Особенности обучения техники чтения на начальном этапе
методическая разработка
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemyakova_l.a._lyubertsy.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Шемякова Лариса Андреевна,
Московская область, Люберцы
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
В последние годы интерес к изучению английского языка у младших школьников стал стремительно угасать. Связанно это, как не странно, с развитием и улучшением технологий и телефонных устройств. Ещё одной причиной снижения интереса к изучению английского языка стало изменения в самой системе обучения в начальной школе. Индивидуальные особенности каждого ребёнка накладывают свой отпечаток на успеваемость младшего школьника в период обучения. С введением и постоянным изменение ФГОС НОО младшему школьнику бывает трудно быстро усвоить и выучить весь тот объем знаний, умений и навыков, который ему необходимо получить на итоговом этапе своего обучения иностранному языку.
С изменением стандарта меняются не только требования к ученикам, но также изменяются и требования к педагогам, соответственно такие изменения касаются и подготовки педагогов. В постоянно изменяющемся мире одной из важнейших задач учителя является удержание внимания любого ребёнка к учебной деятельности. Применение различных методов помогают организовать учебный процесс педагога. В рамках одного урока английского языка учитель в полной мере способен применить несколько разных методик обучения, начиная с пальчиковой разминки заканчивая театральной постановкой.
Среди популярных методик на протяжении нескольких лет является методика разучивания песен на изучаемом языке. Она направлена на развитие у школьников множества навыков при изучении иностранного языка, таких как лексических, фонетических, грамматических и коммуникационных. Несмотря на кажущуюся легкость такой методики, она требует правильного применения и соответствующей работы с песней. В связи с короткой продолжительностью урока, педагог способен применить лишь часть методики разучивания песен, что является неблагоприятным фактом. Многие педагоги используют такую методику на уроках иностранного языка в целях пополнения лексического запаса младших школьников и улучшения навыка чтения.
Чтение, «средство обучения иностранному языку, предусматривающее использование его для усвоения языкового и речевого материала и расширения знаний по изучению языку (Г.В. Рогова)» [6, с. 182], остается на сегодня серьезной проблемой. Многие ученые совсем не боялись переоценить важность чтения и понимания прочитанного текста. Многолетние труды ученых, психологов и педагогов разных стран, были направлены на то, чтобы процесс чтения стал более увлекательным, интересным и приносящим пользу. Развитие личности учащегося невозможно без чтения литературы. В связи с этим «необходимо повысить мотивацию к чтению, сформировать потребность в нем, способствовать расширению круга читательских интересов и развитию культуры чтения, воспитать общими усилиями вдумчивого читателя» [4, с. 183].
Чтение рассматривается как сложный психофизиологический процесс. Лидирующее место по своей важности в процессе обучения иностранному языку занимает, чтение, как самостоятельный вид речевой деятельности.
Обучение чтению на уроках английского языка начинается с изучения техники прочтения слов по правилам. В дальнейшем, чтение словосочетаний помогает не только грамотно прочитать слово, но и расставлять ударение в словах, в соответствии с правилами английского языка. Выразительное чтение является важным этапом в обучении иностранному языку. Оно заинтересовывает учеников в чтении текста, помогает составить яркое представление о нем.
Важно выбирать правильное содержание текста на начальном этапе чтения. Учебный текст, звучащий или письменный, является центральным звеном любого цикла занятий на любом этапе обучения (С.К. Фоломкина) [11, с. 59]. Должны учитываться особенности английской орфографии. Такой способ позволит избежать трудности, связанные с восприятием и пониманием прочитанного, уделяя особое внимание интонированию, выразительности, технике чтения. Новая лексика должна вводиться постепенно.
Важную роль для школьников на начальном этапе обучения чтению играет оформление текста иллюстрациями. Включая в работу картинки, учитель способствует лучшему пониманию прочитанного текста.
При рассмотрении психологического компонента содержания обучения чтению, особо внимание нужно акцентировать на том, что основной задачей учителя является формирование навыков и умений чтения. С восприятия печатного слова, его проговаривания, озвучивания, понимания начинается умение читать. Другими словами – это сопоставление графического знака с морфемой. В процессе обучения чтению, при этом, предполагается обучение выразительному, интонационному чтению.
Принимая во внимание вышесказанное можно отметить большую роль чтения вслух на начальном этапе. Оно дает возможность учителю и ученику видеть и контролировать процесс формирования навыков чтения, факторы, на которые стоит обратить особое внимание. Предварительный просмотр текста учащимся «про себя» позволяет сформировать и запомнить графический образ слова, удержать его в памяти.
