Лексика.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 10, 11 класс)

Абрамова Евгения Александровна
Материалы для подготовки к экзаменам по РЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_passivnogo_slovarnogo_zapasa.docx38.04 КБ
PDF icon doc612392_638637265.pdf222.3 КБ
PDF icon doc612392_638637264.pdf363.77 КБ
PDF icon doc612392_638637262.pdf191.32 КБ

Предварительный просмотр:

Н.К. Ягинцева

Активный и пассивный состав лексики современного  русского языка

Употребление устаревших слов в устной и письменной речи

Неологизмы, их употребление

        

Л  е  к  с  и  к  а

                                              🡯

Активного словарного запаса

Слова, понятные всем  говорящим на данном языке  и находящиеся в постоянном употреблении

            🡮

Пассивного словарного запаса

Слова, вышедшие из употребления                                                   или малоупотребительные

! Деление словарного состава языка на активную                                        и пассивную лексику оправдано только в строго определённое историческое время: каждой эпохе свойственна своя активная и своя пассивная лексика. Бывают  случаи,  когда устаревшее слово вновь вливается                   в состав активной лексики - гимназия, лицей, биржа труда, Государственная дума ...

🡯

Устаревшие слова

🡮

Неологизмы

 (от греч. neos — «новый»                 и logos — слово) — слова, созданные   для обозначения новых предметов, признаков, действий.                                            

Неологизмы  ≠ Новые слова

Термин «неологизм» сужает и конкретизирует понятие «новое слово»: при выделении новых слов принимают                               во внимание только время их появления  в языке, отнесение же слов к неологизмам подчёркивает их особые стилистические свойства, связанные с восприятием этих слов как необычных наименований.

Устаревшие слова

                                       🡯

Историзмы

Слова, называющие исчезнувшие предметы, явления, понятия: кольчуга, продналог, октябрёнок ...

 

Историзмы могут быть связаны как с весьма отдалёнными эпохами, так и с событиями недавнего времени, ставшими, однако, уже фактами истории.    

Историзмы не имеют синонимов среди  слов активного словарного запаса, являясь единственными наименованиями соответствующих понятий.

                   🡮

Архаизмы

Слова, называющие существующие вещи и явления, но по каким-то причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активной лексике.

вседневно - всегда

злато - золото

ведать - знать

        Типы архаизмов

Фонетические

Словообразовательные

Лексические

Семантические

(смысловые )

Отличаются                                         от современных синонимов звучанием

суди (судья)я

змий (змей)

хладный (холодный)

полон (плен)

древо (дерево)

клоб (клуб)

нумер (номер)

 ...

Отличаются

от современных синонимов                            морфемным составом: имеют устаревшие приставки и суффиксы

содейство (содействие)

возблагодарить

( поблагодарить )

Слова, устаревшие                          не в какой-то своей части, а полностью                                         как лексическая единица

ланиты ( щёки ),

шуйца ( левая рука ),

десница ( правая рука ),

ошую ( слева )

Слова, у которых  произошла архаизация одного из значений

Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень ...                              (Пушкин «Выстрел» )

Рассеяние, рассеянность – приятное                                         времяпровождение, развлечение

Стилистические функции устаревших слов в художественной речи

1. Воссоздание колорита отдалённых времён в художественных произведениях.

2. Историзмы - смысловой центр любого учебника истории.

3. Архаизмы придают речи возвышенное, торжественное звучание.  

 «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

(А. Пушкин)

Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты
очи, и руки воздеты.
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
В ваших
чертогах мой дух окрылился … 

                                                              (А. Фет)

Старославянские синонимы русских слов, часто отличавшиеся от них лишь  неполногласием, особенно удобны для поэтов, потому что позволяют выбрать более короткое слово,                                если этого требуют условия стихосложения.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво... (А. Пушкин)

4. Устаревшая лексика может приобретать ироническую окраску.

Одноглазый не сводил своего единственного ока с гроссмейстеровой обуви.

