СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА НА ОСНОВЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья

 учитель математики Шевченко Евгения Анатольевна

В данной статье представлена система профессионального развития педагога в условиях образовательной организации. Автор рассматривает модель непрерывного образования педагога и описывает механизм разработки индивидуальной траектории профессионального развития педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx109.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ББК 74.204.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА НА ОСНОВЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Е.А.Шевченко

учитель математики МБОУ гимназии №1г. Светлограда

Ставропольского края

Аннотация: В данной статье представлена система профессионального развития педагога в условиях образовательной организации. Автор рассматривает модель непрерывного образования педагога и описывает механизм разработки индивидуальной траектории профессионального развития педагога.

Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональный стандарт профессиональные компетентности.

CREATING A SYSTEM OF TEACHER’S PROFESSIONAL DEVELOPMENT BASED ON AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

E. A. Shevchenko

a teacher of Math of MBGE gymnasium № 1 the town of  Svetlograd

Stavropol Territory

Annotation: This article presents the system of professional development of a teacher in an educational organization. The author considers the model of continuous education of a teacher and describes the mechanism of developing an individual trajectory of professional development of a teacher.

Key words: professional development, professional standard, professional competence.

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался, тот ли путь он выбрал,  и не стал  бы он счастливее, если бы выбрал иную дорогу. Очень важно для каждого из нас знать, что ты состоялся в профессии, что к твоему мнению прислушиваются не только дети, но и коллеги, что у тебя есть чему поучиться, что ты интересен. Отрадно видеть, что проблема педагогических кадров решается на правительственном уровне. В ходе обсуждения профессиональных стандартов педагога были проведены мониторинговые исследования, которые выявили ряд проблем.

Оценка труда учителя часто строилась без учета реальной сложности выполнения должностных обязанностей, различий в действительных уровнях квалификаций. Обозначенная ситуация потребовала совершенствования профессионального стандарта педагога, построения на его основе системы учительского роста, основанной, в том числе, на объективной  оценке профессиональных компетенций. Одной из задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации согласно указу президента                   В.В. Путина  от 7 мая 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  заявлена задача  обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.

В соответствии с этим  сегодня российскому учительству предлагается новый путь профессионального продвижения с дифференциацией трудовых функций в соответствии с тремя уровнями владения компетенциями, предусмотренными профессиональными стандартами и подтвержденными результатами аттестации,  основанной на независимой оценке.

Основным направлением методической работы МБОУГ №1 является организация обмена опытом педагогов гимназии: на школьном уровне проводятся  конкурс «Современный урок», школьные этапы конкурсов «Учитель года», «Воспитать человека». Панорама возможностей использования элементов современных технологий происходит  на школьных мастер-классах в рамках проекта  «Школа - лаборатория. Грани мастерства», издается гимназический сборник «Методическая кухня: технологии, сценарии, идеи…». Модель по созданию условий для организации непрерывного образования педагогов гимназии  предполагает следующие этапы работы:

  • определение стартовой позиции педагога через проведение системы диагностик;
  • выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога, составление индивидуальной программы развития педагога;
  • реализация комплекса запланированных мероприятий;
  • подведение итогов, рефлексия;
  • определение новой стартовой позиции.

Для определения дефицита профессиональных компетентностей мною был проведен внутренний аудит и комплекс диагностик профессиональных и личностных качеств педагогов. Результаты исследований позволили сделать вывод: педагог готов к использованию инноваций, знает интерактивные формы и методы обучения, владеет современными педагогическими технологиями, умеет анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль.  

Следующим очень важным этапом реализации программы стало определение активных практико-ориентированных форм методической работы, которые помогли бы подняться на более высокую ступень профессионального развития. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства выступает саморазвитие. Ямбург Е.А. рассматривает профессиональный рост педагога как постоянное стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию, в основе которого заложена природная потребность в творчестве в работе с обучающимися [1]. Формы организации саморазвития:

  • курсовая подготовка в институтах повышения квалификации;
  • получение второго высшего образования или второй специальности;
  • дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;
  • индивидуальная работа по самообразованию;
  • сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей;
  • использование интернет-ресурсов.