Главное – это понимание и осознание прочитанного текста, так как ученик учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться правильно и грамотно читать. В первую очередь необходимо понимать различие между этими сторонами чтения.
Техническая сторона чтения включает в себя: способ, темп, и правильность чтения. Смысловая сторона включает в себя выразительность и понимание чтения. Не обладая механизмом чтения, нередко возникают трудности в понимании смысла прочитанного текста, поэтому суть технического чтения - это умение озвучивать текст, в то время как смысловое чтение дает, прежде всего, возможность понимания прочитанного и грамотного изложения собственных мыслей.
Обобщая понимание чтения, можно выделить три главных критерия:
- понимание фактического содержания (значения);
- формирование личного отношения к тексту;
- создание собственного отношения к тексту.
По результатам исследований многих педагогов и психологов, можно отметить следующие читательские умения:
- понимание главной мысли прочитанного текста;
- понимание подтекста (скрытых причин или замыслов);
- решающий анализ текста (сравнение разных частей текста);
- сравнение прочитанного текста с собственным опытом;
- рассуждение над текстом, выводы на основе прочитанного;
- оценка текста (умение видеть авторскую позицию, чувствовать настроение произведения в целом);
- формирование собственного отношения к прочитанному и его пояснение [1]
В процессе формирование умений чтения педагогу стоит уделить большее внимание на основные его компоненты: правильность, беглость, выразительность и сознательность.
Любая ошибка влечет за совой ложное восприятие текста у школьника. Работая над правильностью чтения, необходимо помнить две стороны такого процесса:
1) применение специальных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование зрительного восприятия, регуляции дыхания и развития артикуляционного аппарата;
2) применение принципа многочтения, который предполагает чтение текста с разными целевыми установками.
Вторым важным компонентом работы над формированием навыка чтения является беглость, т.е. скорость чтения, которая обеспечивает осмысленное восприятие прочитанного. ФГОС НОО не определяет нормативы скорости чтения. Педагог ориентируется только на устную речь самих обучающихся.
Следующим компонентом представляется сознательность чтения. Она включает в себя осмысление младшими школьниками содержания прочитанного текста; понимание главной идеи всего произведения, особенностей образов и роли художественных средств в тексте. Также сознательность чтения подразумевает правильное отношение ученика к тому, что изображает автор. У школьника присутствует потребность в необходимом жизненном опыте, в толковании неизвестных слов, их совмещенности в структуре предложения. Такая интерпретация сознательности чтения предусмотрена в методике, как науке, и давно стала традиционной.
Последним компонентом является выразительность чтения. Данная составляющая процесса чтения передает саму идею содержания художественного произведения, его образы. Читая выразительно, школьник находит в устной речи такое средство, с помощью которого можно в соответствии с замыслом автора, передать чувства и эмоции, которые вложены в произведение [2]
Во время формирования читательского навыка школьники могут допускать ошибки в чтении. Существует несколько типов характерных ошибок, которые учащиеся допускают в чтении.
Первым типом является искажение звукобуквенного состава слова:
- опущение букв, слогов, слов, а иногда и строчек;
- транспозиция букв, слогов, слов;
- дополнение произвольных элементов в единицы чтения;
- изменение одних единиц чтения другими.
Одними из главных причин таких искажений являются недостаточная сформированность и развитость зрительного восприятия и артикуляционного аппарата. Дополнительным аспектом, который поможет определить данный тип ошибок, является чтение по догадке.
Такая догадка формируется у чтеца с накоплением читательского опыта. Данное чтение показывает высокую развитость в овладении читательским навыком. Чем выше опыт такого чтения, тем больше субъективные догадки преобразуются в текстуальные, которые не ведут к искажению смысла прочитанного.
