Дистанционное образование.
статья

Вакилова Галина Валентиновна

Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все дети сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное образование.

     Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все дети сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

      В системе дополнительно образования дистанционное обучение или поддержка могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Поскольку свобода выбора способа получения знаний в этом случае и способов предъявления результатов своей деятельности существенно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.

Формы дистанционной поддержки обучающихся.

Формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей известны и уже хорошо зарекомендовали себя. Это и пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта), это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др), это онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы, система обмена мгновенными сообщениями, даже виртуальные лабораторные комплексы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.

     Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью и открытостью.

Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся.

Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности ребенка, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, - мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат. На первый взгляд эта задача кажется невыполнимой. Не может педагог каждую свободную минуту быть в центре внимания обучающегося с его запросами и отвечать на них оперативно и грамотно. На самом деле, роль педагога здесь – организаторская, консультативная. И если педагог ориентируется в мультимедийном пространстве, он легко найдет время для каждого ребенка и поможет ему дистанционно.

Личный блог педагога как мультимедийная среда обучения

Самым оптимальным способом организации такого контента является создание личного блога педагога. Онлайн общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое представляет обучающимся, прежде всего, разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы, как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работающих в общем мультимедийном пространстве.

Кейс-технологии для дистанционной поддержки.

На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.

Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. При изучении курса, обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.

При этом информационно-мультимедийное пространство позволяет использовать различные интерактивные задания, анимированные примеры, нелинейные формы работы через гиперссылки. Для оценки результатов обучающихся педагог может использовать в одних случаях онлайн-голосование, в других применять оценки по критериям, а в целом представлять мониторинг в форме рейтинга. Внедрение данной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, сохранить возможности разноуровневого дифференцированного обучения, дать обучающимся выбор среди возможностей усвоения материала (через текст, видео, онлайн-консультрование и другие формы).

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал для ребенка. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.

Глоссарий:

  1. Контент - (от английского content - содержание) – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Однако чаще всего контентом называют текстовое наполнение веб-сайта. В HTML-документе под контентом понимают часть служебной информации в одноименном поле. В этом поле размещают описание-резюме данного интернет-ресурса.
  2. Конвергентность – слияние
  3. Мультимедийность (мультимедиа) - это множественные информационные среды - интерфейсы, обеспечивающие ввод/вывод информации различных типов в компьютер, компьютерное создание, переработку и отображение информации различных уровней и структуры для восприятия различными органами чувств человека одновременно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об

утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных дополнительного образования детей».

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
  2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  3. Андреев А.А. Обучение в сети Интернет (как учатся и преподают в Интернете). – Saarbrücken, Germany: LAP Lambert Academic Pablishing, 2010. – 91 с.
  4. Босова Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. – 2007. – № 5. – С. 179–184.
  5. Вахромов Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 45.
  6. Демкина Н.Л., Заичкина О.И. Модель создания индивидуальной образовательной среды студента колледжа по профессиям и специальностям СПО в соответствии с ФГОС. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2013. – 64 с.
  7. Дьякова О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 18–22.
  8. Дьякова О.И., Никуличева Н.В. Внедрение инноваций: почему падает мотивация педагогических работников? // Народное образование. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2016. – № 6. – С. 60–65.
  9. Заичкина О.И. Составляющие ИКТ компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15.
  10. Заичкина О.И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий // Сборник материалов международной научно- практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования» – М.: ИИО РАО, 2009. – С. 19–24.
  11. Крук Б.И., Журавлева О.Б., Соломина Е.Г. Стратегия проектирования дистанционного курса при обучении через сеть Internet // Открытое и дистанционное образование. – 2005. – № 1 (17). – С. 18–24.
  12. Логинова А. В. Преимущества использования приложения Google Docs в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 976-979.
  13. Маскаева А.М., Никуличева Н.В. Использование веб-квестов при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. – 2013. – № 2 (50). – С. 15–19.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
  15. Хапаева С.С., Заичкина О.И. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 99–104.
  16. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М., 2002. – 558 с.
  17. Жидаль Р. Ф.  Дистанционное обучение школьников, - http://festival.1september.ru/articles/571052/.

Материал подготовила Г.В.Вакилова, методист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расписание конкурсов и проектов дистанционного образования "Эйдос"

В расписании задействованы все предметы школьной программы...

Дистанционное образование как показатель развития культуры сферы образования

Анализ статьи доцента кафедры культурологии якутского Государственного университета М.А.Абрамовой "Дистанционное обучение - новое явление в системе образования"...

Тест по теме " Технология и методология дистанционного образования" на основе книги "Дидактика дистанционного образования" О.П. Околелова:

Дистанционное образование предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Internet. Предложенный  тест по дисциплине "Технологии ...

«МЭО - образование без границ. Организация дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»

laquo;МЭО - образование без границ. Организация дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»...

Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"

Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...