Дайджест по тайм-менеджменту для молодых педагогов
учебно-методический материал
Реализация федеральных государственных стандартов образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам педагогов. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем - отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь позволит сохранить работоспособность и предотвратить эмоциональное выгорание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
daydzhest_po_taym-menedzhmentu_dlya_molodyh_pedagogov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дайджест
по тайм-менеджменту
для молодых коллег
« Тайм-менеджмент современного педагога как профилактика эмоционального выгорания»
Реализация федеральных государственных стандартов образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам педагогов. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем - отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь позволит сохранить работоспособность и предотвратить эмоциональное выгорание. Главная причина эмоционального выгорания педагогов - психоэмоциональное истощение и переутомление от вынужденного интенсивного, близкого общения с детьми и их семьями.
На развитие синдрома могут оказывать влияние следующие факторы:
- Постоянное погружение в рабочий процесс в течение дня, невозможность переключиться, выйти из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть.
- Высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями.
- Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере общего образования - это создает ощущение нестабильности, отнимает много времени.
На успешность профилактики эмоционального выгорания влияют следующие факторы:
Чувство собственной значимости на рабочем месте
Возможность профессионального продвижения
Автономия и уровень контроля со стороны руководства
Отсутствие конфликта социальных ролей
Согласованная работа в команде и поддержка коллег
Грамотная организация и планирование работы.
Сегодня мы больше внимания уделим понятию «тайм-менеджмент». Оно обозначает умение управлять временем, грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное занятие.
Упражнение «Ассоциации». Участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше - положительных или отрицательных. На основе этого делаем вывод.
Упражнение «Мои сферы жизни»
Из предложенного перечня участникам предлагается выбрать те сферы жизни, которые важны лично для каждого:
Семейная жизнь
Профессиональная деятельность
Личное развитие
Общение с друзьями
Финансовое благополучие
Образование
Быт
Духовная жизнь
Здоровье
Отдых
Хобби
Далее необходимо проранжировать эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине -самая важная и значимая, далее –две менее значимых, ниже – три следующих по значению сферы, оставшиеся помещаются на нижний уровень.
Вопросы для обсуждения:
Довольны ли вы, как распределено время в обозначенных сферах?
В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты?
Определение личного хронотипа
Известно, что умение эффективно организовывать свое время зависит от индивидуальных особенностей человека, к которым относится темперамент и хронотип. Хронотип- специфическая организация работы организма в течение суток. По характеру суточных биоритмов физической активности можно разделить людей на три хронотипа:
утренний (« жаворонки»), вечерний («совы»), и дневной («голуби»). У « сов» пик активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков»- на более ранние часы. У « голубей» максимальный уровень активности приходится примерно на середину дневного периода. Считается, что хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. Определить свою принадлежность к одному из хронотипов поможет анкета Олофа Остберга.
Упражнение «Поглотители времени»
Из предложенного списка участникам предлагается выбрать
« поглотители времени» которые являются помехой для современного педагога в достижении профессиональных целей и решении задач, и проранжировать их по степени значимости.
«Поглотители времени»
Нечеткая постановка целей;
Отсутствие приоритетов;
Попытка слишком много сделать за один раз;
Плохое планирование дня;
Личная неорганизованность, незнание с чего начать;
Недостаток мотивации;
Хаос в бумагах;
« расплывчатые должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности;
Неумение довести свое дело до конца;
Синдром откладывания;
Отрывающие от дел телефонные звонки;
Отсутствие самодисциплины;
Спешка, нетерпение;
Медлительность;
Недостаточный контроль за перепорученными делами.
По завершению работы делаем вывод.
Какие же эффективные приемы существуют по организации времени.
Для того чтобы избавиться от поглотителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.
Прием «Выделяем приоритеты». Главный принцип-значение и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении. Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%. Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость 20%. Менее важные, или, категория В,-65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.
Алгоритм составления приоритетного списка дел:
Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день. Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.