Вторым распространенным типом ошибок является наличие повторов. Повторы могут быть как букв, слогов, так и слов и предложений. Одной из основных причин допущения такого искажения является стремление школьника запомнить в оперативной памяти прочитанную информацию, чтобы понять весь текст. В связи с этим на этапе формирования читательского навыка таких ошибок не избежать. Педагогу следует относиться к такому явлению с пониманием, так как это часть образовательного процесса. Чрезмерный быстрый темп педагога и пресечение таких ошибок на ранних этапах обучения могут послужить причиной беспокойства школьника и неправильной сформированности умений чтения [13]
Следующим типом ошибок является нарушение норм литературного произношения. Среди таких нарушений выделяют подгруппы ошибок:
1) орфоэпические ошибки, которые подразумевают под собой неправильную постановку ударения в слове. Причинами таких нарушений могут быть как незнание лексического значения слова, так и незнанием правил произношения;
2) ошибки, касающиеся использования орфографического чтения. Такое чтение среди школьников является необходимым этапом в процессе развития навыка чтения. При таком способе чтения школьник произносит слово в соответствии с его написанием, а не с произношением. С развитием и совершенствованием навыка чтения посредством синтеза всех действий процесса чтения ученик избавится от орфографического чтения;
3) интонационные ошибки, которые включают в себя неправильную постановку логического ударения и паузы. Причиной такого рода ошибок может служить непонимание прочитанного текста. Еще одной причиной допущения интонационных ошибок может быть связана с физическими особенностями ребенка, в частности с низкой развитостью речевого аппарата или низким уровнем тренировки дыхания, его индивидуальных особенностей восприятия письменного текста [3]. В связи с этим современные учебники должны включать фонетические упражнения – «вид упражнений целью которых являются формирование слухо-произносительных навыков (Р.К. Миньяр-Белоручев) [11, с. 141]. Произношение (звуковая форма речи) находит отражение не только в устных видах речевой деятельности – говорение и аудирование, но и в письменных – чтении и письме. Поэтому учащиеся должны научиться не только произносить и различать на слух звуки изучаемого языка, но и уметь их правильно читать и писать [10, с. 31].
Широко известен тот факт, что чтение в более быстром темпе способствует активизации мыслительных процессов. Также такое чтение способствует улучшению результатов учебного процесса для разных этапов обучения.
В процессе обучения на начальной ступени образования у младших школьников изменяется ведущий тип мышления. Приоритетным типом остается наглядно-образный, в то время как формируется и развивается словесно-логический. В начале обучения у школьника возникают трудности при чтении текста, одной из которых является определение причинно-следственных связей.
На данном этапе обучения у младших школьников формируется и начинает развиваться логическая память, которая в отличие от механической, требует постоянной работы над смыслом текста. Соответственно такое развитие способствует формированию у школьника представления о прочитанном тексте, с помощью которых развивается навык определения причинно-следственных связей. Помимо всего прочего, обучающиеся испытывают сложности в распознавании отдельных составляющих текста для последующего анализа.
Приоритетной задачей начального образования является формирование и развитие у школьников правильного читательского навыка. Необходимо «на современном этапе обучения сформировать «зрелого чтеца» (Л.В. Щерба), который в дальнейшем «сможет координировать свои стратегии и знания в рамках профессионального сообщества с тем, чтобы реализовать свои личностные и профессиональные цели, желания и намерения» (И.А. Мазаева) [4, с. 186].
Педагогу нужно обучить младших школьников не допускать ошибки при чтении. Не удивительно, что именно навык чтения формирует фундамент для дальнейшего обучения младших школьников. Методика, как самостоятельная отрасль науки предполагает основные подходы к обучению чтению: фонетический и лингвистический.
В основе фонетического подхода лежит алфавитный принцип, который предполагает обучение чтению посредством первичного изучения произношению букв и звуков, фонетических единиц. Постепенное увеличение опыта работы с буквами и звуками дает возможность школьнику изучать уже новые единицы языка, как слоги или целые слова.
Данный подход предполагает два основных направления методов работы по формированию читательского навыка:
- метод систематической фонетики включает в себя последовательное изучение младшими школьниками звуков и соответствующих букв, а также систематическую тренировку их единения;
- метод внутренней фонетики подразумевает усиленную концентрацию на визуализации и осмысленности чтения.
Методика С. Лупан интересна тем, что ребенок начинает познавать окружающий мир с помощью песенки-алфавита, в котором он знакомится со звуками. Постепенно ребёнок переходит к изучению букв с помощью картинок диковинных зверей, в которых они спрятаны. Затем из букв ребенок составляет слово, это может быть, как его имя, так и название предметов, которые он видит. И вот ребенок уже складывает слова в предложение и составляет текст про свою жизнь.
Следующий подход, лингвистический, рассматривает иную концепцию начала обучения чтению. Педагогу следует начинать обучение с часто употребляемых слов или тех, которые не отличаются в произношении и написании. Усвоение взаимосвязи букв и звуков происходит именно в процессе изучения таких слов. В рамках лингвистического подхода реализуется методика целых слов.
Для эффективного совершенствования навыка чтения необходимо развивать как фонетические умения, так и лексические. Среди одних из самых необходимых умений является пополнение лексического запаса школьника. В связи с этим педагог включает в свою работу над совершенствованием читательского навыка методы по развитию наполняемости лексического запаса слов школьников.
Начальная ступень образования – самый важный период в жизни каждого обучающегося. Именно в этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной в жизни школьника, именно в этот период необходимо «внедрение в образовательный процесс коммуникативных ролевых игр, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка» [5]. Здесь формируются и развиваются его психические качества и черты характера, а также начинается целенаправленное обучение. В данный период важным является тот факт, что учащиеся не должны перенапрягать себя большой нагрузкой школьной программы. Для разгрузки учащиеся должны уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, и именно игра способствует этому. В игровой форме можно легко и доступно преподнести новый материал. Также учащиеся могут отработать трудные моменты, а педагог сможет разнообразить урок и замотивировать детей на дальнейшее изучение английского языка. Чтобы использовать игры в школьной программе, необходимо обращать внимание на особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте.
Игра подразумевает под собой метод преподавания, который способствует активизации мыслительного процесса учащихся, модифицирует учебную деятельность в более увлекательный и интересный процесс. В качестве эффективного способа развития навыка чтения на уроках часто используются лексические игры. Целями таких игр могут служить:
– закрепление и применение изучаемой лексики в ситуациях, свойственных естественной обстановке;
– активизация речемыслительной деятельность обучающихся;
– знакомство обучающихся с сочетанием слов.
Лексические игры помогают создать непринуждённую коммуникативную игру, вызывающую интерес и активизацию учащихся, а соревновательный элемент вызывает желание победить и привлекает внимание учащихся, тренирует их память.
Лексические игры можно применять на различных этапах урока: в начале для формирования комфортной атмосферы и повторения, ранее изученного лексического материала, который будет применяться обучающимися в дальнейшем, в середине или конце занятия для снятия напряжения. Также лексические игры помогают сплотить класс, превратить изучение языка в увлекательное занятие, которое может приносить удовольствие от работы в команде [2]
Учителю необходимо самому определить форму проведения игры в зависимости от:
– целей и задач игры;
– уровня подготовленности учащихся;
– характера лексических единиц, включенных в игру.
Помимо этого, необходимо учитывать время и место, которое отводится проведению игры. На этапе первичного закрепления полученных знаний ей можно отвести 15-20 минут, но после то же самое задание может занимать всего 5-6 минут. Так же следует отметить тот факт, что частое использование игр может утомить учащихся и перестать мотивировать школьников изучать данный предмет.
В начальной школе на уроках, в том числе и английского языка, можно применять огромное количество разнообразных игр [Интерактивные технологии].
Помимо представленных методик по развитию умений читать, существует множество приемов, которые реализуют смежную проблему. Среди самых распространенных можно выделить некоторые основных упражнений для формирования и развития навыка чтения младшими школьниками.
Чтение строк с закрытой верхней половиной. В предлагаемом упражнении учащимся предлагается строка или предложение, которое закрывается листом бумаги так, чтобы верхняя часть была закрыта, а нижняя-открыта. Учащиеся должны читать только с использованием нижних частей букв. Данное упражнение способствует игровому интересу учащихся. Помимо этого это упражнение дает основу для формирования и развития словесно-логического мышления, различных когнитивных процессов индивидуальности [12].
Чтение слов, написанных пунктирными линиями. Это упражнение включает в себя карты со словами. В каждом слове буквы написаны не полностью, они лишь представляют собой часть буквы, сохраняя однозначность ее прочтения. Уровень сохранности частей письма уменьшается с каждым разом, что помогает закрепить в памяти учащегося законченные зрительные образы букв и их сочетаний.
Дополнение текста пропущенными словами. Такое упражнение включает в себя небольшой текст или предложение, в котором опущены некоторые слова. Учащимся предлагается заполнить недостающие слова, в которых есть подсказка в виде оставленных букв пропущенного слова. Данное упражнение улучшает способность совмещать предположения о прочитанном слове с его побуквенным анализом.
Чтение текста с пропуском одного слова. Данное упражнение предусматривает чтение предложенного текста необычным способом, пропускать каждое второе слово. Такое упражнение развивает произвольное внимание в процессе чтения, а также способствует активизации зрительной системы младшего школьника благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.
Активизируя соревновательный дух, педагог предлагает каждому школьнику произнести быстро вслух 10 раз заданное предложение, по результатам наименее затраченного времени выбираются победители.
Жужжащее чтение. Данное упражнение подразумевает такое чтение, когда все школьники читают одновременно вслух, вполголоса на протяжении заданного времени.
