Статья «ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
статья

Насунова Оксана Владимировна

В данной статьепредставляется свой опыт по организации внеклассного чтения на английском языке в начальной школе с учётом ФГОС. Предложенные им формы работы могут быть использованы повсеместно и позволяют решать задачи современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НА

АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

  В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

   Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном

количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна –

две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у

учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку и важная его часть -

внеклассное чтение приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования

школьников.

Считается, что внеклассное чтение – самостоятельное, педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и другой литературы. Внеклассное чтение расширяет и углубляет школьную программу, пополняя лексический запас учащихся, приучает к самостоятельной работе. Также внеклассное чтение является одним из важных средств формирования личности, умственного, нравственного и эстетического развития.

  С внеклассным чтением ребёнок сталкивается уже с первого класса, когда приносит в школу любимую сказку или во время отдыха вместе с учителем читают какую-нибудь интересную и поучительную книгу.

  Для меня, как для учителя, очень важно использовать этот опыт и на иностранном языке, особенно в начальной школе. Возможно, коллеги и

не согласятся со мной, но я начинаю эту работу уже в конце второго класса. Ребята уже знают алфавит, научились читать по-английски, и текстов в учебнике уже не хватает, а им так хочется читать. Но просто читать – это не так интересно, как читать и мастерить, читать и создавать свою книжку. Поэтому внеклассное чтение тесно связано с проектной деятельностью. Самый первый проект – это «ABC -книжки- малышки», затем книжки со скороговорками. Эти книжки находятся в кабинете и ребята всегда могут их взять на перемене, почитать с друзьями, уточнить ещё раз, как правильно читается то или другое слово. Конечно же, не все делают такие книжки, а кто-то забирает свою домой, какие – то быстро рвутся, но за несколько лет накопилась интересная коллекция, которую я использую и на уроках. Больше всего ребятам начальных классов нравятся уроки внеклассного чтения- мастерские. Сначала читаем рассказ о животном, это может быть и загадкой, а затем по инструкции, которая лежит перед каждым учеником на английском языке, мы делаем из бумаги поделку. Виды поделок можно найти в Интернете, в книжках по оригами их большой выбор. После несколько

таких занятий ребята знают достаточное количество слов, которые они

используют в жизни: cut, take a sheet of paper, fold, push/ glue, open, draw

etc. Сделав свою открытку « Frog-card» или «Crocodile-card», каждый ученик составляет свой рассказ о данном животном, отвечая на предложенные вопросы или взяв за основу первоначальный рассказ. Не менее интересными были мастерские «Family tree», «Toy museums», «A funny clown –balloon». Но эти занятия были уже рассчитаны на несколько уроков, поэтому я проводила их в летнем лагере на английском языке. В третьем классе в основу таких мастерских я брала стихотворения, например, « There was an old lady» by Rose Bonne, «What have they got?» by Christina Rossetti etc.

  Другой активной формой внеклассного чтения являются различные

литературные конкурсы разного уровня: школьные, городские и т.д.. Уже

в начальной школе ребята учатся внимательно читать и делать литературный перевод. Не первый год мы участвуем в краевом конкурсе «Весенняя капель» в номинации « Translate». В этом году задания были посвящены Году Кино: переводы отрывков произведений, по которым были сняты фильмы: «Маугли», «Каштанка», «Поросёнок Бейб» и др. Нужно было отгадать фильм и сделать к нему афишу. Приняли активное участие учащиеся 3-5 классов, а лучшие работы мы отправили на конкурс, почти все заняли призовые места, афиши с переводами оформили на стендах. В результате многие учащиеся даже решили ещё раз прочитать эти произведения на русском языке.

Дети младшего школьного возраста читают, главным образом, художественную литературу, только с 3-4 класса школьники начинают

знакомиться с детскими журналами и газетами, практическими пособиями, интерес к которым появляется у них в связи с увлечениями: коллекционированием, моделированием и т.п. Эту особенность я тоже учитываю, при организации внеклассного чтения. Детям предлагаю различные детские журналы на английском языке. Оригиналов у нас пока

что нет, но делаю распечатки из Интернета, например, из ресурсов Международной электронной детской библиотеке (Библиотека ICDL).

Внеклассное чтение – значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что предполагает введение юного читателя в огромный мир художественной литературы, в том числе на иностранном языке. Ведь у ребенка начальной школы, как считают специалисты, в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Следующее направление в моей практике – это летнее чтение, когда ученики 4-х, 5-х классов выбирают какую-нибудь книгу из серии «Английский клуб», читают её, выполняют к ней задания в специальной тетрадке, а на первых уроках после каникул представляют краткие пересказы, обычно красиво оформленные. В этих книгах после каждой главы дается комментарий и перевод трудных слов и выражений, упражнения, направленные на проверку понимания текста, отработку лексики и грамматических конструкций.

  Как и любая деятельность, внеклассное чтение также имеет свои результаты, которые необходимо отслеживать. Эти результаты моих воспитанников наглядно отражены в «Портфеле достижений» каждого класса или группы – конкурсы, проекты. Создана детская библиотечка

для внеклассного чтения со своими правилами пользования. Многие

ученики ведут свои читательские дневники на английском языке.

Таким образом, уделяя достаточно внимания внеклассному чтению, используя различные активные формы, достигаются метапредметные, личностные и предметные результаты ФГОС. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры других стран, развитие культуры личности, всего того, что заложено в требованиях ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1 Е.В. Костюк, И.В.Крайнева Почитай! Английский язык. Книга для чте-

ния.-Титул,2011

2 О.Д.Кузьменко, Г.В.Рогова. Учебное чтение, его содержание и фор-

мы. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. –

Москва: Просвещение, 1993

3 Т.К.Середа "Teaching English through Literature" ИЯШ №3, 2008

4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвеще-

ние, 2011 – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка по теме "День рождения" в начальной школе.

Данная разработка урока позволит в игровой форме развить умение разговаривать на английском языке и привить интерес к этому предмету....

Презентация к уроку внеклассного чтения по английскому языку в 4 классе

Презентация даёт возможность в интерактивной форме  провести работу по прочитанному текстую. Упражнения позволяют проверить  знания лексических единиц и их правописание, структуру английског...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В СПО"

Обучение иностранным языкам – процесс очень сложный и многоаспектный. Это не только обучение грамматике, лексике, фонетике, но и работа с текстами в рамках домашнего чтения. Чтение является одним из в...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

Статья "Английский язык в рамках дополнительного образования в начальной школе. Личный опыт."

В случае если Вы работаете по программе дополнительного образования и всем учителям английского языка, кто хочет сделать уроки в начальной школе более творческими и эффективными, эта статья может быть...

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....