Синтаксический анализ
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Абрамова Евгения Александровна

подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskiy_analiz-1.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Милосердие определяется характером (предложение 1)

2) Вкладывать понимание (предложение 2)

3) Дети копируют (предложение 3)

4) Модель становится основой (предложение 4)

5) Научить любить (предложение 5)

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Русская береза (предложение 1)

2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)

3) Берёза — дерево (предложение 3)

4) Вспоминаешь (предложение 4)

5) Обнимаешь дерево (предложение 5)

3. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Мы разбрелись (предложение 1)

2) Мы наелись (предложение 2)

3) Обед нужен (предложение 3)

4) Маруся расстелила (предложение 4)

5) Съели и растянулись (предложение 5)

4. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Утро (предложение 1)

2) Свежо (предложение 2)

3) Вас обдаёт (предложение 3)

4) Небо пышет (предложение 4)

5) Лес стоит (предложение 5)

5. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако существуют люди, которые имеют феноменальную память. (3)Например, Александр Македонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

      1) Считается (предложение 1)

2) Люди имеют (предложение 2)

3) Александр Македонский помнил (предложение 3)

4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)

5) Исполнить и записать (предложение 5)

1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, океане, земной коре.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) гелий обнаружили (предложение 1)

2) элемент найден (предложение 2)

3) относительное содержание гелия (предложение 3)

4) гелий скапливался бы (предложение 4)

5) он рассеян присутствует (предложение 5)

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм;

в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложное.

3) Предложение 3 односоставное безличное.

4) В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят.

5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

3. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. (2)До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк. (3)В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. (4)Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки. (5)Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Я вышел на вахту (предложение 1)

2) Хорошо (предложение 2)

3) Примесь чувствовалась(предложение 3)

4) Я заметил полоску (предложение 4)

5) Небо сияло (и) темнело (предложение 5)

4. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)3вуки — это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (З)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos — «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

5) В предложении 5 грамматическая основа — применяют приборы.

5. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Всего не перечислишь, что даёт — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Не перечислишь (предложение 1)

2) Можем взять (предложение 2)

3) Ничем не измерить (предложение 3)

4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)

5) Могу любоваться (предложение 5)

Задание 1 Пояснение.

Выделим основы:

1) Милосердие определяется (предложение 1);

2) Важно вкладывать (предложение 2);

3) Дети копируют (предложение 3);

4) Модель становится основой; они встречают (предложение 4);

5) Невозможно научить (предложение 5).

 ВНИМАНИЕ! В пятом предложении глагол «любить» является дополнением: невозможно научить (чему?) любить.

Ответ: 34.

 Задание 2 Пояснение.

Выделим основы:

1) Берёза (предложение 1);

2) Ни одно из деревьев не вмещает, не рождает (предложение 2);

3) Я понял; берёза — дерево (предложение 3);

4) Вспоминаешь (предложение 4);

5) Смотришь; песни, звуки, юность, детство проносятся в памяти; обнимаешь (предложение 5).

 Ответ: 34.

 Задание 3 Пояснение.

Выделим основы:

1) Мы разбрелись и перекликаемся (предложение 1);

2) Корзины наполнились; мы наелись (предложение 2);

3) Обед нужен (предложение 3);

4) Маруся расстелила, положила (предложение 4);

5) Мы съели и растянулись (предложение 5).

 Ответ: 23.

 Задание 4 Пояснение.

Выделим основы:

1) Утро (предложение 1);

2) Свежо; близость чувствуется (предложение 2);

3) Обдаёт (предложение 3);

4) Небо темнеет; воздух пышет (предложение 4);

5) Лес стоит, блестит, алеет (предложение 5).

 Ответ: 12.

 Задание 5 Пояснение.

Выделим основы:

1) Считается; человек в состоянии запомнить (предложение 1);

2) Люди существуют; которые имеют память (предложение 2);

3) Александр Македонский; который помнил (предложение 3);

4) Академик Абрам Иоффе, который знaл (предложение 4);

5) Достаточно было прослушать; исполнить и записать (предложение 5).