Взалкал отец Фёдор. Захотелось ему богатства. ( И. и П. )

5. Существует мнение, что устаревшая лексика распространена в текстах                                      официально-делового стиля. Действительно, в деловых бумагах употребляются отдельные слова и обороты речи, которые в иных условиях мы вправе рассматривать как архаизмы,  например, юридические термины: деяние, дееспособный, содеянное, кара, возмездие.                                   В некоторых документах пишут: сего года, к сему прилагается, нижеподписавшийся...                          Эти слова в пределах своего функционального стиля экспрессивной окраски не имеют. Никакой стилистической нагрузки такая устаревшая лексика в официально-деловом стиле                     не несёт.

Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов

1. Искажение значения слова.

                                                                               жильцов

В результате бурного собрания домочадцев ремонт дома был начат.

  Домочадцы - люди, которые живут в семье на правах её членов.(Ож.)

2. Нарушение лексической сочетаемости.

Андреева аттестовали как человека, очень долго проработавшего на этой стезе.

Стезю избирают, стезею следуют, но на ней не работают.

3. Неуместное употребление устаревшего слова. Современный контекст, в котором                                    нет установки на юмористическую окраску речи, не допускает употребления устаревших слов.

Спонсоров в интернате привечали с радостью (приветствовали).

Лаборантка зашла к шефу и поведала ему о случившемся (рассказала).

4. Устаревшие слова могут придать тексту канцелярскую окраску.

Проводить занятия нужно в надлежащем помещении.

         

Неологизмы

Пополнение лексики новыми словами

Активная общественно - политическая  и культурная жизнь

Коренные изменения во всех сферах деятельности

Появление новых понятий

Приток новых слов, пополняющих различные тематические группы

Названия

  • государств: Республика Саха, ДНР, ЛНР,
  • правительственных учреждений: Дума, департамент, муниципалитет, мэрия ... ,
  • должностных лиц:  менеджер, префект, мэр  ... ,
  • представителей общественных организаций, движений: единороссы, демороссы ... ,
  • коммерческих предприятий : ООО, АО , ЗАО ... ,
  • учебных заведений: лицей, гимназия ... ,
  • предметов и явлений, ставших приметами экономических изменений: дивиденды, акции, приватизация...

Судьба неологизмов

Получают признание,                        вливаются в состав

активной лексики:

 космонавт

 жвачка

челночный бизнес

федералы

евро

...

Со временем некоторые неологизмы не только утрачивают

стилистический оттенок новизны,              но и успевают стать устаревшими:

ваучер

 ГКЧП

 ...

Неологизмы, появляющиеся                               в языке как наименования новых предметов, долгое время могут оставаться в составе пассивной лексики, если соответствующие понятия не получат всеобщего признания.

Мы не можем предвидеть,                            как сложится судьба таких слов, как, например,  пульсар (устройство электронного зажигания, используемое автомобилистами)

Пройдёт время, и они сами о себе заявят или будут забыты.

 


Типы неологизмов

1. По способу образования

                        🡯    

Лексические

Созданные или заимствованные слова и обороты:

  • самозанятый,
  • неадекват, паранормал, инфантил, официоз

усечение: сущ.   прил

  • стримить   стрим, спойлер, папарацци,  девайс, дигитальный, тренд;
  • сникерсни  (форма, созданная по существующей                          в русском языке модели образования глагольной формы повелительного наклонения: тормозни, крутани),
  • ЗОЖ (здоровый образ жизни),                                       БКИ    (бюро кредитных историй)

                        🡮

  Семантические

Новые значения слов, появляющиеся на основе метафорических и иных переносных значений слова:

Штрих - паста для исправления ошибок в тексте.

Сушить(ся) - (в спорте) избавляться от жира.

Дождь в лицо и ключицы,

и над мачтами гром.

Ты со мной приключился,

словно шторм с кораблем.

