

Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2011 год.

Сценарий разработан для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме....

Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2012 год.

Сценарий составлен для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме.  В сценарий включена сценка  по мотивам русской народной сказки "Теремок"....

Сценарий праздника "Пасха". Воскресная школа, 2013 год.

Сценарий составлен для детей, посещающих Воскресную школу при храме. В сценарий включена театральная сценка "Пасхальный колобок"....

Урок воскресной школы "Первая печатная православная книга"

Данный урок я проводила на базе школы-интерната №12,8 вида, с.Юца. Перед уроком, в часовне иконы Божьей Матери Воспитание, на территории школы, отец Александр прочел МОЛЕБЕН....

На данной странице размещены материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе" в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования") на тему "Деньги.История возникновения"

На данной странице размещены  материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе"  в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования"): разв...