Из сказанного выше следует, что, игровые приемы, как и упражнения, должны чередоваться с речевыми зарядками. Такие зарядки способствуют формированию и развитию четкого произношения, правильной артикуляции, внимания. Скороговорки и четверостишья могут составлять содержание речевых зарядок. Исходя из вышеизложенного можно отметить, что при формировании навыка чтения необходимо работать над правильностью, осознанностью, беглостью, выразительностью чтения, формируя эти качества в комплексе и тесной взаимосвязи. Также следует заключить, что для развития умений правильного чтения необходимо уделять большое внимание совершенствованию зрительного восприятие, знанию орфоэпических норм, умению распределить дыхание, гибкости артикуляционного аппарата, расширению словарного запаса учеников. Помимо этого, можно отметить, что в реализации подобных требований педагогам помогают современные методы и приёмы, направленные на улучшение своего лексического запаса, а также на развитие памяти и коммуникативных и языковых навыков. Среди эффективных методов и приемов можно выделить игровые приёмы, мультисенсорный метод и упражнения, направленные на совершенствование читательского навыка.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно «развитие навыков чтения обеспечит обучающегося необходимой литературой на иностранном языке: для расширения кругозора, эрудиции, информационного поля; увеличения объема тезаурусных знаний; развития и совершенствования навыков и умений реализации межкультурной коммуникации [4, с. 187].
Список литературы
1.Баранова Е.А., Сороковых Г.В. Обучение письменному рассуждению на материале французского языка// Иностранные языки в школе. 2014. № 10. С. 21-25.
2. Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика. Монография. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Бобунова А.С., Герасимова А.М., Латыш А.Ф., Зыкова А.В., Карандасова Е.Д., Кутепова О.С., Старицына С.Г. / Под науч. ред Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2021. – 284 с.
3. Гвоздева А.В., Сороковых Г.В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков// Иностранные языки в школе. 1999. № 5. С. 73-79.
4. Жаркова Т.И. Вузовская библиотека как образовательная площадка по развитию навыков профессионально ориентированного чтения на иностранном языке // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 2 (38). – С. 183-189.
5. Жаркова Т.И. Игра как одно их средств повышения мотивации к изучению иностранного языка студентами экономического вуза // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Материалы I международной научно-практической конференции. – М. Московский политех, 2017. – С. 92-96.
6. Жаркова Т.И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд. стер. – М.: Флинта; Наука, 2017. – 320 с.
7. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения: Сороковых Г.В., Каппушева Х.Х., Герасимова Н.И., Олейникова Е.А., Короткова И.П., Баранова Е.А., Наджафов И.А.
Коллективная монография/ под науч. ред. Г.В. Сороковых. - М., УЦ «Перспектива», 2013- 172 с.
8. Примерные программы начального общего образования (в 2 частях). Часть 9. Примерная программа по иностранному языку. – М. Просвещение, 2009. – с. 104-188.
10. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И. Практикум к базовому курсу «Методика обучения французскому языку в средней школе»: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и учителей французского языка. – М.: АПКиППРО, 2010. – 262 с.
11. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И. Экспертная оценка учебника иностранного языка: Спецкурс для студентов языковых факультетов. – М.: АПКиППРО, 2010. – 160 с.
12. Сороковых Г.В., Прибылова Н.Г., Старицына С.Г. Готовность учителя разрабатывать индивидуальные маршруты обучения и воспитания школьников / Учебное пособие. М. Изд-во «Перспектива», 2020 г.- 152 с
13. Учитель, личность, реформатор. Монография. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Вишневская Е.М., Латыш А.Ф., Зыкова А.В. Бобунова А.С., Волкова Н.С., Нечаева Е.С., Карандасова Е.Д., Кутепова О.С., Иванова Н.В., Старицына С.Г., Шаманова Х.Х. / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2020. – 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...
Работа над техникой чтения на начальном этапе обучения французскому языку
Данная статья поможет учителю выбрать оптимальный подход к обучению чтению на французском языке на начальном этапе и формированию правильной техники чтения и произносительных навыков. В статье р...
Особенности обучения диалогической речи на начальном этапе.
Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, ей отдается предпочтение в обучении устной речи на начальном этапе. Следует обратить особое...
Обучение чтению на начальном этапе обучения
Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....
Методика обучения технике спортивной ходьбы на этапе начальной специализации в общеобразовательных учреждениях
спортивная ходьба, краткая история, подготовка скорохода, основы техники, периоды опоры ног...
Особенности формирования техник чтения на начальном этапе обучения английскому языку
Один из наиболее подходящих путей улучшения качества обучения иностранному языку в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познава...
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ.
Здесь я озвучил свои мысли сформированные исходя из опыта моей работы...