Лингвоконцептуальный анализ слова как средство развития творческих способностей учеников
опыты и эксперименты

Шамсутдинова Гульнара Рифовна

Лингвоконцептуальный анализ слова как средство развития творческих способностей учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvokontseptualnyy_analiz_slova.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвоконцептуальный анализ слова

 как средство развитии творческих способностей школьников

Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы. Обучение   русскому языку в школе, как показывает практика, сводится к изучению его как системы правил и лингвистических понятий. С появлением  в 20 веке  такого направления в языкознании как лингвоконцептология, а шире- лингвокультурология, сам собой решился вопрос об овладении русским языком как  явлением культурного наследия. Основными понятиями в ЛК являются КОНЦЕПТ- Языковая картина мира и Языковая личность. И чем раньше школьники начнут овладевать знаниями, имеющими общекультурное значение, тем более четко и ясно будет представлена для него языковая картина мира.

В активное употребление термин «концепт» входит в начале 90-ых годов. По мнению лингвиста Ю.С.Степанова, концепт – «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… и посредством чего…рядовой человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее».  

Некоторые исследователи отмечают, что Концепт-это «сжатая история» с переживаниями, с ассоциациями, с оценками.

        Методика изучения концептов является органичной с точки зрения развития творческих способностей школьников, имеющая практическую значимость и ценность. С появлением учебной программы под редакцией Л.Г. Саяховой «Слово», в основе которой предполагается работа с концептами национальной культуры, возникла идея накопления материала, связанного с изучением мировоззренческих и художественных концептов.

Чем обусловлена такая позиция? В связи с введением в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе такого вида работы, как написание сочинения –рассуждения на концептуальную тему. Например: «Что, по вашему мнению, значит милосердие, самовоспитание, сострадание, дружба».

         Школьник, отвечающий на эти вопросы, будет руководствоваться, в первую очередь, своими представлениями об этих словах, будет отталкиваться от своих ассоциаций и эмоций, симпатий и антипатий. Но вслед за этим в его сознании возникнут образы, связанные с тем, что об этих понятиях известно культуре (национальной или мировой), искусству слова. И заметьте, что без творческого подхода такую задачу не решить.

  За одним и тем же словом одного и того же языка в умах разных людей могут возникать разные концепты.

Как же происходит знакомство детей с концептами? Оно может происходить как на уроках русского языка, так и литературы. Работу с концептами (или концептуальный анализ) можно начинать с уже имеющихся схем, алгоритмов, но при этом важно учитывать возрастные особенности школьников, их личный жизненный опыт и, конечно же, читательский опыт. Л.Г. Саяхова предлагает идею концептуального анализа слова.

Итак, чтобы получить представления о концепте, необходимо создать его ассоциативный портрет (задания: какие образы рисуются в вашем сознании, когда произносим слово-концепт, какие эмоции вызывает у вас это слово, опишите их, напишите несколько словосочетаний, предложений, связанных   с вашими ассоциациями.)

 Далее необходимо создать словесный портрет (выяснение лексического значения слова, его этимологии , поиск близких по значению слов, однокоренных слов)   Задания: Дайте собственное определение слову –концепту, сравните ваше определение со статьей в словарях, в чем сходство вашей точки  зрения  и значения , данного в словаре, в чем различие, можно ли дополнить словарную статью вашим представлением о слове- концепте, многозначное ли слово, составьте 2-3 предложения, используя многозначность  предложенного слова- концепта.

Нельзя представить анализ концепта без выяснения этимологии слова (задания: выяснить этимологическое значение слова в словаре, знакома ли вам история происхождения слова, расскажите, что вас поразило в этимологии слова, напишите сочинение –этюд о происхождении слова)

Следующий этап –это собственно творческий, в котором школьники пытаются осмыслить значение слова с точки зрения его бытования в УНТ, в несвободных словосочетаниях, в крылатых выражениях.(задания: найти пословицы и поговорки со словом- концептом, сравнить пословицы разных народов  с одним и тем же словом-концептом, какое представление создалось у наших предков о слове «работа», «добро и зло», напишите рассказ на основе пословиц)  Выясняя смысл пословиц, рассуждая о их значимости, сравнивая пословицы разных народов,  мы пытаемся    приобщить школьников к духовному, культурному  опыту народа, стараемся пробудить интерес к сокровищнице слова и , конечно же, к распространению и использованию пословиц в речи.  

 Во фразеологии скрыты самые точные, яркие, насыщенные смыслом представления о словах- концептах (задания: объясните смысл фразеологизма, в связи с чем появился данный фразеологизм, нарисуйте словесную, образную картинку фразеологизма, составьте текст на основе фразеологизма)

Поэтапно складывая, как пазлы, все имеющиеся представления о слове- концепте, школьники формируют своеобразную копилку о нём. С каждым этапом смыслы нарастают, обогащаются. На данном этапе совершенно уместным будет привлечение к анализу концепта смежных видов искусств: музыка, живопись, декоративно-прикладное творчество. Такая интеграция способствует целостному восприятию и пониманию концепта.  

Самым важным в процессе исследования концептов является работа с текстом. Текст в данном случае являет собой образец эстетического, нравственного, культурного объекта.

Анализируя художественный текст, мы приходим к пониманию о том, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В этом смысле роль  концепта  неоспорима.

Проводя исследовательскую работу над текстом, необходимо определиться с целью изучения концепта в данном тексте. Возможно, нам необходимо будет определить именно авторское понимание данного концепта, а возможно, что наше понимание совпадет или не совпадет с авторской позицией.  На уроках мы пытаемся объяснить, что существуют мировоззренческие концепты, о которых человек говорит, размышляет, исходя из личного опыта, отталкиваясь от впечатления, оставленного от прочитанной книги, от просмотра фильма, спектакля и прочее. Есть и другие концепты – это художественные, рожденные пониманием определенного автора. Они могут преобразовываться, изменяться, углубляться, обогащаться  в связи с различными этапами жизни и творчества писателя или поэта. Так, например, Концепт «Родина» у Есенина совершенно отличается в раннем периоде, где он, окрыленный, говорит о ней неологизмами, и в зрелом творческом возрасте, где больше всего грусти, ноток жалости и сострадания.

Что может побудить к творчеству на данном этапе? Это приобретение новых знаний, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям.

На данном этапе анализ концепта - это простор для фантазии, творческого вдохновения.  Уместными будут такие виды творческих заданий, как составление ассоциативных рядов слов – концептов до и после прочтения художественного произведения, (привести пример со стихотворением) письмо к слову-концепту, в котором школьники рассказывают о своих переживаниях, дают оценку слову- концепту. Если в примером текста является притча, то возможно её продолжение, или объяснение. (пример притчи о лягушках, об уделах народов, Напишите свой портрет к слову «милосердие», придумайте символ для обозначения концепта «счастье»).

В заключении необходимо сказать, что важность концептуального анализа обусловлена современными условиями образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Особенности развития творческих способностей учеников на уроках русского языка

Очень поможет в работе начинающим педагогам. Выступление на методсовете,...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе

Работа представляет  реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы  на урок...

Развитие творческих способностей учеников в классе фортепиано ДМШ на основе интеграции искусств

Статья посвящена проблеме творческого развития учащихся ДМШ, к которой автор обращается на протяжении многих лет своей педагогической и творческой деятельности.Статья опубликована  в сборнике...

Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»

О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранны...