ДОКЛАД «Современный урок как основная форма реализации ФГОС»
статья
ДОКЛАД
«Современный урок как основная форма реализации ФГОС»
Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Выйдя из стен колледжа искусств, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий. Формирование компетенций будущего выпускника ССУЗа – основная задача личностноориентированной педагогики. Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности студента. В этом случае преподаватель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для него в но- вой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. При этом студент становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Здесь можно выделить дидактические и психологические требования, требования к организации познавательной деятельности обучающихся, требования к стилю и технике проведения урока, гигиенические требования к уроку и др.
Дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных- элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием основной профессиональной образовательной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;
прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного обучения студентов.
Психологические требования к уроку: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти,- внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);
индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельно- сти.
Организация познавательной деятельности студентов: четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых; построение обучения как системы организации учебно–познавательной- деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия;
выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов- учения в соответствии с поставленными задачами;
система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учеб- ной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;
Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя- и студентов завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студен-- тов;
на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и актив-- ного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, опти-- мально сочетать различные методы и приемы обучения.
Гигиенические требования к уроку:
- соблюдение температурного режима;
- необходимость проветривания учебного кабинета;
- соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;
- учет кризисов внимания:
Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)
- 1 - на 14 - 18-ой минуте
- 2 - через 11 - 14 минут
- 3 - через 9 - 11 минут
- 4 - через 8 - 9 минут
- учет критических точек усвояемости учебного материала;
Критические точки усвояемости учебного материала.
- соблюдение правильной рабочей позы обучающегося
СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС
1. Структура урока изучения нового материала:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока обобщения и систематизации знаний.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Формулирование выводов по изученному материалу.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока контроля знаний, умений, навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого обучающегося).
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
4) Выполнение обучающимися работы над ошибками.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания.
7) Первичное закрепление.
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Однако, жизнь не стоит на месте.
В настоящее время знание данных требований уже недостаточно.
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционный урок
| Урок по ФГОС
|
Объявление темы урока | |
Преподаватель сообщает обучающимся
| Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы)
|
Сообщение целей и задач | |
Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться
| Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
|
Планирование | |
Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
| Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)
|
Практическая деятельность обучающихся | |
Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
| Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (преподаватель консультирует)
|
Осуществление контроля | |
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы
| Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), (преподаватель консультирует)
|
Осуществление коррекции | |
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию
| Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает)
|
Оценивание обучающихся | |
Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке
| Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), (преподаватель консультирует)
|
Итог урока | |
Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили
| Проводится рефлексия
|
Домашнее задание | |
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
| Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей
|
При анализе требований к традиционному уроку и уроку по ФГОС становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и студента на уроке. Студент из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем студентов.
2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennyy_urok.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Современный урок как основная форма реализации ФГОС»
Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Выйдя из стен колледжа искусств, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способам действий. Формирование компетенций будущего выпускника ССУЗа – основная задача личностноориентированной педагогики. Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности студента. В этом случае преподаватель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для него в но- вой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. При этом студент становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Здесь можно выделить дидактические и психологические требования, требования к организации познавательной деятельности обучающихся, требования к стилю и технике проведения урока, гигиенические требования к уроку и др.
Дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных- элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием основной профессиональной образовательной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;
прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного обучения студентов.
Психологические требования к уроку: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти,- внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);
индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельно- сти.
Организация познавательной деятельности студентов: четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых; построение обучения как системы организации учебно–познавательной- деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия;
выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов- учения в соответствии с поставленными задачами;
система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учеб- ной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;
Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя- и студентов завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студен-- тов;
на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и актив-- ного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, опти-- мально сочетать различные методы и приемы обучения.
Гигиенические требования к уроку:
- соблюдение температурного режима;
- необходимость проветривания учебного кабинета;
- соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;
- учет кризисов внимания:
Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)
- 1 - на 14 - 18-ой минуте
- 2 - через 11 - 14 минут
- 3 - через 9 - 11 минут
- 4 - через 8 - 9 минут
- учет критических точек усвояемости учебного материала;
Критические точки усвояемости учебного материала.
- соблюдение правильной рабочей позы обучающегося
СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС
1. Структура урока изучения нового материала:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока обобщения и систематизации знаний.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Формулирование выводов по изученному материалу.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока контроля знаний, умений, навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого обучающегося).
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
4) Выполнение обучающимися работы над ошибками.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
5) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичная проверка понимания.
7) Первичное закрепление.
8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Однако, жизнь не стоит на месте.
В настоящее время знание данных требований уже недостаточно.
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Традиционный урок | Урок по ФГОС |
Объявление темы урока | |
Преподаватель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | |
Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | |
Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | |
Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (преподаватель консультирует) |
Осуществление контроля | |
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), (преподаватель консультирует) |
Осуществление коррекции | |
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает) |
Оценивание обучающихся | |
Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), (преподаватель консультирует) |
Итог урока | |
Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | |
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |
При анализе требований к традиционному уроку и уроку по ФГОС становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и студента на уроке. Студент из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем студентов.
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок, как основная форма реализации ФГОС
в работе выделены основные отличительные особенности современного урока в соответствии с требованиями образовательного стандарта...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.
Подборка теоретических и практических рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Презентация и доклад на педагогическом совете....
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Выступление на заседании педагогического совета...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное &nda...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС...