Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №2
методическая разработка
Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_22022-2023.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол №2
заседания ШМО учителей истории, обществознания,
истории Дагестана и КТНД.
Присутствовали: 4 чел. от 01.11.2022г.
Меджидова А.А.
Гапизова З.А.
Темирханова М.М.
Магомедова А.А.
Повестка дня:
1. Проведение Всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву и экономике (школьный этап) - Меджидова А.А.
2. Выбор учебников к предметной олимпиаде по истории, обществознания, экономики и права (учителя предметники).
3. Работа с одаренными и слабыми учащимися (в течение года) – Гапизова З.А.
Прослушали:
По первому вопросу с анализом проведенной методической работы ШМО учителей истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД за прошлый учебный год выступила Меджидова Аминат Алиевна. Проанализировав работу методического объединения, отметила, что все учителя ШМО работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по усвоению учителями современных методик и технологий обучения. Тематика заседаний ШМО позволяла решать поставленные задачи и была связана с наиболее важными проблемами в преподавании истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД. Было запланировано 6 заседаний ШМО. Все они были проведены в форме заседаний, коллективных обсуждений.
В целях профессиональной квалификации учителей на заседаниях МО были рассмотрена следующая тема: «Работа по предупреждению ошибок на уроках истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД».
А также проанализировали работу проведения Всероссийских олимпиад по истории, обществознанию, праву и экономике (школьный и городской этап).
Цель: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, права и экономики.
Задачи:
- научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
- стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
- повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.
Организация и проведение олимпиад является важной частью внеклассной работы по обществознанию, истории, права и экономики. Они способствуют активизации познавательных и творческих способностей учащихся, выявлению талантливых детей, интересующихся обществознанием, историей, правом и экономикой. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
В целях эффективной подготовки к муниципальным и региональным олимпиадам проводится собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся в изучении курсов истории, обществознания, права и экономики. Именно этим проблемам на занятиях уделяется больше времени.
При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, праву и экономике учитываются следующие положения:
• отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);
• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;
• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;
• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.
Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.
Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных обществоведческих и исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.
Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимают практические занятия по решению юридических, экономических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.
Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по обществознанию предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки уделяется выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе используются различные афоризмы писателей, поэтов, философов.
По второму вопросу выступали учителя предметники на тему «Выбор учебников к предметной олимпиаде по истории, обществознания, экономики и права». По итогам проведенных олимпиад, были введены рекомендации учителям –предметникам и предложила на обсуждение следующие цели и задачи МО на учебный год:
-формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций учащихся;
- освоение нового содержания образования в связи с предстоящим переходом на ФГОС нового поколения;
- создание информационно-обучающего пространства для развития универсальных учебных действий обучающихся с учетом индивидуальных образовательныхинтересов в условиях разноуровневой дифференциации;
- создание условий для всестороннего развития учащихся путем дифференцированного подхода к обучению, педагогической диагностики, внедрения эффективных методик подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивающих возможность качественного, доступного образования;
- создание условий для творческого роста учащихся;
- овладение новыми технологиями изучения материала;
- дальнейшее внедрение здоровье-сберегающих технологий на уроках истории, обществознания, истории Дагестана и КТНД и внеурочных мероприятиях;
- повышение качества преподавания и качества знаний учащихся за счёт внедрения инновационных технологий;
- развитие творческой деятельности учащихся в урочной и внеурочной работе.
По третьему вопросу был предложен план на рассмотрение работ с одаренными и слабыми учащимися (в течение года).
Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап.
Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанные именно с одаренными молодыми детьми.
Цель:
уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися
школьное научное общество;
объединения дополнительного образования;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
спецкурсы;
работа по индивидуальным планам;
занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по географии, совершенствование навыков работы с картами и атласами; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.
При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Решение:
1. Улучшить работу по подготовке учащихся к участию в школьных и городских олимпиадах.
2. Продолжить работу по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, включенным в Федеральный перечень учебников.
Принять за основу материалы олимпиад прошлых лет. 3. Оказать помощь в широкой информационно – коммуникативной адаптации с одаренными и слабыми учащимися. 4. Научить учащихся применять умения теоретические знания на практике.
Руководитель ШМО Меджидова А.А.
Секретарь Гапизова З.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии
Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии за 2014-2015 учебный год...
Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2013-14 у/г
Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2013-14 у/г...
Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2014-15 у/г
Протоколы работы кафедры истории и обществознания за 2014-15 у/г...
Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №1
Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №1...
Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №3
Протокол ШМО по истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД №1...
Годовой отчёт ШМО истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД
Годовой отчёт ШМО истории, обществознанию, истории Дагестана и КТНД...