Методический семинар
методическая разработка
для работы учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_formirovanie_kommun_kompet.ppt | 1.95 МБ |
poyasnitel._zap._kommunikat_kompet.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытий, пережитых на уроке, при прочтении художественного текста, лаконичного доказательства теоремы, изящного выведения формулы. Оно передаётся только Словом Учителя…. Калугина Т.Г.
Обоснование проблемы Формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии. Коган Е.Я. Необходимость создания условий для целенаправленного формирования коммуникативной компетенции у учащихся в современном образовании Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования коммуникативной компетенций у учащихся
Цель: Сформировать коммуникативную компетенцию и сохранить интерес к предмету. Задачи: 1. Обобщение опыта работа и выделение наиболее интересных продуктивных методов. 2. Переработка современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы. 3. Повышение интереса к русскому языку и литературе, активизация творческой деятельности учащихся.
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования, в главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается на то, что «личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».
Формирование коммуникативной компетенции Умение работать с информацией Умение общаться Самостоятельность Правильная речь Грамотное письмо Умение работать в команде
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Определение темы; Определение идеи; Основная мысль высказывания; Стиль и тип речи; Определение художественных средств и фигур речи. Лингвистический анализ текста: Развитие творческих способностей
Примеры заданий Вопросы проблемного характера к рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Расскажите об окружающем мире Матрёны. Как боролась Матрёна с обидами, которые наносила ей жизнь? Как относились к Матрёне родные, соседи, односельчане? Почему автор отводит значительное место сцене похорон? Кого можно назвать самой страшной фигурой в рассказе? Почему? Виновата ли Матрёна, что Фаддей стал таким? Объясните. Как вы думаете, гибель Матрёны – это стечение случайных обстоятельств или некая закономерность? Объясните. Почему Матрёна - праведница? Можно ли назвать её святой? Встречались ли вам такие люди, как Матрёна? Расскажите о случаях проявления в поступках людей бескорыстия, милосердия по отношению к людям, животным.
Умение понимать подтекст, видеть скрытый смысл. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Глава «Приезд Базарова в родительский дом». Вопрос-задание: Родители Базарова – люди небогатые, но бедность свою старательно скрывают. Найдите в тексте эпизоды, слова, подтверждающие эту бедность. Поиск, анализ подтекста, исторические и временные подсказки помогают выяснить, что иметь во владении 22 души – это очень мало; становится понятен окрик хозяина дворовой девочке Танюшке: «На подносе, слышишь!?» ребята приходят к выводу, что раньше девочка приносила барыне стакан воды без подноса, теперь же. При госте, нужно соблюдать приличия и подать. Как полагалось в богатых домах – на подносе. В одном только этом отрывке ребята находят более десятка таких признаков.
Умение видеть и выделять художественные особенности речи. И. Бабель Рассказ «Король» Карточка-задание к рассказу И. Бабеля «Король» Выберите из текста 3 ярких сравнения (пример: «факелы расцвели, как чёрные розы») Выберите из текста 3 выражения одесского разговора (пример: «тогда шпики начали бояться») III. Ответьте на вопросы: 1. Каким образом Беня заставил Сендера Эйхбаума отдать деньги? 2. Что привлекает в образе Бени Крика? Что отталкивает? 3. Какой эпизод наиболее поразил вас? Опишите его. Решите кроссворд: 8 К - Профессия отца Бени 1 О 7 Музыкальный инструмент на свадьбе 1 Р 5 Звание, чин нового начальника участка 1 О 7 Улица, где жила тётя Хана 1 Л 3 То, из чего сшита подкладка тяжёлого кошелька 6 Ь 2 Кем обещал стать Король Эйхбауму?
Результативность: Активизация познавательной и творческой деятельности; Активное участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях; Повышение интереса к изучению русского языка и литературы; Умение и желание писать исследовательские проекты и создавать презентации.
Участие учеников в конкурсах Вид, название мероприятия Уровень Результат Дата Документ Конкурс сочинений «Отец-отчество-Отечество» республиканский 2 место 15.01.2016 Грамота Конкурс диктантов «Грамотей 2015» (среди 7 классов) муниципальный 2 место 15.10. 2015 Грамота Конкурс диктантов «Грамотей 2015» (среди 6 классов) муниципальный 1 место 15.10. 2015 Грамота Конкурс выразительного чтения «Праздник поэзии - 2015» (среди 8-9 классов) муниципальный 1 место 10.12. 2015 Грамота
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд
Используемая литература: 1.Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск.,2013 г. -1 22 с. 2. Катаева И.В. Грамотность чтения. Красноярск., 2014 г. – 62 с. 3. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с. 4.Сенина Н.А. Русский язык «Заговори, чтобы я тебя увидел». Ростов-на Дону., 2013 г. – 233 с. 5.Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы: http://rud.exdat.com/docs/index-805658.html 6.Формирование коммуникативной концепции на уроках русского языка и литературы: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf
Предварительный просмотр:
«Методический семинар»
Мальцева Н.С.