(Б. Ахмадулина)

Ты приключился ≠ Беда приключилась

Ты приключился = Ты встретился

                                    Меняется

  • значение
  • лексическая сочетаемость
  • эмоциональная окраска

2. По условиям создания

                                🡯

Анонимные

Их возникновение не связывают с именем создателя

рыночник, думцы

                         🡮

Индивидуально - авторские

 Введённые в обращение конкретными авторами

В. Маяковский: прозаседавшиеся, адище  

3. По цели создания.  По назначению в речи

  🡯        

Номинативные

Возникают как наименования новых понятий:

бифидок, антипротон ..                                               

 🡮  

Стилистические

Дают образную характеристику предметам, которые уже имеют названия. Создаются как яркое экспрессивное средство, имеют положительную или отрицательную окраску

прихватизация,  общежутие, рэкетитор, бредисловие, железноудорожный транспорт, кассовое сознание, бредвыборная кампания.

             

3. По употреблению в речи

                         🡯

Языковые

( общенародные )

Со временем становятся достоянием межстилевой                                        или специальной лексики, фиксируются словарями, воспроизводятся в речи с закреплёнными за ними значениями.

                         🡮

Авторские 

(окказионализмы)

(от лат. occasionalis -  случайный )

Слова, употреблённые в определённом контексте.                            Вне контекста не существуют. Имеют авторов.

Пушкин: «кюхельбекерно»

Маяковский: «прижаблен» (город)

К ним относятся и детские новообразования: распакетить пакеты, дождь налужил, я намакаронился ...

В языке современной публицистики часто употребляются графические окказионализмы, в которых с помощью шрифта выделяются новые немотивированные, окказиональные значения слова.

СТОМАТОЛОГиЯ

проСОЧИться

 

Стилистическое использование неологизмов

в художественной и публицистической речи

1. В художественной речи часто используются индивидуально - стилистические неологизмы, которые дают образное описание предмета, отличаются свежестью внутренней формы слова, необычное соединение корней усиливает создаваемый образ.

в тяжёлозмейных волосах  (Бл.), огнекистые веточки бузины (Цв.)

омедведила тебя захолустная жизнь (Г.)

2. Неологизмы помогают писателям отразить своеобразие нового литературного направления.

Символисты использовали слова-символы, воплощающие возвышенное начало.

звёздность, звёздноликость, снежность, беловейный, хрусталеть ...

Писатели, боровшиеся с «красивостью» изысканной поэтической речи, создавали неологизмы, придающие речи непринуждённо-разговорный, сниженный оттенок.

пешкодёром, выжиривший лакей (М.)

3.  Индивидуально - стилистические неологизмы придают публицистической речи сатирическое звучание, дают возможность для политических шуток:         

прихватизация,  общежутие, бредвыборная кампания.

Ошибки, вызванные употреблением неологизмов

1. Непонятные новообразования: буруздить, подъялдыкивать ...

2. Неудачными с точки зрения словообразования считаются неологизмы, в которых                        нарушены требования благозвучия речи. К ним относятся многие сложносокращённые слова:

асбоизобутиленпластик

3. Не отвечают эстетическим требованиям и новообразования, дублирующие известные слова:

халтураж, жонгляж, реагаж ...

4. Звуковая форма неологизма неприемлема, если она вызывает нежелательные ассоциации из-за сходства в звучании нового слова с уже известным. Использование журналистами таких

неологизмов, как забелдос (ЗАщитник БЕЛого ДОма) и ебелдос (Ельцин и БЕЛый Дом), промелькнувших на страницах газет («Собеседник» №14 1992), оценивается читателями                              как хулиганство и вседозволенность.

Создание неблагозвучных, каламбурных неологизмов возможно лишь в ироническом контексте.

Несмотря на то, что склад был осабачен, материальные ценности похищены.

5. Отрицательную стилистическую оценку получают неологизмы, имеющие канцелярскую окраску , а также неологизмы, претендующие на роль терминов.

недовзнос, недополив

Необходима своевременная работа с детьми по развитию элементов ранней ручной умелости.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Лексика. Группы слов лексики.

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...