Статья "К вопросу введения второго иностранного языка"
статья

Соелма Федоровна Содбоева

     В начале 2015-2016 учебного года Министерство образования и науки рекомендовало ввести второй иностранный язык в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. Это нововведение вызвало большой ажиотаж в СМИ, на просторах интернета среди педагогов, руководителей, детей и, конечно же, родителей. На заседании МО учителей иностранных языков

нашей школы мы так же обсудили данный вопрос и вынесли на обсуждение на «Круглый стол по защите проектов по Программе развития школы».

         В рамках развития школы на 2019-2023 годы мы планируем ввести изучение второго иностранного языка в нашей школе. Предлагаются на выбор немецкий и китайский языки.

Для реализации нашей программы потребуется 5 лет. Необходимо начать с оснащения материальной базы школы.

 

         Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это может быть достигнуто за счет продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов.

         Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.

         Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу введения второго иностранного языка

  С. Ф. Содбоева, учитель

                                                                                                                                    английского                          языка.

     В начале 2015-2016 учебного года Министерство образования и науки рекомендовало ввести второй иностранный язык в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. Это нововведение вызвало большой ажиотаж в СМИ, на просторах интернета среди педагогов, руководителей, детей и, конечно же, родителей. На заседании МО учителей иностранных языков

нашей школы мы так же обсудили данный вопрос и вынесли на обсуждение на «Круглый стол по защите проектов по Программе развития школы».

         В рамках развития школы на 2019-2023 годы мы планируем ввести изучение второго иностранного языка в нашей школе. Предлагаются на выбор немецкий и китайский языки.

Для реализации нашей программы потребуется 5 лет. Необходимо начать с оснащения материальной базы школы.

         Изучение нескольких иностранных языков в школе может восприниматься не всегда позитивно со стороны родителей. Какую позицию могут занять  родители?  Ребенок изучает английский и этого вполне достаточно, зачем загружать ребенка, у которого, итак, масса других дополнительных занятий, какие он посещает. Посещают, но не все.

          Нужно попытаться убедить родителей в том, что знание нескольких иностранных языков очень важно в нашем современном мире, который направлен на всеобщую глобализацию, интеграцию, так как все мы живем во взаимозависимом мире.

Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что знание иностранного языка становится жизненной необходимостью.

  1.  Родители должны знать, что изучение несскольуих ИЯ способствует у детей развитию мыслительных процессов, т.к. приходится оперировать другой системой знаков.
  2. Раннее обучение ИЯ развивает рече-двигательный аппарат ребенка.
  3. Это хорошая профилактика дефектов речи.
  4. Способствует развитию коммуникативных способностей.
  5. Ребенок становится более общительным, а, значит, более успешным в дальнейшем.

Почему немецкий язык?

         Немецкий язык - один из основных языков мира и самый распространенный язык в Европейском Союзе. Он также является официальным языком Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Люксембурга, на нем говорят в Канаде, США, Российской Федерации и некоторых странах Южной Америки. В России число изучающих немецкий язык больше, чем в любой другой стране мира (примерно 4,7 миллиона человек). Среди иностранных языков немецкий занимает прочное второе место после английского.

         Сегодня немецкий язык занимает 2-е место в Интернете, как по отношению к количеству сайтов, так и по отношению к использованию в поисковых машинах языка. Однако распространению немецкого языка способствовало, прежде всего, книгопечатание, в результате чего большое количество литературных и научных изданий в мире опубликовано на немецком языке (3-е место). В России также издаются газеты, журналы и учебно-методическая литература на немецком языке, в частности,  издательством «МСНК-пресс».

         А самым важным пунктом является для учащегося на данном этапе обучения в школе - это научить общаться на иностранном языке.

         Мы выделили 10 пунктов, где может понадобиться знание ИЯ.