МБОУ СОШ с. Балгазын
Пояснительная записка
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках
русского языка и литературы»
Формирование компетенций – это не смена содержания.
Это смена способа, смена технологии.
Е.Я. Коган
Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром»
Таким образом, говоря о коммуникативной направленности в преподавании русского языка и литературы, наша задача состоит в том, чтобы выдвинуть на передний план практическое пользование языком, речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. А значит, обучение общению – это обучение речевой деятельности. Вся система работы строится на том, чтобы вызывать необходимость общения, потребность в нём. Учиться общению, общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.
Сегодня в век развитых информационных технологий, в век прогресса и повсеместной компьютеризации, а также расширяющейся системы массовых коммуникаций идёт и обратный процесс в коммуникативной стороне общения. Дети осваивают сложнейшие ИКТ, и в то же время не способны передать содержание прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде, не владеют монологической и диалогической речью, не умеют приводить примеры, подбирать аргументы. теряют способность общаться; не умеют корректно строить отношения с взрослыми и сверстниками; не умеют свободно фантазировать; их эмоциональная жизнь бедна, а творческие возможности не направлены на решение жизненных задач.
А между тем требования времени ведут к тому, что сегодняшний выпускник должен обладать не только базовым уровнем традиционной грамотности. Но и умением анализировать, запоминать, синтезировать, суммировать и оценивать содержание информации. Следовательно, курсу русского языка и литературы отводится ведущая роль в формировании коммуникативной компетенции, поэтому считаю, что формирование коммуникативной компетенции – это одно из основных направлений и целей предметов, которые я преподаю.
Именно коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся:
- Оценивать успешность ситуации общения;
- Слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению
- Аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм приличия.
- Общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его особенности (возраст, статус и т. д.).
- Владеть формами диалога и монолога
- Избегать конфликтов и грамотно разрешать их при возникновении
- Стимулировать собеседника к продолжению общения
Таким образом, обучение обучающегося вежливому, корректному общению – одна из главных задач предметов «Русский язык» и «Литература». В необходимости этого убеждают результаты ЕГЭ по русскому языку, где выявляется невысокий уровень в развитии коммуникативной компетенции.
Основная проблема, которая стоит передо мной: я должна научить учащихся общаться, а школьники, увлечены компьютерами и в связи с этим теряют способность общаться непосредственно, а также читать и работать с текстом на уроке. Как преподаватель русского языка и литературы я ставлю перед собой цель: сформировать коммуникативную компетенцию и сохранить интерес к предмету. А это возможно, по моему мнению, только при интеграции современных методов обучения.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- Обобщение опыта своей работы и выделение наиболее интересных и продуктивных методов формирования коммуникативной компетенции.
- Интеграция современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы.
- Повышение интереса к русскому языку и литературе и активизация творческой деятельности учащихся (участие в различных творческих конкурсах)
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования, в главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» указывается на то, что «личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности». Здесь мы можем заметить, что формирование коммуникативной компетенции является на сегодня одним из приоритетных моментов современного образования, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации, обучающихся в современном мире.
Коммуникативная компетенция включает способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Как одно из направлений деятельности по формированию коммуникативной компетенции является работа с текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа, развивает творческие способности.
Сегодня учитель литературы с грустью, а чаще с безнадёжностью, отмечает: дети, подростки, а затем и взрослые не читают. Причина: мечта и страсть современного ребёнка и подростка вовсе не скромный томик классика, а компьютер. И нам, учителям, конечно же, никуда не уйти от грустных реалий современности. Наша задача в том, чтобы книга, ценность слова писателя царили на уроке литературы и русского языка в полной мере, если уж в жизни подросток не находит к ним пути.
Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Невозможно в пересказе отразить особенности речи героев, составить их речевую характеристику. Особенно это важно для ребят, для которых русский язык – не родной. Так при изучении пьесы «Гроза» А. Н. Островского ребята, составляя по тексту пьесы речевую характеристику героев, отмечают, что Борис говорит правильно, грамотно – он образован, учился в Коммерческой академии в Москве. Дикой, напротив, часто коверкает слова, не понимает их смысла; речь у него безграмотная, он часто ругается. У Катерины речь плавная, напевная, как народная песня, полная эпитетов, сравнений.
Учащиеся должны самостоятельно либо с помощью учителя составить речевую характеристику героев, используя текст, а не готовые безликие пересказы.
Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно. Им негде кроме как на уроке удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах, задуматься о чём-то более важном, чем потребность «хлеба и зрелищ».
Меня всегда немного удивляет то, как внимательно, сочувственно переживая, слушают подростки «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. Ведь затрагивает их за живое история одинокой старушки Матрёны, не понятой никем. С интересом работают они над вопросами к этому произведению, потому что вопросы в них проблемного характера.
А каким восторгом загораются глаза ребят на чтении 12-й главы романа «Мастер и Маргарита»! Бессмертный Булгаков удивляет не хуже «ужастиков и фантастик» Голливуда.
Я думаю, нужно удивлять, нужно показывать литературу. Как предмет живой, нескучный, интересный и увлекательный. И в этом поможет чтение. И не зря словесники считают, что «чтение – это патриотическое дело».
И, конечно же, работа с текстом произведения не сводится только лишь к его прочтению. Чтобы понять авторский замысел, увидеть красоту. образность, своеобразие слова писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении, необходимо показать обучающимся, что изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык, но и даст возможность понять человека, полноценно общаться с окружающими, что является главной составляющей коммуникативной компетенции.
Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:
- постановка вопросов к тексту
- составление плана
- поиск ответов в тексте на поставленные вопросы
- построение таблиц на основе текста
- подробный пересказ текста
- составление речевых и портретных характеристик героев
- письменные ответы на вопросы по тексту
- найти в тексте скрытый смысл (умение видеть подтекст)
- В отличие от процесса стихийного чтения – это приёмы осознанного и целенаправленного чтения.
Большое внимание на уроках русского языка и литературы уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение художественных средств и фигур речи. Такая работа не только развивает творческие способности обучающихся, но и готовит их к написанию сочинений ОГЭ и ЕГЭ.
Существенным признаком формирования коммуникативной компетенции является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.
Часто после прочтения ставлю перед обучающимися проблемные вопросы, например, при изучении романа «Мастер и Маргарита»: Как вы думаете, как вели бы себя наши современники, если бы чёрный маг Воланд устроил подобное в нашем Доме культуры? Ребята, обсуждая, приходят к выводу, что люди вели себя так же, как и посетители варьете в романе М. Булгакова.
Умение читать между строк, видеть скрытый смысл, понимать подтекст немаловажно при формировании коммуникативной компетенции.
Изучая пьесу «Гроза», использую такой приём, как «театр на уроке», который формирует в обучающихся артистизм, фантазию, так как ребята выступают в роли актёров, режиссёров, постановщиков эпизода, костюмеров, зрителей, наконец.
Умение составить портретную характеристику героя и сопоставить её с характеристикой на другого героя проявляется на уроках по роману «Отцы и дети». На уроке по биографии Ф.М. Достоевского предлагаю обратить внимание на портрет самого писателя. Ребята, описывая внешние черты, раскрывают внутренние, которые говорят о судьбе писателя (болезнь, страдания, одиночество, несчастье)
Предваряю изучение произведения документальными историческими экскурсами в прошлое. Так, на уроке по изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова в презентации использую кадры документального фильма о жизни и труде крестьян. При изучении пьесы «На дне» М. Горького использую фотографии Хитровского рынка и его обитателей, которые помогут увидеть героев пьесы такими, какими их видели современники. Такие моменты делают произведения понятными, привязанными к эпохе.
В полной мере использую на уроке искусство: архитектуру, скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство. Они расцвечивают, духовно обогащают, наполняют эмоционально текст, урок.
Работа с текстом также помогает усвоить некоторые правила коммуникативной компетенции:
- нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна самому себе;
- нельзя использовать двусмысленные расплывчатые слова и выражения и пользоваться незнакомыми, непонятными или узкоспециализированными терминами;
- нужно быть постоянно готовым к пониманию, т.к. существует очень много семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному или неточному пониманию сообщения;
Можно считать положительным результатом участие моих учеников в различных конкурсах и награждение их грамотами и призами:
Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта.
Считаю, что каждый учитель должен работать с учеником в процессе обучения на определённый положительный результат, который будет являться «фундаментом» в дальнейшем построении своей жизни выпускником школы.
Используемая литература:
1.Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск.,2013 г. -1 22 с.
2. Катаева И.В. Грамотность чтения. Красноярск., 2014 г. – 62 с.
3. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 272 с.
4.Сенина Н.А. Русский язык «Заговори, чтобы я тебя увидел». Ростов-на Дону., 2013 г. – 233 с.
5.Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы: http://rud.exdat.com/docs/index-805658.html
6.Формирование коммуникативной концепции на уроках русского языка и литературы: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...