Статья "Проблемы формирования читательской грамотности как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов"
статья
Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе, и неразрывно связывается с понятием «текст».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы формирования читательской грамотности
как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов
Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе, и неразрывно связывается с понятием «текст».
Что же следует понимать под читательской грамотностью? Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Главный акцент сделан на понимании и использовании текстовой информации. Кроме того, читательская грамотность главной своей целью преследует социализацию личности через чтение. Исследования ученых показывают, что чтение для удовольствия (или свободное чтение) очень существенно влияет на жизнь людей независимо от их общественного положения. Постоянно читающий человек социально активен и успешен.
Новый образовательный стандарт предполагает работу в основной школе на всех предметах по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся на этапе обучения в основной школе должны усовершенствовать технику чтения и приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, а также получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения, овладеть различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения текстов разных видов, научиться выбирать стратегию чтения в зависимости от учебной задачи.
На экзаменах по различным предметам проверяется большая часть основных умений, связанных с процессом чтения. Кризис чтения, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.
Как правило, выпускники средних общеобразовательных школ плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.
Современный учитель должен поставить цель - научить школьников вдумчивому чтению. Отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, поможет диагностировать результаты и отследить динамику.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
1. Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
2. Интерпретация текста.
3. Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.
Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.
Формированию чтения как основной метапредметной компетенции может способствовать поэтапная реализация единого режима работы школы с текстовой информацией:
1. Актуализация проблемы и целеполагания. Предполагает оценку состояния проблемы, проведение первичной диагностики навыков осмысленного чтения и читательских интересов школьников, оценку имеющихся ресурсов, формулирование цели и создания модели идеального читателя-школьника.
2. Обучение специалистов. Осуществляются подготовка и переподготовка кадров по следующим приоритетным направлениям: -повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей, переподготовка преподавателей по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин; -организация образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности.
3. Выработка стратегии, плана действий и технологий обучения чтению. Использование принципа системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками; принципа межпредметной интеграции; принципа диалогичности при работе с текстом; принципа активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению; принципа технологичности процесса обучения работе с письменными текстами; принципа непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности между ступенями образования; принципа дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.
Обязательным элементом работы с текстовой информацией должно быть создание вторичных текстов (рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т.д.), социально и личностно значимых для ученика.
4. Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией. Проходит на разных уровнях в учебной деятельности (через работу с текстовой информацией на уроках всех предметов и т.д.); во внеклассной деятельности (через создание уголков чтения в классных кабинетах, организацию театральных кружков и студий), во внешкольной деятельности (через организацию совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры).
5. Рефлексия и подведение итогов.
Мониторинг техники чтения в образовательной организации, сравнение с результатами региона и в целом по стране.
Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это, бесспорно, актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.
Говоря о формировании навыков чтения в рамках введения ФГОС, необходимо помнить, что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который будет читать всю жизнь. Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста».
Список литературы:
1. Кузьмин Е.И. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по её реализации: Сборник материалов / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. – 480 с.
4. Кузьмин, Е.И. Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: МЦБС, 2009. – 104 с.
7. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности.-М.: Школьная библиотека,2005.-512 с.
10. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / сост.: Е.И. Кузьмин, О.К. Громова,. – М.: МЦБС, 2007.
11. Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению [Электронный ресурс] – М:. РАО, Институт содержания и методов обучения, 2010. – Электронный режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm#pisa_pub /Peport_PISA2009/Read.ZIP
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование метапредметных компетенций обучающихся при решении текстовых задач на движение».
Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается на столько тесно связан с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в о...
Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...
Обобщение опыта на муниципальном конкурсе "Учитель года - 2015" по теме "Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы"
Представление и описание опыта, презентация....
«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...
Практико-ориентированные задачи как способ формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.
В материале задачи с практическим содержанием рассмотрены как одно из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике, требований ФГОС СО...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Развитие читательской грамотности как основной метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов
laquo;Люди перестают думать, когда перестают читать». Этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умен...