Использование электронного приложения к учебнику на уроке изобразительного искусства с целью развития познавательного интереса
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Плюсы для учителя и учащихся при использовании электронного приложения на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выполнила: Зинина Галина Юрьевна
учитель изобразительного искусства и технологии, ГБОУ СОШ №9
г.о. Чапаевск
«Использование электронного приложения к учебнику на уроке изобразительного искусства с целью развития познавательного интереса учащихся»
После поступления в школу компьютеров началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Педагогический процесс в школе, способствующий созданию условий развития познавательного интереса учащихся, должен представлять собой взаимосвязанный процесс применения электронных учебников с деятельностью учителя.
Построение урока с применением электронных приложений должно быть организован так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков было неразрывно связано с активностью и самостоятельностью действий учащихся, с проявлением интереса, увлеченности и инициативных творческих поисков, стремления развивать творческие и познавательные способности. Наиболее важное требование к такому уроку – это положительная мотивация учения. Сформулированность мотивационной сферы учащегося и поддержание соответствующей мотивации являются необходимой предпосылкой эффективности обучения. При составлении плана такого урока следует проанализировать, как применить электронное приложение так, чтобы оно вызвало заинтересованность, а не скуку, стремление к познанию, а не разочарование и раздражение.
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Урок с использованием электронных приложений возможен, когда: учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.
Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства: повышение мотивации в обучении; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; расширение кругозора учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся; повышение информационной компетентности учащихся; усиливает внимание; повышает объем восприятия; активизирует мыслительную деятельность путем вовлечения образной сферы человека в процесс обучения; создание и активное использование электронных дидактических материалов; повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса; положительная динамика мотивации обучения, повышение качества образования в целом.
Преимущества, получаемые учителем: скорость объяснения увеличивается почти вдвое; качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение); более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, следовательно, удается задействовать непроизвольную память-залог прочных знаний; использование электронных приложений позволяет преподавателю полно и ярко донести до учащихся необходимую информацию; удержание внимания учащихся; оптимизация процесса запоминания и понимания учебного материала; преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся; применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Преимущества, получаемые учащимся: легкий путь усвоения информации (задействуется непроизвольное внимание, сразу несколько анализаторов); при выполнении практических работ, работ в Интернете, работ с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые им в будущей жизни; ощущают себя активными участниками процесса обучения; получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, делают выводы; у учащихся развивается познавательный интерес.
Известно, что от совершенства учебного материала, его новизны, практической проработанности, а также формы представления во многом зависит качество и эффективность образования. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения, развивать познавательный интерес детей к предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение методики организации групповых форм работы, тренингов и творческих заданий в преподавании предмета с целью развития познавательного интереса учащихся и формирования у них установок нравственного поведения».
Для того чтобы привить интерес к изучению русской литературы, важную роль играют групповые формы работы на уроке....
«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».
В статье«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся» говорится об актуальности и персп...
Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"
Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...
Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.
Работа раскрывает различные способы и щирокие возможности использования художественной литературы на уроках истории...
Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей
Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. В...
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...
Методический материал: "Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства как основа развития познавательной и творческой деятельности у учащихся"
Преподавание ИЗО в школе должен помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте...