Универсальные учебные действия учащихся в самостоятельном приобретении знаний и умений на уроках истории
презентация к уроку
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формировать учебные универсальные действия помогает один из активных методов обучения - самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0.pptx | 196.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Формировать учебные универсальные действия помогает один из активных методов обучения - самостоятельная работа.
С тержнем самостоятельной работы считаю продуктивную деятельность ученика, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи и формирует учебные универсальные действия.
«умные " тесты заполнение сравнительных таблиц, логических схем; задания, требующие использования информации одновременно из нескольких источников; задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д. Универсальные учебные действия формируют следующие задания:
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: Личностный. Коммуникативный. Познавательный. Регулятивный.
Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация , самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации , оценка своих Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако -символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
I . Личностные универсальные учебные действия : направлены на осознание жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида действий: • личностное с амоопределение • действие смыслообразования • действие нравственно-этической ориентации
Для формирования личностных УУД в самостоятельной работе чаще всего использую такие задания : • определите личность по описанию ; • участие в проектах ; • работа с текстом ( чтение с пометками , преобразование текста в таблицу ); • творческие задания .
З адача учителя на уроках истории - максимально приблизить изучаемый материал к реалиям современной жизни, показать, что ответы на злободневные вопросы современности нужно искать в прошлом.
Задание : «Актуальны ли экономические советы Иван Посошкова сегодня ?» Учащиеся делятся на группы и на основании документа « Книга о скудности и богатстве» выделяют основные идеи автора и сравнивают с сегодняшним днем.
Задание « Галерея славных предков» Цель : развитие способности к осмыслению исторического опыта предшествующих поколений. Описание задания: Сделать фотовыставку выдающихся людей нашей страны, объяснить кого выбрали для выставки и почему?
Задание :« Последствия Великих географических открытий » Цель : формирование действий нравственно-этического оценивания. Описание задания : Какие последствия Великих географических открытий, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие –отрицательными? Объясните свой выбор.
Задание : Ученики читают документ «Юности честное зерцало» и дают его правилам современное толкование. Затем отвечают на вопрос: Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения в современном обществе?
II . Коммуникативные универсальные учебные действия Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли , вести дискуссию .
Для формировани я коммуникативных УУД в самостоятельной работе чаще всего использую такие задания : • групповая работа по составлению кроссвордов , • отзыв на работу товарища ; • создание проектов ; • задания на диалоговое общение ; • компьютерная презентация .
Игра: “Три предложения” учит выделять основную мысль. Ученикам необходимо выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точнее передает содержание.
Задание «Отгадай, о ком говорим» Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями характеристику исторической личности.
Задание «Журналист»: Ученикам представляется возможность взять интервью у любой исторической личности. Вопросы для интервью следует составлять с учетом образа жизни и событий того времени, когда жил этот исторический персонаж.
III . Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Для формирования регулятивных УУД применяются такие виды заданий: - терминологические диктанты с взаимопроверкой или самопроверкой; - задания с установлением причинно-следственных связей ; - составление характеристики исторической личности по плану; - задания на аналогии .
Задания на формирование целеполагания Учащимся предлагается правильно сформулировать цели урока? Например: Кто такой Сергей Витте? Причины реформ? Содержание? Значение?( вместо вопросов- Какие это были реформы? Зачем он их провел, для чего?)
Задание по самостоятельному планированию своей деятельности. Цель: формирование умения планировать свою деятельность, опираясь на изученный материал. Представьте, что вы –предприниматель времен Петра I . Опираясь на источник «Книга о скудности и богатстве», 1724 года составьте план своих действий по созданию суконной мануфактуры.
IV . Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Для формирования познавательных УУД используются такие задания: •составление схем-опор; •установи соответствие; •заполни пропуски в предложениях; • реши тест; •работа с картой; •исторические загадки; •работа с таблицами; •составление развернутого плана.
Игра «Лишнее звено» Определить лишнее звено в цепочке -полюдье – повоз – пожилое – большая соха - декабристы – народники - марксисты- нестяжатели - Папа Римский - рыцарь - епископ - аббат - священник - монах
Задание: Определи историческую личность» 1. Внук Ивана Калиты. 2. Высказал открытое неподчинение Орде . Под его руководством объединялись княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. 3. Одержал победу над иноплеменниками. (Дмитрий Донской)
Традиционными приёмами работы с учебным текстом на уроках истории считаются планы. Простой план составляется на основе всех типов основного текста. Его задача — помочь ученикам выделить в тексте главное.
Рефлексия Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю). Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…
Упражнение «Плюс-минус-интересно Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы , которые вызвали положительные эмоции , либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая , по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме , вопросы к учителю
Личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных и эмоциональных качеств Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений Интеллектуальное развитие – развитие индивидуальных качеств личности Успешное участие учащихся в олимпиадах и различных конкурсах муниципального и республиканского уровня Высокий результат ОГЭ и ЕГЭ Результат формирования УУД на уроках истории Формирование УУД на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика способного самостоятельно учиться, владеющего разнообразными умениями и компетенциями, что позволит ему идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным на рынке труда.
1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения . Пояснительная записка . – М.: Просвещение , 2008. 2 . Асмолов , А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос . для учителя / А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская [и др .]; под ред . А.Г. Асмолова . – М.: Просвещение , 2010. 4. https://multiurok.ru/files/tipovyie-zadachi-po-formirovaniiu-univiersal-nykh-.html 5.https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-istorii-itogovaya-rabota-1356790.html Список используемых источников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »
Доклад на данную тему актуален в рамках внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...
Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков
Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков ...
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
«Фомирование универсальных учебных действий учащихся средствами предмета «история»»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личн...