«Профессионально-этические аспекты работы учителя-логопеда»
статья
Во многих странах мира существуют Этические кодексы психологов, регулирующих их профессиональную деятельность. В нашей стране также пытались сформулировать основные этические и профессиональные принципы оказания психологической помощи детям и взрослым (И.В.Дубровина, А.А.Руковишников, М.В.Соколова, А.К.Болотова, И.В.Макарова, В.В.Столин, Е.Ю.Алешина, В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова и др.). Так же как и психологи, в своей работе логопеды сталкиваются с ситуациями, когда нужно принимать ответственные решения, от которых зависит физический и психологический комфорт человека, обратившегося за логопедической помощью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalno_eticheskie_aspekty.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г. Певек»
«Профессионально-этические аспекты работы учителя-логопеда
Фокина Людмила Александровна
учитель-логопед. высшей категории
Г.Певек
2023г.
Во многих странах мира существуют Этические кодексы психологов, регулирующих их профессиональную деятельность. В нашей стране также пытались сформулировать основные этические и профессиональные принципы оказания психологической помощи детям и взрослым (И.В.Дубровина, А.А.Руковишников, М.В.Соколова, А.К.Болотова, И.В.Макарова, В.В.Столин, Е.Ю.Алешина, В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова и др.). Так же как и психологи, в своей работе логопеды сталкиваются с ситуациями, когда нужно принимать ответственные решения, от которых зависит физический и психологический комфорт человека, обратившегося за логопедической помощью. К таким ситуациям в процессе логопедической работы можно отнести:
- сбор анамнестических данных;
- ситуации судебно-медицинской экспертизы;
- участие логопеда в заседании ВТЭК;
- роль результатов логопедического обследования в принятии решения о выборе образовательного маршрута для ребенка;
- уточнение данных о взаимоотношениях членов семьи с целью определения психологического климата семьи, в которой воспитывается ребенок;
- изучение некоторых особенностей психического развития, включенных в схему логопедического обследования;
- изучение детско-родительских отношений для определения рациональных форм взаимодействия и т.д.
К сожалению, до последнего времени нет разработанного свода правил и обязанностей, которые определяли бы степень ответственности специалистов данного профиля при решении ряда профессиональных задач, не определены формы и содержание контроля в этой сфере деятельности. Присоединяясь к мнению А.К.Болотовой, И.В.Макаровой можно сказать, что обеспечить максимальную защиту прав личности клиентов и помочь специалистам при принятии сложных профессиональных решений сможет ряд этических и профессиональных принципов.
По аналогии с принципами, разработанными членами творческого коллектива под руководством И.В.Дубровиной, можно определить ряд положений, на которые должен опираться и учитель-логопед.
1. Руководствоваться Законом РФ «Об образовании», законодательством РФ, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования в РФ и региональных департаментов образования, инструктивно-методическими письмами об организации логопедической работы.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения не выходя за границы своей профессиональной компетенции. Ни в коем случае не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния науки и практики логопедии, а также находящихся в компетенции других специалистов.
3. Знать новейшие достижения логопедической науки в целом, применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной, профилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
5. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования, администрации в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь родителям или лицам их заменяющим в решении их проблем при выполнении домашних логопедических заданий и т.п. При обсуждении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди!», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.
6. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате логопедического обследования, консультативной или других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, психологического или социального воздействия и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
7. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдения п.6.
А.К.Болотова, И.В.Макарова выделяют ряд очень важных принципов, которые можно перенести и на логопедическую деятельность.
1. Уважение фундаментальных прав и достоинства личности. Специалист должен уважать право каждого на частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и автономию, заботиться о решении тех ситуаций, в которых юридические, профессиональные или иные обязательства входят в противоречие с осуществлением этих прав. Признавая существование культурных, индивидуальных и ролевых различий, таких как возраст, пол, расовая, этническая и национальная принадлежность, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, социально-экономический статус и т.п., логопед должен уметь контролировать влияние предубеждений, основанных на этих факторах, на свою профессиональную деятельность.
2. Честность. В своей профессиональной деятельности логопед должен быть честным перед самим собой и теми людьми, с которыми он вступает в профессиональные взаимоотношения. Сообщая информацию о своей квалификации, услугах, оплате, он не имеет права делать заявления или утверждения, которые являются ложными, обманчивыми и вводят клиентов в заблуждения. Логопед должен стремиться к осознанию собственной системы ценностей, интересов и потребностей, а также ограничений, связанных с особенностями личности или профессиональной подготовки, которые могут существенно повлиять на результаты его практики. Логопед обязан разъяснять всем заинтересованным лицам, входящим в сферу его профессиональных взаимодействий, свои функции, профессиональную специализацию и направленность своей деятельности, а также возможности, обязанности и меру ответственности за последствия и результаты логопедического воздействия.
3. Ответственность. Поддерживая высокие профессиональные стандарты, разъясняя свою профессиональную роль и обязательства, логопед несет ответственность за свое поведение. В том случае если этого требуют интересы клиентов, логопед обязан проконсультироваться с более опытными коллегами или другими специалистами, обратившись за помощью в соответствующие учреждения и институты.
Также к этим принципам можно отнести принципы компетентности и беспристрастности, строгий контроль к доступу результатов логопедического обследования, принцип психопрофилактического изложения результатов диагностики.
Особое внимание следует проявлять при подборе материалов для организации процедуры логопедического обследования. Как отмечают В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова обследование речевого развития относится к сфере педагогической диагностики, а, соответственно, нет жестких требований к стандартизации проведения данной процедуры. Но следует учитывать обязательные условия эффективной организации процедуры логопедического обследования:
-подбор речевого материала в соответствии с возрастом;
-учет уровня речевого и психического развития;
-опора на социокультурный опыт человека;
-для детей дошкольного и школьного возрастов - учет программных требований, т.к. появляется все больше вариативных, экспериментальных программ, которые могут несколько отличаться друг от друга в плане последовательности изучения отдельных тем, оперирования определенными понятиями и т.п.
Если логопед в процессе исследования ребенка опирается на дополнительные методы психологической диагностики, то ему также следует учитывать требования, предъявляемые к специалистам, не имеющим базового психологического образования:
- четкое осознание цели диагностики;
- соответствие подобранных методик цели;
- методика должна быть хорошо теоретически и психометрически обоснована;
- четко обозначенные количественные и качественные критерии интерпретации данных;
- однозначно структурированная процедура диагностики;
- пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя ответственность по соблюдению всех профессиональных и этических норм.
Соблюдение профессионально-этических принципов и требований позволит обеспечить психологическую безопасность и комфорт людей, обратившихся за логопедической помощью.
Список литературы:
1. А.К.Болотова, И.В.Макарова Прикладная психология. М.,2001.
2. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозова Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.,1999.
3. В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб.,2005.
4. А.А.Руковишников , М.В.Соколова Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартизированные требования к психологическим тестам. Ярославль.,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...
Основные аспекты использования в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов результатов психолого-педагогической диагностики будущих первоклассников
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянн...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....