Доклад на МО учителей предметников гуманитарного цикла на тему: "Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в основной школе"
материал
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_preemstvennost_metapredmetnyh_dostizheniy.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кулеватовская СОШ»
Доклад на МО учителей-предметников.
Тема: Преемственность в достижении метапредметных результатов
обучения в основной школе.
Подготовила: учитель истории
и обществознания
ЛамзинаЛ.М.
2021-2022 уч.год
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Это процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Работая в основной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется именно в средней ступени обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач.
Сегодня целью является научить обучающихся самим добывать знания. Так, успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания (образовательная программа Н.Ф. Виноградовой «Школа XXI века»), предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, с раннего возраста и далее учащиеся самостоятельно добывают и применяют знания.
Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В настоящее время ценным является определить главную мысль текста, умение анализировать, как это связано с предыдущими темами, уметь найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни, то, что ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
• в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться
• и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов..
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых ученикам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития воспитанника, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала, интерес учеников к изучению предметов снижается. Специфика предметов требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:
- Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке учащихся.
- Одной из причин снижения успеваемости является неспособность учеников справиться с возросшим объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?
- Необходимо поддерживать интерес к обучению. Для этого использовать на уроках занимательные упражнения, проектные и творческие работы, ролевые игры, больше использовать наглядность.
- Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания.
- Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили, и с использованием тех методических приемов, которые характерны для основной школы
- Чаще оценивать ответы учащихся.
- Важное значение в решении проблемы преемственности играет личность учителя . Отношение к предмету определяется во многом личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет
- Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит воспитанников ценить не столько отметки, сколько знания.
- Подробное разъяснение домашнего задания.
- Ежедневный контроль за классной и домашней работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА) Составила учитель математики МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова» Клейменова Д.М.
Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов обучения....
Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»
Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного...
Заседание педагогического совета школы по теме «Реализация требований ФГОС ООО. Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»
Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов...
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Особенностью английского языка, ...
Доклад Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе на уроках музыки в рамках ФГОС"
Особенности работы в начальном и среднем звене.Основы приемственности....
Доклад на МО учителей гуманитарного цикла по теме «Преемственность в обучении между начальной и основной школой в контексте ФГОС»
Преемственность в обучении между начальной и основной школой в контексте ФГОС...