 Ответ: 15.

Задание 1 Синтаксический анализ. Пояснение. Выделим основы.

(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, океане, земной коре.

 Ответ: 45|54

 Задание 2 Синтаксический анализ. Пояснение. Проанализируем предложения.

(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. — Известно (что?) что место определяется (придаточное изъяснительное). Утверждение под номером 1 верное: «1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.»

(2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. — Утверждение «2) Предложение 2 сложное» верное.

(3)Как же современная школа относится к данной проблеме?  — Неверно утверждение «3) Предложение 3 односоставное безличное».

(4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. — Неверно утверждение «4) В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят»

(5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. — Утверждение под номером 5 «5) Предложение 5 осложнено однородными членами» верное.

 Ответ: 125.

Задание 3 Синтаксический анализ. Пояснение. Выделим основы:

1) Я вышел (предложение 1);

2) Хорошо; запах разливается; океан расстилается (предложение 2);

3) Примесь чувствовалась; я не мог понять; пахнет (предложение 3);

4) Я заметил (предложение 4);

5) Небо сияло; что-то темнело (предложение 5).

 Ответ: 23.

 Задание 4 Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)[3вуки — это то], (что слышит ухо). — 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы. — Верно.

(2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. — 2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения. — Верно.

(З)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. — 3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. — Неверно, в предложении одиночные причастия.

(4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos — «звуковой»). — 4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию. — Верно.

(5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон. — 5) В предложении 5 грамматическая основа — применяют приборы. — Неверно.

 Ответ: 124.

 Задание 5

Пояснение.

Выделим основы:

1) Не перечислишь; даёт — «дарит» Волга (предложение 1);

2) Мы любим; можем взять (предложение 2);

3) Не измерить; она разливает (предложение 3);

4) Катерок побежал; теплоход поплыл; баржи снуют (предложение 4);

5) Я могу любоваться (предложение 5).

 Ответ: 12.

1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Полна тайн (предложение 1)

2) Свет проникает освещает (предложение 2)

3) Дремлет (предложение 3)

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)

5) Медведь объелся (предложение 5)

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Матрос пришёл (предложение 1)

2) Он поспешил скинуть (предложение 2)

3) Стянул в три приема (предложение 3)

4) Пиджак плыл (предложение 4)

5) Он услышал (предложение 5)

4. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако существуют люди, которые имеют феноменальную память. (3)Например, Александр Македонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю таблицу логарифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Считается (предложение 1)

2) Люди имеют (предложение 2)

3) Александр Македонский помнил (предложение 3)

4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)

5) Исполнить и записать (предложение 5)

5. Синтаксический анализ.Прочитайте текст.

 (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь — небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально

изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

3) Предложение 3 осложнено однородными членами.

4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Задание 1 Пояснение.

Выделим основы:

1) Тишина полна (предложение 1);

2) Свет проникает освещает (предложение 2);

3) Медведь дремлет (предложение 3);

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4);

5) Медведь объелся, спит (предложение 5).

Ответ: 24.


Задание 2 Синтаксический анализ. Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. — Утверждение 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы неверно: предложение простое, в нём одна основа.

(2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. — Утверждение 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным неверно: в предложении придаточное обстоятельственное степени.

(3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. — Утверждение 3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением верно.

(4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — всё достигает высшего предела. — Утверждение 4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое неверно: в первой части сказуемое именное.

(5)дееприч. оборотЧитая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. — Утверждение 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом верно.

 

Ответ: 35.


Задание 3 Пояснение.

Выделим основы:

1) Пароход не остановился, а продолжает; матрос успокоился и пришёл в себя (предложение 1);

2) Он поспешил скинуть (предложение 2);

3) Матрос стянул (предложение 3);

4) Пиджак плыл (предложение 4);

5) Он услышал и увидел (предложение 5).

Ответ: 24.

Задание 4 Пояснение.

Выделим основы:

1) Считается; человек в состоянии запомнить (предложение 1);

2) Люди существуют; которые имеют память (предложение 2);

3) Александр Македонский; который помнил (предложение 3);

4) Академик Абрам Иоффе, который знaл (предложение 4);

5) Достаточно было прослушать; исполнить и записать (предложение 5).