Пронумеровать дела.
Присвоить задачам соответствующие категории А,Б,В, и запланировать для них следующие временные интервалы
-А- первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени ( в перечне из 10 пунктов -это первая и вторая задачи).
-Б- 20% всех задач рабочего времени( это третья и четвертая задачи из 10)
-В- на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени( пятая-десятая задачи)
Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.
Откорректиировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.
Проанализировать задачи Б и В еще раз.
Прием «Якорь для начала работы». Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
Любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, « прежде чем делать эскиз наточи карандаши.
«метод швейцарского сыра» то есть начинать выполнение дела, « выгрызая из разных мест наиболее простые и приятные дела ( подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету)
«промежуточная радость» -разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.
Проведение релаксационных упражнений помогает справиться с негативными эмоциональными и личностными проблемами, помогают активизировать внутренний потенциал к самоисцелению. Упражнения способствуют снятию мышечных и эмоциональных зажимов, беспокойства, тревожности, дает отдых от общения.
Релаксационное упражнение «Внутренний луч», направленное на обретение внутренней стабильности.
Займите удобное положение на стуле. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Вы удобно устроились в кресле и наслаждаетесь тишиной и спокойствием. На вас падает солнечный луч, который медленно движется по лицу, шеи, плечам, ровным, расслабленным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, расслабляются мышцы глаз, расслабляются кисти рук. Внутренний луч формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью.
Вы отдохнули и накопили солнечную энергию. Вы возвращаетесь после отдыха на свое рабочее место. Вы спокойны, стабильны, уверены в себе!
Вы знаете, что все у вас получится! На счет три я прошу вас открыть глаза. Вы можете потянуться, немного подвигаться.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. (Каждый из участников выбирает из предложенных карточек ту, которую можно положить в чемодан).
Карточки
Позитивное начало дня
Начинать рабочий день в одно и тоже время
Перепроверять план дня
Составить список приоритетных дел
Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи
Планируя свой день, 40% оставлять на непредвиденные дела
Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний
Выполнение работы начинать с ключевых задач
Уделить время подготовительной работе
Разбивать работу на несколько этапов
Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип
Находить время для отдыха и здоровья
При необходимости делигировать полномочия
Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов
Избегать незапланированных импульсивных действий
Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные. И работать за чистым столом.
Контроль за результатами и самоконтроль
Составлять план на следующий день
Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
Домой- с хорошим настроением.
Заключительная часть
1.Рефлексия
Цель: получение обратной связи.
Инструкция. Участникам предлагается продолжить следующие предложения:
1.Больше всего мне понравилось ( не понравилось)
2.Для эффективной организации своего времени необходимо
3.В своей профессиональной деятельности я буду использовать
4.Актуальным на занятии для меня было
2. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Затем это участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время
Это маленькие части модульных курсов Педагогического университета из "1 сентября". Т.В. Меркулова,А.Г. Теплицкая"Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время".Мне понравилис...
Семинар № 2 "Навыки личной и профессиональной эффективности"Тайм-менеджмент
Я провожу в школе семинарские занятия по теме "Навыки личной и профессиональной эффективности" По данному напрвлению я прошла все модульные курсы, предложенные педагогам Проектом "Школа цифрового века...
Разработка занятия "Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент."
Продолжение семинара "Навыки личной эффективности."...
Тренинг: Тайм-менеджмент для учителя «Как успевать жить и работать»
Цель тренинга: Научить педагогов более эффективно использовать время. Повысить личную эффективность работы, позволяющие добиваться больших результатов и достигать значимых целей при ...
Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент в школе.
В данной работе представлено обоснование необходимости овладения учащимися навыками тайм-менеджмента, классный час, мотивирующий детей экономит своё время....
Выступление: «Тайм-менеджмент в работе педагога дополнительного образования. Эти советы помогут вам успевать всё»
Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, конкурсами, фестивалями, занятия до глубокого вечера. И в этом ежедневном водовороте событий...