Анализ ШМО гуманитарного цикла за 2021-2022 учебный год
учебно-методический материал
Деятельность ШМО в 2021-2022 учебном году строилась в соответствии с
требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, истории, обществознания, немецкого языка, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на 2021– 2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shmo_uchiteley_gumanitarnogo_tsikla_za_2022.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2021-2022
учебный год
I. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМО учителей гуманитарного цикла.
Деятельность ШМО в 2021-2022 учебном году строилась в соответствии с
требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, истории, обществознания, немецкого языка, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на 2021– 2022 учебный год.
Тема, над которой работала школа в 2021 – 2022 учебном году:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС».
ШМО учителей гуманитарного цикла работало по теме: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования, путем применения современных подходов в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях реализации ФГОС».
В начале учебного года определили цель работы ШМО:
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности и практического применения способов формирования УУД (в свете требований ФГОС второго поколения).
Основные задачи методической работы:
- Продолжить работу по повышению качества обучения, не допускать снижения качества знаний обучающихся.
- Продолжение работы по формированию интереса к предмету через развитие предметных компетенций.
- Создание необходимых условий для обеспечения инновационной педагогической практики учителей, самообразования и обобщения передового педагогического опыта.
- Развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии с прогнозированием потребностей педагогов, а также целями и задачами работы школы.
- Стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми.
- Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучении и применении новых образовательных технологий.
- Продолжить работу по расширению единого образовательного пространства школы, используя новые технологии. Сосредоточение основных усилий МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2021-2022 учебном году цели и задач. В течение учебного года деятельность ШМО учителей гуманитарного цикла носила творческий характер, отличалась стремлением проводить занятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников. Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения.
Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
II. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность.
1) Анализ педагогических кадров.
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов ШМО гуманитарного цикла. В 2021-2022 учебном году школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла представлено 5 учителями:
№ п/п | Ф.И.О. учителя | Предмет | Категория |
1 | Шашукова Анна Валерьевна | Русский язык и литература | высшая |
2 | Абрамова Наталья Михайловна | Русский язык и литература | - |
3 | Оганесян Светлана Ваграмовна | Немецкий язык | - |
4 | Диланян Гаянэ Мнацакановна | Немецкий язык | первая |
5 | Беглерова Альбина Гасанбековна | История, обществознание | первая |
Руководит ШМО учителей гуманитарного цикла Шашукова А.В.
В школе сложился коллектив педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные цели и задачи.
2) Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
- Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта.
В системе велась работа по методическим темам:
№ | Ф.И.О. | Тема самообразования |
1 | Шашукова Анна Валерьевна | «Создание комфортных условий образовательной среды через применение активных форм и методов обучения». |
2 | Абрамова Наталья Михайловна | «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми ОВЗ» |
3 | Оганесян Светлана Ваграмовна | «Формирование нравственных навыков учащихся на основе развития самосознания, позитивной самооценки и самоуважения». |
4 | Диланян Гаянэ Мнацакановна | «Страноведение как форма развития интереса к изучению иностранного языка». |
5 | Беглерова Альбина Гасанбековна | «Особенности преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС». |
Учителя повышали свою квалификацию на курсах:
№ п/п | Ф.И.О. | Название курса | Дата прохождения |
1 | Абрамова Наталья Михайловна | СКИРО ПК И ПРО г.Ставрополь «Русский язык как государственный язык Российской Федерации: образовательные практики» (объём 36 часов) | С 23.12.2.21г. по 29.12.2021г. |
2 | Беглерова Альбина Гасанбековна | СКИРО ПК И ПРО г.Ставрополь «Интерактивные технологии в преподавании истории и обществознания» (объём 36 часов) | С 09.12.2021г. по 15.12.2022г. |
3 | Диланян Гаяне Мнацакановна | СКИРО ПК И ПРО г.Ставрополь «Эффективный руководитель: развитие управленческих компетенций» (объём 108 часов) | С.28.05.2021г. по 18.06.2021г. |
4 | Шашукова Аник Валерьевна | СКИРО ПК И ПРО г.Ставрополь «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» (объём 36 часов) | С 16.04.2022г. по 22.04.2022г. |
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России «Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности» (объём 56 часов) | С 01.03.2022г. по 14.04.2022г. |
Темы для самообразования, выбранные педагогами ШМО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
- В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков.
Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов ШМО, пополнение банка методических идей
стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
- Педагогами апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита.
- Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации, что развивает творческую активность, стимулирует деятельность, повышает их профессионализм, помогает осознать дифференцированную оценку результатов педагогического труда. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО, РМО, педсоветах. Это выступления на заседаниях ШМО, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Выступление | ТЕМА | ФИО учителя |
ШМО учителей гуманитарного цикла. | 1. «Современный урок в условиях ФГОС». 2."Формирование мотивации на уроках литературы в среднем звене" (5-9 классы) | Шашукова А.В. |
1.«Особенности организации тестового контроля на уроках немецкого языка». | Оганесян С.В. | |
1.«Применение современных подходов в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях реализации ФГОС». | Беглерова А.Г. | |
1."Формирование мотивации на уроках литературы в среднем звене" (5-9 классы). 2. «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования». | Абрамова Н.М. |
Микроклимат в ШМО благоприятный. Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя ШМО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров.
III. Анализ тематики заседаний ШМО.
В течение учебного года школьным методическим объединением было проведено 5 заседаний и рассмотрены следующие вопросы:
Заседания ШМО учителей гуманитарного цикла
в 2021-2022 учебном году
№ | Сроки | Тема | Ответственные |
1 | Август-сентябрь | Тема: «Организация работы учителей гуманитарного цикла в 2021-2022 учебном году» 1. Анализ работы МО и учебной работы. Задачи на новый учебный год. 3. Знакомство с нормативно-правовыми документами по предметам гуманитарного цикла в школе: 4.Анализ результатов ОГЭ в 9 и ЕГЭ в 11 классах, разработка графика консультаций с учащимися 9 и 11 классов. | Завуч. Абрамова Н.М., руководитель ШМО. Шашукова А.В. Абрамова Н.М. Учителя-предметники. |
2 | Ноябрь-декабрь | Заседание МО №2. Тема: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования». 1. Итоги работы МО за 1 четверть. 2. « Современный урок в условиях ФГОС». 3. Применение современных подходов в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях реализации ФГОС. (посещение открытых уроков) 4. Итоги школьных олимпиад по предметам гуманитарного цикла. | Рук. ШМО. Шашукова А.В. Беглерова А.Г. Диланян Г.М. Оганесян С.В. Рук. ШМО. Шашукова А.В. |
3 | Январь | Заседание МО №3. Тема: «Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальной и основной школой в контексте ФГОС". 1. Итоги работы МО и мониторинга учебного процесса во 2 четверти. 2.Анализ результатов муниципальных олимпиад. 3. "Формирование мотивации на уроках литературы в среднем звене" (5-9 классы) 4. Итоги репетиционных работ по предметам гуманитарного цикла (ОГЭ/ЕГЭ). | Рук. ШМО. Шашукова А.В. Завуч. Абрамова Н.М. Учителя лит-ры Учителя-предметники |
4 | Март | Заседание МО №4. «Эффективные технологии учебной деятельности как средство реализации ФГОС»
| Рук. ШМО. Шашукова А.В. Учителя-предметники Рук. ШМО. Шашукова А.В. Завуч. Абрамова Н.М. |
5 | Май | Заседание МО №5. Тема: «Аналитическая оценка деятельности». 1. Подведение итогов аттестации, курсовой системы повышения квалификации в 2021-2022 учебном году. 2. Анализ работы учителей МО гуманитарного цикла по реализации методической темы в 2021-2022 учебном году. | Завуч. Абрамова Н.М. Рук. ШМО. Шашукова А.В. |
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях ШМО соответствовали цели и позволили в полном объеме решить поставленные задачи.
IV. Анализ внеклассной деятельности ШМО.
Внеклассная работа проходила по нескольким направлениям.
1. Олимпиады.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители должны были принять участие в муниципальном этапе.
Результаты муниципальных олимпиад представлены в таблице.