 

Ответ: 15.

 Задание 5

Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)(Как художник создаёт пейзажную картину), [так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны]. — В предложении нет сравнительного оборота, за который можно принять придаточное предложение сравнения, поэтому характеристика «1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот» не является верной.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. — В предложении нет обособленного определения ни в одной из частей, поэтому утверждение «2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением» неверно.

(3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. — Верно утверждение «3) Предложение 3 осложнено однородными членами».

(4)Но в первую очередь — небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... − Верно утверждение «4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу»

(5)[Радикально изменилось лицо страны], (когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид). — Изменилось (когда?) когда факторы изменили вид, следовательноверно утверждение «5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени»

 

Ответ: 345.

1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причем в устьях некоторых рек и в отдельных заливах - на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы » и «отливы». (З)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полог, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Вторая часть предложения 1 — неполное предложение.

2) В предложении 2 грамматическая основа — названия носят.

3) В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые.

4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими.

5) Вторая часть предложения 5 — односоставное безличное предложение.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Полна тайн (предложение 1)

2) Свет проникает освещает (предложение 2)

3) Дремлет (предложение 3)

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)

5) Медведь объелся (предложение 5)

3. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!

(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Снег захрустел (предложение 1)

2) Это пробираются (предложение 2)

3) Им приходится (предложение 3)

4) Трудно (предложение 4)

5) Весна (предложение 5)

4. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2) Предложение 2 простое.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4) Первая часть предложения 4 — односоставное неопределённо-личное предложение.

5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

5. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. (3)Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (4)Этот неординарный ученый − первый разработчик стратостата. (5) Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Кто не слышал (предложение 1)

2) Ассоциируется с химией (предложение 2)

3) Дмитрий Иванович был педагогом, экономистом, геологом, приборостроителем. (предложение 3)

4) Учёный − первый (предложение 4)

5) Менделеев был одним из основателей (предложение 5)

Задание 1 Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причем в устьях некоторых рек и в отдельных заливах - на несколько метров. — 1) Вторая часть предложения 1 — неполное предложение. — Верно. Показателем пропуска членов предложения во второй части является тире.

(2)Эти явления носят названия «приливы » и «отливы». — 2) В предложении 2 грамматическая основа — названия носят. — Неверно. В этом предложении 1 грамматическая основа.

(З)[Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает]: [там, (где берег полог), вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега]. — 3) В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые. — Верно.

(4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. — 4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими. — Верно.

(5)[В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция], а [затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска]. — 5) Вторая часть предложения 5 — односоставное безличное предложение. — Неверно. Вторая часть представляет собой неопределённо-личное предложение.

 Ответ: 134.

Задание 2 Пояснение.

Выделим основы:

1) Тишина полна (предложение 1);

2) Свет проникает освещает (предложение 2);

3) Медведь дремлет (предложение 3);

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4);

5) Медведь объелся, спит (предложение 5).

 Ответ: 24.

 Задание 3 Пояснение.

Выделим основы:

1) Снег захрустел; зазвенел сушняк (предложение 1);

2) Лоси пробираются (предложение 2);

3) Приходится шагать (предложение 3);

4) Трудно искать (предложение 4);

5) Весна; солнышко придёт (предложение 5).

 Ответ: 15.

 Задание 4 Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. — Верно утверждение 1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

(2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. — Верно утверждение 2) Предложение 2 простое.

(3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. — Верно утверждение 3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

(4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия. — В связи с тем, что первая часть предложения является двусоставной, неверно утверждение 4) Первая часть предложения 4 — односоставное неопределённо-личное предложение.

(5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы. — В связи с тем, что в предложении три основы, а не четыре, неверно утверждение 5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

 Ответ: 123

Задание 5 Пояснение.

