Проект «Правила этикета»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Тема: Проект «Правила этикета»
Разработала: педагог дополнительного образования
Киселёва Л.И.
Каменка 2022 г.
Введение
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
«Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.
Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни ребята всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и педагогами. Другие ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».
Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без такого качества как вежливость.
Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в классе и школе.
Задачи:
- изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
- выяснить, существует ли школьный этикет;
- понаблюдать за поведением и общением обучающихся на перемене, на улице, в общественных местах;
- провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
- выявить отношение обучающихся школы к данному вопросу;
- составить правила этикета для ребят класса.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- сравнение полученных результатов;
- составление правил классного этикета.
История возникновения этикета
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Виды этикета
В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
- речевой;
- столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
- «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
- религиозный;
- повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
- служебный (студенческий, школьный и т.д.);
- праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
- профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности).
Школьный этикет
Школа - то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями, интеллект.
Школа - с порога. Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность - вежливость королей!» Опаздывать на занятие - плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения педагога.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» - эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи - показатель настроения, отношения к себе и другим людям.
Говорят, «молчание - золото». Но только не на занятии! Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.
Школа - это не только педагоги и ребята, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ребята должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор.
Что знают обучающиеся о школьном этикете?
Наблюдая за обучающимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания ребят на занятие. Многие не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.
Как нужно вести себя в школе
Ребята должны приходить в школу до начала занятий за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать педагога. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что педагогу приятно, когда обучающиеся опрятны и готовы к занятию.
Если обучающийся опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в кабинет. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только педагога, но и весь класс.
Пропуски занятий могут быть только по одной причине - из-за болезни. Обучающийся должен принести справку от врача или записку от родителей.
На занятиях надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда педагог объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по кабинету, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает педагог.
Правила этикета нашего класса
Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после занятий, уступить место в зале, столовой.
Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к педагогам, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в кабинете. Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок), если кто-то забыл учебное пособие - даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что дисциплина и порядок - это ежедневный и тяжёлый труд.
Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».
1. Доброжелательность
- Мы доброжелательно относимся друг к другу.
- Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
- Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2. Поведение и дисциплина
- В школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
- Не опаздываем и не прогуливаем занятия.
- После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
- Не пользуемся во время занятий телефонами и плеерами.
3. Наша речь
- Не повышаем голос и не кричим.
- Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой.
- Не говорим плохие слова.
4. Общественные места
- Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.
- Не трогаем и не портим чужие вещи.
5. Наши школьные традиции
- Обязательно посещаем общешкольные линейки.
- Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.
Заключение
Свою работу я посвятила бы изучению этикетных норм поведения в школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят и для нашей школы в целом.
В заключение работы были сделаны следующие выводы:
- В нашей школе действуют определённые нормы поведения для обучающихся.
- Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.
- С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
- Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу.
Всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 - 2001г.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007г.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для педагогов и родителей обучающихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов - М.: Школьная Пресса. 2002г.
4. Персидская и др. Классные часы в 1 - 4 классах/.- Волгоград: Педагог, 2007г.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998г.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000г.
7. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. - М.: Издательство АСТ, 1997г.
Приложения
Приложение № 1
Результаты анкетирования «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?»
Приложение № 2
Результаты анкетирования «Можешь ли ты здороваться и извиняться?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 8 класса "Правила этикета"
В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете в ...
Правила этикета
Цель: закрепление с детьми правил этикета....
Классный час "Правила этикета"
Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....
Учебно - исследовательский проект «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».
ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТАУЧЕНИКОВ ГРУППЫ 8 «А»,8 «Б», 9 кл.: Название проекта: «ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ: Соблюдение правил поведения в лесу».2.Цель проекта:Выпуск альбома «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ В ПРИР...
"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.
Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....
Проект "Правила этикета в Великобритании"
Проектная работа...
Правила поведения на дороге жизни или правила этикета в общественных местах и общественном транспорте.
Ничего не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.Сервантес...