  1. Возможность общения с иностранными туристами из немецкоговорящих стран, которые путешествуют по всему миру.
  2. Программа обмена. На немецком DeutscheAkademischeAustauschdienst  или сокращенно DAAD, которая была открыта еще 1983 г прошлого века и функционирует по сей день. Участие в этой программе дает возможность детям посетить страну изучаемого языка. Но для этого нужно изучать немецкий язык, достичь определенного уровня знаний, сдать экзамен, получить сертификат по экзамену среднего уровня.  
  3. Как показывает практика, в наиболее выгодном положении на рынке труда находятся те специалисты, которые помимо знаний по основной профессии владеют ещё одним или несколькими иностранными языками: чтобы быть в курсе последних разработок из мира науки и техники, необходимо уметь читать статьи на языке оригинала. Кроме того, работать с зарубежными партнёрами намного проще, если владеешь информацией «из первых уст».
  4. В бизнесе / в деловой жизни общение на немецком языке с немецкоговорящими деловыми партнерами позволит улучшить партнерские отношения, повысить шансы для эффективного взаимопонимания - и тем самым приведет к успеху.
  5.  Глобальная карьера: со знаниями немецкого языка Вы повысите Ваши шансы оптимизировать свой профессиональный/ карьерный рост в немецких фирмах, работающих на территории Российской Федерации, а также на территории других странах мира. Хорошие знания немецкого языка сделают Вас продуктивным сотрудником для работодателя с международными деловыми связями.
  6.  Туризм и гостиничный бизнес: туристы из немецкоговорящих стран путешествуют по всему миру, в том числе они с удовольствием посещают Россию. Во время отпуска туристы тратят немалые средства и предпочитают быть обслуженными персоналом и экскурсоводами, говорящими на немецком языке.
  7. Наука и научные исследования: немецкий язык - второй по важности язык в мире науки. Германия занимает третье место в мире по финансированию научных исследований и вкладу в развитие науки и ежегодно предоставляет разнообразные стипендии студентам и молодым ученым из-за рубежа, в том числе и России.
  8.  Коммуникация: развитие на сегодняшний день медийных, информационных и коммуникационных технологий делают мультилингвальную коммуникацию востребованной. Целый ряд важнейших web-сайтов предоставляет информацию на немецком языке. Каждая десятая книга издается на немецком. Знания немецкого языка открывают широкий доступ к различной информации.
  9.  Культурное взаимопонимание: изучать немецкий означает получить возможность увидеть/понять и принять жизнь, желания и мечты людей из немецкоговорящих стран с их поликультурным сообществом.
  10.  Путешествия: знания немецкого позволяют расширить список стран, которые можно посетить и тем самым обогатить свои путевые заметки не только о немецкоговорящих странах, но и других странах Европы.

         Это все, что касается внедрения, обучения и  продвижения немецкого языка в нашей школе.

          Китайский язык мы предлагаем ввести в школу на третий год реализации программы.

         Особенностью обучения второму языку является то, что у учащихся уже сформированы общеучебные умения, а именно:

•        работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах);

•        наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль;

•        распознавать и дифференцировать языковые явления и слова

•        пользоваться словарем, догадываться по словообразовательным признакам и по контексту о значении незнакомых слов, извлекать нужную информацию.

Все вышеизложенное положительно сказывается на процессе овладения вторым языком. Поэтому мы предлагаем изучение в нашей школе китайского языка.

         Актуальность изучения китайского языка в школе очень велика и обусловлена рядом причин.

  1. Рост интереса к Китаю.
  2. Успешно развивающиеся отношения между Россией и КНР.
  3. Развивается туризм в Китае,
  4. Активная миграция китайцев.  

 Если мы изучаем европейские языки, относящиеся к алфавитной письменности, тем самым развиваем левое полушарие головного мозга, Китайский, который относится к изобразительной письменности, развивает правое полушарие головного мозга, т.е. параллельное изучение ИЯ развивает и активизирует психические функции мозга.

         Обучение китайскому языку преследует комплексную реализацию практической, образовательной и развивающей целей.

         Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это может быть достигнуто за счет продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов.

         Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.

         Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции. Таким образом, обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным китайским языком.

         Наиболее рационально для достижения значимых результатов по китайскому языку вводить его не ранее, чем учащиеся приобретут элементарный уровень коммуникативной компетенции по первому иностранному языку, т.е английскому языку. И потому наиболее доступной и удовлетворяющей образовательным потребностям школьников мы считаем следующую целевую группу: классы с 5 по 11.

         Резюмируя свою статью, хотелось бы процитировать южноафриканского политического деятеля Нельсона Манделы: «Если вы поговорите с человеком на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его голове. Если вы говорите с ним на его родном языке, вы обращаетесь к его сердцу».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа развития школы в 2019-2023 гг “ R a i n b o w ”

Слайд 2

Модель выпускника современной школы

Слайд 3

R - responsibility A-activity I-independence N-nation B-brain O-observation W-winning R Your Text Here

Слайд 4

Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях ; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике ; самостоятельно критически, творчески мыслить ; -грамотно работать с информацией ; -быть коммуникабельным, уметь работать сообща ; -самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта .

Слайд 5

Важность изучения иностранных языков в современном мире

Слайд 6

Введение второго иностранного языка - немецкого и китайского причины и следствия

Слайд 7

Важность изучения немецкого и китайского языков в мире НЯ один из основных языков, распространенных в ЕС. НЯ понадобится в: бизнесе, деловой жизни; глобальной карьере; туризме, гостиничном бизнесе; к оммуникациях; культурном взаимопонимании; п утешествиях; удовольствии от литературы, музыки, искусства. Актуальность изучения китайского языка в школах обусловлена рядом причин: Ростом интереса к Китаю, его экономике, истории, культуре в связи со стремительным развитием КНР; Успешно развивающимися в последнее время отношениями между Россией и Китаем; Развитием туризма в КНР, всё большей «открытостью» китайского общества; Активной миграцией китайцев; В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющих основами китайского языка. Немецкий язык Китайский язык

Слайд 8

Обеспечение материальной базы 1. Закупка ноутбуков (35 шт.); 2. Оснащение кабинетов компьютерами (35 шт.); 3. Открытие компьютерных классов; 4. Приобретение интерактивной досок.

Слайд 9

Привлечение кадров Повышение квалификации педагогов Обеспечение методическим оборудованием Развитие программы по интеграции, сотрудничеству и взаимодействию с носителями языка, с иностранными преподавателями БГУ.

Слайд 10

Сопровождение одаренных детей Подготовка к ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Е.Ю.Грибова. Развитие навыков осознанного применения знаний первого иностранного языка для изучения второго иностранного языка.

Основная специфика обучению второму иностранному языку - это наличие не двух, а трёх языков: родной, первый и.я. и второй и.я., а также наличие у школьников опыта изучения первого и.я. и развитых спец...

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Урок по французскому языку по теме: Les saisons. Le temps. Времена года. Погода. (6 класс, второй иностранный язык, второй год обучения)

Тема: Времена года. Погода. Les saisons. Le temps.Цель: образовательная: активизировать и автоматизировать изученные лексические единицы, тренировать их употребление в речи, тренировать навыки аудиров...

Введение второго иностранного языка. Плюсы и минусы.

Введение второго иностранного языка. Плюсы и минусы....

Сопровождение введения второго иностранного языка в образовательную деятельность

Выступление на ГМО учителей иностранного языка на тему " Сопровождение введения второго иностранного языка в образовательную деятельность"...

Конспект открытого урока по немецкому языку (второй иностранный) в 8 классе Тема: Unsere Feste УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» серии «Горизонты» М.М. Аве-рин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу

Цели урока: научить учащихся слушать и понимать, читать и понимать краткие монологические высказывания по теме «Наши праздники»....

Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранного языка (второго иностранного языка)

В этом материале представлены мнемотехнические приёмы, которые можно использовать на уроке иностраннного языка (немецкого) при изучении новых лексических единиц....