Использование инновационных технологий, как активных форм обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда
статья

Пурдяева Валентина Викторовна

Инновационные технологии являются активными формами обучения детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Использование инновационных технологий  как активной  формы обучения детей с ОВЗ на уроках

 «Цветоводства и декоративного садоводства»

Учитель Пурдяева В.В.  

                                                                                  Чтобы дойти до цели,

                                                                                 надо,  прежде всего, идти.

                                                                                                               Бальзак О.

     В современном мире дети с проблемами в развитии не должны быть отодвинуты как социально не востребованные. Общество обязано нести ответственность за их умственное и физическое развитие и помочь детям достигнуть необходимо возможного уровня развития для дальнейшей социализации в обществе. Обучение детей с О.В.З. в коррекционной школе, по сути, являлось  консервативным в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни потребовали  соответствия новым реалиям.

Признание прав каждого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления стало понятным каждому.

     В настоящее время педагогика открывает нам большие возможности в поиске новых форм, методов и средств в обучении и воспитании наших детей, также постоянно появляются новые подходы в организации учебного процесса.

     Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования в организации урока, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Именно поэтому, считаю необходимым,  подобрать  и применять в обучении  своему предмету,  те перспективные технологии, которые помогут реализовать возможности и способности детей с проблемами в развитии.

      В силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учителя и учащихся я включила ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТНОГО  ОБУЧЕНИЯ как приоритетную. Этот метод помогает мне  раскрыть  детям, для чего им нужны полученные знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. К тому же  основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их возможному конструированию  своих  знаний. В чем продуктивность применения проектной технологии:

- технологичностью: при последовательном выполнении работы задания предлагаются  по принципу « от простого к сложному» « от конкретного к абстрактному» при этом обязательно достигается желаемый результат;

- высокой эффективностью урока;

- развитием и поддержкой интереса к предмету;

-развитием коммуникативных навыков учащихся;

- практическим применением  приобретенных знаний и умений в новых ситуациях;

-развитием не речевых навыков учащихся;

-созданием благоприятного морально- психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и учащихся.

     Проектное обучение позволяет мне убрать  шаблонности в преподавании предмета.  Побуждать воспитанников к творчеству, развивать навыки экспрессивной речи и поддерживать познавательный интерес во время выполнений проектов.

     Создав  необходимые условия для реализации творческих способностей учащихся на уроках, я определила ЦЕЛЬ.

НАУЧИТЬ:

-приобретать знания самостоятельно;

-пользоваться уже имеющимися знаниями для решения других  задач;

- искать пути решения проблемы, выбирая  оптимальную, при наличии альтернативы;

- планировать свою деятельность;

-объективно оценивать процесс и результат.

     Использование  проектной  технологии  на уроках дает возможность учащимся больше работать самостоятельно, развить свои способности и проявить лидерские качества.

      Внедрение ИНФОРМАЦИОННО И  КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ оживило учебный процесс, сделало его динамичным и реалистичным. Знания, которые учащиеся получают на уроке с использованием И.К.Т., приобретаются разными каналами восприятия, поэтому  лучше воспринимаются, усваиваются и запоминаются.

     ИКТ является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционный  развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов восприятия, расширить кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

     ИКТ  дает возможность:

* представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

*создать положительную мотивацию (привлечение внимания);

* активизировать познавательную деятельность;

*оптимально  использовать время на уроке;

* видеть реакцию учеников.

* в  практике   использую:

электронные тесты;

интерактивные игры;

презентации.

     ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

*повышает эффективность усвоения учебного материала;

*повышает  скорость запоминания (3 вида памяти: зрительная, слуховая, моторная);

*активизирует  и развивает  психические функции;

*формирует  теоретическое, творческое  и рефлексивное мышления;  

* готовит  учащихся к миру, построенному на цифровых технологиях.

     Презентации использую на различных этапах урока:

  • в начале для обозначения темы, с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • как сопровождение моего объяснения (схемы, рисунки, видеофрагменты);
  • как информационно - обучающее пособие;
  • для контроля усвоения учебного материала.

     Учебный предмет позволяет мне обеспечить реальное включение в образовательный процесс ТЕХНОЛОГИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

     Работая над формированием нравственной личности ребенка с ОВЗ я поставила задачи:

*развивать нравственно – личностные положительные качества ребенка;

*воспитывать у детей умения и навыки осмысления своих поступков;

*повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

     Так как главное в работе учителя отводится воспитанию и обучению детей, все внимание направляю на формирование ребенка с нарушением интеллекта, как на личность, которая непременно попадет в среду общества.

     Основным звеном ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ является проблемная ситуация. Проблемная ситуация побуждает у учащихся мысль, познавательную потребность. Проблемные ситуации создаю при организации практической деятельности детей, в исследовательских заданиях. Чтобы проблемное обучение было эффективным, реализую следующие условия:

  • интерес к содержанию проблемы;
  • посильность решения проблемы для учеников;
  • значимость для учеников информации получаемой при решении;
  • диалогическое доброжелательное  общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, высказанных учащимися.

     Проблемная технология позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.

Проблемная технология обучения решает задачи:

*стимулирование мотивации;

*повышение познавательного интереса;

*формирование самостоятельности, ответственности, самокритичности, инициативы;

*развивает творческие способности;

*формирует убеждения;

*формирует навыки исследовательской деятельности;

*развивает коммуникативные компетенции.

      Построение урока с позиции ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние учащегося в процессе учебной деятельности, возможности длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное наступление переутомления. Правильно организованный урок  и результат – взаимный интерес, который подавляет утомляемость.

     Важным аспектом является психологический климат для ученика на уроке. Решая задачу переутомления, и появляется стимуляция для раскрытия творческих возможностей учащихся. Создавая  доброжелательную обстановку на уроке, стараюсь быть внимательной к каждому высказыванию, тактично исправляю ошибки, поощряю к самостоятельной мыслительной деятельности, использую юмор.

     Для снятия эмоционального напряжения использую:

-интерактивные обучающие программы;

-игровые технологии;

-оригинальные задания.

Применение физкультпауз должно быть уместным и правильным.

     Используя в своей работе новые технологии, я смогу помочь детям преодолеть трудности в освоении образовательной программы по своему предмету.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения.

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения ...

Статья "Игровые технологии как активная форма обучения на уроках географии"

Игровые технологии, как активная форма обучения в последнее время получила широкое распространение. В нашей жизни игры имеют весьма разнообразное значение. Особое значение приобретают они в учебн...

Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.

В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе....

Обучение детей с ОВЗ на уроках профильного труда с применением элементов здоровьесберегающих технологий

В сообщении изложено  применение здоровье сберегающих технологий на уроках профильного труда...

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

Презентация "Использование инновационных технологии, приемов и форм для повышения качества образования в современной школе"

Использование инновационных технологии, приемов и форм для повышения качества образования в современной школе...

Использование инновационных технологий, как активной формы работы для детей с ОВЗ на уроках цветоводства.

Использование инновационных технологий, как активной формы работы для детей с ОВЗ на уроках цветоводства....