                                                                                                                                    Рис.1

Для реализации работы над методической темой самообразования имелись необходимые  ресурсы: пройдены курсы «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагогический опыт по реализации единой  методической темы гимназии «Развитие творческого потенциала и профессиональной компетенции педагогов как ресурс качественного образования» был представлен через публикации в сборнике открытых уроков МБОУГ №1, проведение мастер-классов в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года 2020», открытых уроков  в методические недели гимназии, выступление на краевом семинаре учителей математики СКИРО ПК и ПРО. Для удовлетворения профессиональных потребностей  в повышении профессиональной компетентности приняла участие в курсовой подготовке по следующим вопросам: «Метакогнитивные образовательные технологии на уроках математики», «Основы персонализированной модели образования»».

Я являюсь активным участником педагогического сообщества «Первое сентября». Особый интерес у меня вызвала исследовательская работа в творческих лабораториях: «Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы», «Актуальные проблемы углубленного изучения математики». Эта работа помогла  проанализировать мою педагогическую деятельность, мне была предоставлена возможность подняться на более высокую ступень профессионального роста. Как результат, появились новые  достижения, которые нашли отражение в дополнительных стимулирующих выплатах.

Профессиональный рост был замечен коллегами: я стала лауреатом  краевого Фестиваля- конкурса педагогических инновационных практик среди педагогических работников в 2019 году, победителем муниципального этапа   конкурса «Учитель года 2020»,  победителем  краевого  фестиваля – конкурса «Я хочу поделиться…» учителей математики в 2020 году, награждена Почетной грамотой министерства образования Ставропольского края за многолетнюю добросовестную работу в системе образования Ставропольского края в 2020 году. В этом учебном году мне представилась уникальная возможность поучаствовать в апробации федерального проекта Школьная цифровая платформа «Персонализированная модель обучения Сберкласс». Платформа стала для меня инструментом организации учебного процесса:  я получила дополнительную  возможность для управления персонализированными планами большого числа учеников, что позволило мне продолжить развивать собственные компетенции. Приятно осознавать, что на данной платформе работают мои коллеги. И команда гимназии из 3000 образовательных организаций России вошла в десятку лучших в номинации «Команда СберКласса». Профессионализм педагогов гимназии принес учреждению не только известность, но и 30 ноутбуков, которые помогут нашим гимназистам реализовать свои новые смелые проекты.  Впереди – новая ступень. Намечены и новые перспективы профессионального роста:

работа в творческой группе «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях ОУ»;

освоение, внедрение и реализация ФГОС СОО;

становление педагога-тьютора (работа в качестве педагога-наставника);

участие во Всероссийских конкурсах и проектах.

Общеобразовательным учреждениям необходима система независимой оценки, и эта прерогатива будет входить в компетентность новой системы аттестации. Новая система призвана  обеспечить дифференциацию трудовых действий в соответствии с тремя уровнями владения компетенциями, предусмотренными профессиональным стандартом и подтвержденными результатами  аттестации.

Такой путь профессионального продвижения педагога условно называют горизонтальным карьерным ростом. По сути же никакая это не горизонталь, а самый настоящий профессиональный взлет, который должен быть оценен по достоинству. Став специалистом высочайшей квалификации, такой лидер образования должен получить статус национального достояния, его зарплата должна увеличиться вдвое, что позволит ему сократить учебную нагрузку и, продолжая работать с детьми (иначе нельзя продемонстрировать практические компетенции), освободившуюся часть времени уделить подготовке своих коллег, стремящихся к лидерству.  

Литература

  1. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. -367 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОТДЕЛЕНИИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

С 2011 года на отделении «Музыкальное образование» была введена форма проведения ГИА – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Он направлен на определение готовности студентов к осуществл...

Мой доклад "Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций"

Создание системы учительского роста на основе независимой оценки  профессиональных компетенций....

Профессиональный стандарт педагога и оценка профессиональных компетенций.

Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает форми...

Профессиональный стандарт педагога и оценка профессиональных компетенций.

В работе рассматриваются требования к современным профессиональным стандартам педагогических работников.Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию ...

Современные и инновационные тенденции на занятиях в дополнительном образовании через призму национальной системы учительского роста

В разработке атор с помощью приема денотатный граф знакомит с ключевыми понятиями национальной системой учительского роста....

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

• Сертификат автономной некоммерческий организации «Центр независимой оценки качества образования и независимого аудита «Легион», г.Ростов-на Дону, об участии во Всероссийском вебинаре на тему «Задания по теории вероятностей на ОГЭ и ЕГЭ по математике про

Сертификат автономной некоммерческий организации «Центр независимой оценки качества образования и независимого аудита «Легион», г.Ростов-на Дону, об участии во Всероссийском вебинаре...