Выступление на заседании методического объединения по теме "Технологическая карта урока технологии по ФГОС"
материал

Мельников Сергей Владимирович

Технологическая карта урока по ФГОС – новый вид конспекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fgos_kiyanka.docx356.96 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока по ФГОС – новый вид конспекта.

Выступление на заседании Методического

объединения учителей технологии

МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска

29.03.2021

        Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.

        Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

        Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.

        Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

        Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

        Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

-----должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

-----должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

-----должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

-----должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

-----должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

-----должны быть указаны контрольные ориентиры и размеры на каждом этапе операций

        Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

        Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

        Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы –чертежи, тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.

        Структура технологической карты должна включать:

----название темы занятия, общей тематики раздела с указанием часов, отведенных на ее изучение;

----список предметных, личностных, метапредметных результатов учащихся;

----метапредметные связи в рамках курса;

----указание форм работы на уроке;

----этапы изучения темы с указанием целей и прогнозируемых результатов (в т.ч. практические и диагностические задания).

         Технологическая карта урока по ФГОС составляется, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.

         Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

        Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:

Предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ урока (как системный, так и аспектный). Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Составление технологической карты «киянка столярная»

Выбор объектов труда для уроков технологии—ответственный и важный этап в планировании работы учителя технологии. Изготовление изделий в школьных мастерских зависит от того, как оно организовано.Для этого следует выделить следующие критерии отбора объектов труда.

1. Тематическая целесообразность.

Это значит, что, выбирая объект труда, в первую очередь, нужно помнить-учащиеся при изготовлении изделий должны усвоить определённую сумму знаний и умений, предусмотренную учебной программой.

2. Серийность.

Согласно этому критерию, изготовляемые на уроках технологии в школьных мастерских изделия должны быть распространёнными, и меть широкое применение.

3. Технологичность.

Этот критерий предусматривает возможность рационального использования материалов с учетом возможностей учебно- материальной базы школьных мастерских.

        4. Сложность.

В основе этого критерия лежит соответствие практических работ уровню подготовки учащихся, их физических возможностей, обеспечению безопасности труда и охраны здоровья. Здесь обязательно должны учитываться индивидуальные способности школьников в понимании                          принципов работы объектов труда и инструментов, применяемых в работе, физических и технологических свойств материалов.

   5. Занимательность.

Необходимо учитывать познавательно-технические интересы учеников в изучении техники и технологии обработки материалов. Общественно полезную значимость изготавливаемых изделий, которая усиливает мотивацию учащихся в стремлении изготовить качественное изделие.

Работа над изделием должна иметь комплексный характер и объединять несколько тем. Ученики на практике знакомятся с породами древесины, свойствами, видами пиломатериалов. Совершенствуют умения в чтении чертежей и выполнении разметки. Закрепляют полученные знания о технологических процессах обработки древесины- пиление, строгание, сверление, шлифование.

6. Самооценка.

Так же проводят самооценку полученного результата работы, сравнивают качество своей работы и работ других учеников. На каждом этапе изготовления ученики заполняют графу «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА» тем самым фиксируя свои недочеты или качественную работу, при этом происходит мотивация, желание сделать на следующем этапе лучьше.

№ п/п

Наименование операции

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Контроль качества

1

Выбрать заготовку для бойка

Линейка, угольник

Проверка дефектов.

Размеры не менее:

Длина-110 мм,

Высота- 70 мм,

ширина- 40 мм

2

Разметить заготовку для бойка киянки по чертежу

Линейка, угольник, карандаш

Разметка по размерам:

Длина-110 мм,

Высота- 70 мм,

ширина- 40 мм

3

Отпилить заготовку для бойка киянки

Ножовка ,  упор, направитель

Соблюдение техники безопасности.

Распил по размерам:

Длина-110 мм,

Высота- 70 мм,

ширина- 40 мм

4

Разметить на бойке центр отверстия для ручки.

Линейка, угольник, карандаш

Размер от края по длине: 55 мм,

размер от края по ширине: 20 мм.

5

Просверлить отверстие

Сверлильный станок ,       сверло

№ 30

 Соблюдение техники безопасности.

Глубина сверления:      35-40 мм.

6

Зачистить и отшлифовать

Рашпиль, наждачная бумага

Устранение сколов и ворсистости

7

Выбрать заготовку для ручки киянки

Линейка, угольник

Проверка дефектов.

Размеры не менее:

Длина-300 мм,

Высота- 30 мм,

ширина- 30 мм

8

Разметить заготовку для ручки киянки по чертежу

Линейка, угольник, карандаш

Разметка по размерам:

Длина-300 мм,

Высота- 30 мм,

ширина- 30 мм.

9

Отпилить заготовку для ручки киянки

Ножовка, упор, направитель

Соблюдение техники безопасности.

Распил по длине:

300 мм.

10

Разметить заготовку ручки для строгания под восьмигранник

Линейка, карандаш

Проверить толщину не менее: 30 мм

11

Строгать заготовку под восьмигранник

Рубанок, линейка

Соблюдение техники безопасности.

Проверить толщину не менее: 30 мм

12

Сострогать рёбра

до цилиндрической формы заготовки

Рубанок, линейка

Соблюдение техники безопасности.

Проверить толщину: 30 мм.

13

Зачистить и отшлифовать ручку

Рашпиль, наждачная бумага

Устранение сколов и ворсистости

14

Выполнить подгонку и сборку киянки наклею

Рашпиль, наждачная бумага, киянка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Информация о выступлениях на заседаниях методического объединения, педагогического совета и на родительском собрании

В этой таблице отражены мои выступления на методических объединениях, педагогических советах и на родительском собрании...

Материалы для выступления на заседании методического объединения "Искусство"

"Человек по натуре своей - художник.Он всюду, так или иначе, стремитсяВносить  в  свою   жизнь   красоту"...

Справка о выступлении на заседании методического объединения

справка о выступлении сдокладом на заседании МО школы...

Выступление на заседании методического объединения школы по теме Проектирование урока в современной иформационной среде.Интернет ресурсы и методике преподавания столярного дела.

В докладе раскрываются основные принципы пректировани в информационной среде и значение иртернета в работе учителя.Перечислены основные дидактические принципы пректирования урока в ИОС....