АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
методическая разработка
Определяются основные условия для активизации познавательного интереса учащихся к учебной деятельности, условия, способствующие формированию положительной мотивации учения. Если при решении проектной задачи создаются такие условия формирования интереса к обучению (активизируется познавательный интерес), значит, проектная задача будет являться способом активизации познавательной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s1_egorova_t.v._aktivizatsiya.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
Егорова Татьяна Владимировна,
учитель-методист русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 170 г. Минска»
На первый взгляд, за последние годы существования школа претерпела мало изменений – всё те же учебные занятия, звонки, расписания, домашние и контрольные работы. Однако реалии сегодняшней школы – это современные методики, новые технологии, инновационные проекты. Целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника. Современное обучение направлено не на простую передачу знаний, а на развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого учащегося, мотивирование его к самостоятельной и высокопродуктивной учебной деятельности.
Для решения новых и сложных задач в арсенале учителя был и остаётся урок. Более 90% информации ученики получают в школьном классе. Именно урок является системообразующим элементом процесса обучения в средней школе. Лишь грамотная, правильная организация деятельности на учебном занятии может мотивировать учащихся к желанию учиться. Бывает, что школьнику учеба кажется скучной и неинтересной. Нежелание учиться возникает из-за недостаточной познавательной активности учеников. Познавательный интерес – это самый престижный мотив учения. А где взять этот престижный мотив?
Именно учитель должен вызвать у учащихся неподдельный интерес к своему предмету. Он обязан в первую очередь мотивировать своих подопечных. Учащийся под непосредственным руководством учителя проходит путь от возникновения и развития интереса к знаниям, путь, связанный с воспитанием воли и трудолюбия. От отсутствия интереса до любопытства и заинтересованности, от заинтересованности к уже сформированной познавательной активности. Постоянно развиваясь, познавательный интерес явится фундаментом положительного отношения к учению.
Полагаю, что эффективным средством активизации познавательной активности учащихся являются уроки, на которых решаются проектные задачи. Теоретико-методологической основой данной идеи являются работы по теории организации учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; теория деятельностного подхода в обучении П.Я. Гальперина и А.Б. Воронцова; а также комплексная модель становления индивидуальной учебной деятельности, предложенная С.Д. Шакурой и С.А. Аксючиц.
Определяются основные условия для активизации познавательного интереса учащихся к учебной деятельности, условия, способствующие формированию положительной мотивации учения. Если при решении проектной задачи создаются такие условия формирования интереса к обучению (активизируется познавательный интерес), значит, проектная задача будет являться способом активизации познавательной активности учащихся.
УСЛОВИЕ 1. Содержание учебного материала: озадаченность, удивление, неожиданность, актуализация уже усвоенных знаний, практическая необходимость.
АРГУМЕНТЫ. Задача – это уже вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. Проектная задача – это применение целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенным к «реальным». В основе лежит модель ситуации, которая побуждает учащихся на основе известных им способов действия конструировать собственный новый способ, при этом школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения, результата. В проектной задаче нет ориентира на тему или учебный предмет. Итогом проектной задачи всегда является реальный детский продукт (текст, схема, макет), никогда не существовавший в практике ребёнка [3, с. 47].
УСЛОВИЕ 2. Организация учебной деятельности: поисковый характер, самостоятельное открытие новых знаний, успешность деятельности, многообразие форм работ, коллективные и групповые формы учебной деятельности.
АРГУМЕНТЫ. Проектная задача – это прообраз проектно-исследовательской деятельности. Решение такой задачи предполагает наличие у учащихся комплекса умений и навыков поисково-исследовательского характера [2, с. 3]. Проектные задачи имеют ярко выраженную творческую составляющую, так как при решении таких задач, школьники не ограничены рамками учебного задания, они вольны придумывать и фантазировать, самостоятельно открывая новые знания. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность апробировать различные пути их решения [1, с. 9].
Успех деятельности на уроках такого типа обусловлен тем, что для решения проектной задачи учитель предлагает учащимся все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий. Проектная задача носит принципиально групповой характер, что не исключает на различных этапах и индивидуальной деятельности [1, с. 15]. Коллективно-распределительная деятельность во всём многообразии её форм отличает организацию учебной деятельности на таких уроках от её организации на традиционном уроке. Учащиеся вступают в коммуникацию: взаимодействуют при решении задачи, учатся отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения одноклассников [1, с. 8].Следовательно, учебные занятия с использованием проектных задач имеют важнейшее значение в формировании тесного взаимодействия учителя и учащегося, а также в становлении гибкой личности, способной успешно развиваться.
Таким образом, уроки по решению проектных задач являются механизмом активизации познавательной деятельности учащихся, потому что позволяют обеспечить ряд конкретных условий, активизирующих познавательный интерес школьника к учёбе, условий, которые способствуют формированию положительной мотивации учения.
Список использованных источников
1. Аксючиц, С. А. Проектные задачи в образовательном процессе: учеб. - метод. пособие для учителей/ С. А. Аксючиц; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2011. – 66 с.
2. Бегларян, С. Н. Историческая реконструкция. Формирование основ исследовательской деятельности учащихся посредством использования проектных задач / С. Н. Бегларян // Пачатковая школа. – 2013. – №6. – С. 3-5.
3. Воронцов, А. Б. Проектная задача как «инструмент» мониторинга способов действия школьников в нестандартных ситуациях учения // Газ. «Начальная школа» / Изд. дом «Первое сентября». – 2007. – № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся с использованием интернет-энциклопедии "Britannica"
научно-практическая статья...
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...
Обобщение опыта работы по теме « Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока».
Обобщение опыта работы....
Активизация поисково-познавательной деятельности учащихся посредством использования активных и интерактивных способов обучения
Выступление...
Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»
laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...
Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм обучения на уроках МХК в 11 классе
Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.Главная задача россий...