Предмет | Класс | ФИО уч-ся | место |
Литература | 11 | Лахидова Марьям | победитель |
обществознание | 9 | Заргарова Мария | призер |
обществознание | 9 | Алигаджиева Анжела | призер |
обществознание | 11 | Лахидова Марьям | призер |
экономика | 9 | Паринова Валерия | призер |
Немецкий язык | 10 | Шашукова Армина | победитель |
Результаты школьных, муниципальных олимпиад были детально обсуждены на заседании ШМО, тщательно проанализированы ошибки подготовки учащихся, определены задачи и перспективы дальнейшего участия ОУ в подобных олимпиадах, обозначены проблемы работы педагогов по выявлению, поддержке и сопровождению мотивированных детей.
2. Предметная неделя.
Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя дает хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности учащихся. По итогам недели были награждены учащиеся школы.
3. Элективные курсы.
В 2021-2022 учебном году администрацией школы выделены часы на элективные курсы по русскому языку и обществознанию.
№ | Название | Класс | Предмет |
1 | «Теория и практика написания сочинения-рассуждения». | 10 | Русский язык |
2 | «Теория и практика написания сочинения-рассуждения». | 11 | Русский язык |
3 | «Трудные вопросы по русскому языку». | 11 | Русский язык |
5. Участие в районных, краевых мероприятиях.
В течение учебного года учащиеся и педагоги принимали участие в различных семинарах, конкурсах.
На базе нашей школы 07.04.2022 года был проведен семинар РМО «Навыки работы с текстом на уроках русского языка и литературы» учителей русского языка и литературы. Шашукова А.В. дала открытый урок в 9 классе по русскому языку «Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ», а Абрамова Н.М. провела мастер – класс «Приемы формирования читательской грамотности».
Участие детей и педагогов:
№ | Название конкурса | Участники, занявшие место в районе (Ф.И./класс, место) | Участники, занявшие место в регионе. | Педагог, подготовивший участника конкурса. |
1 | Конкурс детского и юношеского литературно –художественного творчества «Дети и книги». | Шашукова Элина/ 8 класс 1 место | Победитель (муниципальный тур) | Шашукова А.В. |
2 | Муниципальный этап краевого творческого конкурса среди детей и молодежи «Наследники Победы». | Алигаджиева Анжела/ 9 класс | Призер (муниципальный тур) | Шашукова А.В. |
3 | Муниципальный этап всероссийского конкурса «Лучший урок письма -2022». | Шашукова Армина/10 класс | Победитель (муниципальный этап) | Шашукова А.В. |
4 | Муниципальный этап всероссийского конкурса «Лучший урок письма -2022». | Шашукова А.В. - педагог | Призер (муниципальный тур) | Шашукова А.В. |
5 | Муниципальный этап слета ученических производственных бригад и трудовых объединений школьников в 2022г. | Алигаджиева Анжела / 8 класс 3 место | муниципальный тур | Беглерова А.Г. |
6 | Муниципальный этап краевой молодежной научно-познавательной игры «Наука+». | Команда «Эрудит» | муниципальный тур (участие) | Шашукова А.В. |
7 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2022» | Муниципальный тур (3 место) | Шашукова А.В. |
Учителя гуманитарного цикла (Шашукова А.В., Беглерова А.Г., Абрамова Н.М., Диланян Г.М.) успешно прошли дистанционное обучение по учебному курсу «Подготовка организаторов в аудитории и вне аудитории», получили сертификаты.
6. Всероссийские проверочные работы.
В нашей школе за 2021 – 2022 учебный год были проведены всероссийские и региональные проверочные работы.
Результаты в таблице:
Всероссийские проверочные работы:
№ | Предмет | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Качество | Обученность |
1 | Русский язык | 5 | 19 | 42 | 100 |
2 | Русский язык | 7 | 16 | 50 | 100 |
Выводы:
1. Из выше изложенного следует, что всероссийские проверочные работы писали учащиеся 5 и 7 класса.
2. Из анализа следует, что качество знаний по русскому языку (7 класс) составил всего 50%, а у 5 класса – качество составило 42%.
3. Результаты ВПР по русскому языку в 5 и 7 классах соответствуют четвертным и годовым оценкам учащихся.
В этом учебном году не все классы успели написать ВПР, так как Министерством образования было принято решение о переносе ВПР на осень из-за очередного увеличения числа заболевших, особенно детей и подростков короновирусной инфекцией.
7. Итоговые контрольные работы.
Контрольные работы проводились в виде тестов и письменных работ с грамматическим заданием по русскому языку, по немецкому языку и обществознанию в виде тестовой формы.
№ п/п | Класс | Предмет | Качество | Обученность |
1 | 5 | Русский язык | 42% | 100% |
2 | 5 | Немецкий язык | 47% | 100% |
3 | 6 | Русский язык | 57% | 100% |
4 | 6 | Немецкий язык | 35% | 100% |
5 | 6 | Обществознание | 48% | 100% |
6 | 7 | Русский язык | 50% | 100% |
7 | 7 | Обществознание | 50% | 100% |
8 | 8 | Русский язык | 35% | 100% |
9 | 8 | Немецкий язык | 35% | 100% |
10 | 9 | Русский язык | 38% | 100% |
11 | 9 | Немецкий язык | 31% | 100% |
12 | 10 | Русский язык | 28% | 100% |
13 | 10 | Немецкий язык | 28% | 100% |
14 | 10 | Обществознание | 28% | 100% |
15 | 11 | Русский язык | 62% | 100% |
16 | 11 | Немецкий язык | 62% | 100% |
17 | 11 | Обществознание | 62% | 100% |
8. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Учителями МО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ: индивидуально-групповые занятия по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ, индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам ОГЭ/ЕГЭ, велась углубленная работа с тестовыми заданиями, подготовка к сочинениям и изложениям. Все учащиеся выпускного 9 и 11 класса были допущены к сдаче ОГЭ/ЕГЭ.
Итоги ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку 2022 г.
Класс | Кол-во уч-ся | «4» и «5» | «3» | Качество | Обученность |
9 | 13 | 12 чел. | 1 чел. | 92% | 100% |
11 | 8 | 5 чел. | 3 чел. | 62% | 100% |
Из таблицы следует, что учащиеся 9 и 11 класса хорошо справились с экзаменом по русскому языку, где качество в 9 классе составило 92%, а в 11 - 62%.
9. Педагогические технологии.
Использование компьютерных технологий стало одним из приоритетных направлений деятельности членов ШМО. Освоив на должном уровне данную технологию, преподаватели рационально используют ее в урочной и во внеурочной деятельности. Данная технология способствует развитию познавательного интереса, привлечению внимания к предметам гуманитарного цикла тех учащихся, которые склонны к данным наукам. На своем опыте члены ШМО убедились в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно - ориентированного подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.
V. Общие выводы:
- проблема школы и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;
- члены ШМО гуманитарного цикла понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы;
- тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями;
- заседания тщательно подготовлены и продуманы;
- протоколы заседаний ШМО ведутся и хранятся.
- выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах,
позволяющим сделать серьезные методические обобщения;
- проводилась работа по овладению учителями современными методиками и
технологиями обучения;
- уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности;
Но в работе педагогов ШМО остались еще не решенные до конца проблемы:
- не в полной мере используются на уроках и внеурочной деятельности
современные образовательные технологии;
- нет достаточного опыта работы по составлению технологических карт уроков по ФГОС;
- систематически не ведется работа с одаренными и слабоуспевающими
школьниками;
- не все педагоги публикуют методические разработки в сети Интернет;
- недостаточно используются инновационные технологии.
Имеющиеся недостатки в работе анализируются, а значит, возможно, их устранение в новом учебном году.
На основании вышеизложенного работу ШМО учителей гуманитарного цикла следует признать удовлетворительной.
В 2022 - 2023 учебном году мы будем работать над методической темой: «Взаимодействие школы с семьей».
Руководитель ШМО гуманитарного цикла: /__________/Шашукова А.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2010-2011 учебный год
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2010-2011 учебный год. ...
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2009 – 2010 учебный год.
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного циклаза 2009 – 2010 учебный год....
Анализ кафедры гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год
В анализе руководителя кафедры указаны результаты деятельности педагога и учащихся....
Анализ кафедры гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год
В анализе руководителя кафедры представлены материалы деятельности педагога и учащихся...
График проведения контрольных работ гуманитарного цикла на 2021-2022 учебный год
График проведения контрольных работ гуманитарного циклана 2021-2022 учебный год...
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2021– 2022 учебный год
План работыметодического объединения учителей гуманитарного цикла на 2021– 2022 учебный год...
План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2021 - 2022 учебный год
Цель: расширение профессиональных знаний и совершенствование практических умений педагогов в области внедрения инновационных педагогических технологий в условиях вв...