Выделим основы:

1) Кто не слышал (предложение 1);

2) Фамилия ассоциируется; область шире (предложение 2);

3) Дмитрий Иванович был педагогом, экономистом, геологом, приборостроителем (предложение 3);

4) Учёный — разработчик (предложение 4);

5) Менделеев был одним из основателей и избирался (предложение 5).

Ответ: 13.

1. Тип Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3) В предложении 3 три грамматические основы.

4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.

5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм;

в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложное.

3) Предложение 3 односоставное безличное.

4) В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят.

5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

3. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Мы разбрелись (предложение 1)

2) Мы наелись (предложение 2)

3) Обед нужен (предложение 3)

4) Маруся расстелила (предложение 4)

5) Съели и растянулись (предложение 5)

4. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) Матрос пришёл (предложение 1)

2) Он поспешил скинуть (предложение 2)

3) Стянул в три приема (предложение 3)

4) Пиджак плыл (предложение 4)

5) Он услышал (предложение 5)

5. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 (1) В аллеях застыл зеленоватый полусвет. (2)Поблескивали золоченые статуи. (3)Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха. (4)Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко. (5)Каменные лестницы около дворца были освещены зарей: желтоватый свет падал на землю, отражаясь от стен и окон.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Застыл (предложение 1)

2) Статуи поблёскивали (предложение 2)

3) Не слышно (предложение 3)

4) Плеск разносился (предложение 4)

5) Лестницы были (предложение 5)

Задание 1


Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. − Верно утверждение «1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже».

(2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, причастный оборотиспользуемых также для ориентации в пространстве. − Неверно утверждение «2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.»

(3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. − Верно утверждение «3) В предложении 3 три грамматические основы».

(4)[Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека], а [вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей]. − Верно утверждение «4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.»

(5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного. − Неверно утверждение «5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.»

 Ответ: 134.


Задание 2 Пояснение.

Проанализируем предложения.

(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. — Известно (что?) что место определяется (придаточное изъяснительное). Утверждение под номером 1 верное: «1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.»

(2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. — Утверждение «2) Предложение 2 сложное» верное.

(3)Как же современная школа относится к данной проблеме?  — Неверно утверждение «3) Предложение 3 односоставное безличное».

(4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. — Неверно утверждение «4) В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят»

(5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. — Утверждение под номером 5 «5) Предложение 5 осложнено однородными членами» верное.

 

Ответ: 125.

 Задание 3 Пояснение.

Выделим основы:

1) Мы разбрелись и перекликаемся (предложение 1);

2) Корзины наполнились; мы наелись (предложение 2);

3) Обед нужен (предложение 3);

4) Маруся расстелила, положила (предложение 4);

5) Мы съели и растянулись (предложение 5).

 Ответ: 23.


Задание 4 Пояснение.

Выделим основы:

1) Пароход не остановился, а продолжает; матрос успокоился и пришёл в себя (предложение 1);

2) Он поспешил скинуть (предложение 2);

3) Матрос стянул (предложение 3);

4) Пиджак плыл (предложение 4);

5) Он услышал и увидел (предложение 5).

 

Ответ: 24.

 Задание 5 Пояснение.

Выделим основы:

1) Полусвет застыл (предложение 1);

2) Статуи поблёскивали (предложение 2);

3) Фонтаны молчали; не было слышно (предложение 3);

4) Падали капли; плеск разносился (предложение 4);

5) Лестницы были освещены; свет падал (предложение 5).

 

Ответ: 24.


Ваш ответ: 
нет ответа. Правильный ответ: 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ. Синтаксический анализ предложения (обобщение). А- 10

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Задание 13 ОГЭ (Синтаксический анализ сложного предложения)

Синтаксический анализ сложного предложения...

Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ по русскому языку.

Данный материал  предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку и включает задания на синтаксический анализ (работа со словосочетаниями, задание № 4)....

тест в формате ОГЭ "Синтаксический анализ текста"

В данной разработке представлен в форме теста тренировочный материал, позволяющий учащимся закрепить умения и навыки по определению грамматической основы предложения, умения видеть строение сложного п...

ОГЭ по русскому языку , синтаксический анализ

Данный материал может быть полезен при подготовке к ОГЭ по русскому языку....