«Сюжетно-ролевая игра как средство обучения диалогу детей с ОВЗ».
консультация

Смалий Наталья Викторовна

У слабослышащих детей речевое  развитие происходит в процессе  различных видов деятельности.

Сюжетно-ролевая игра  в жизни такого ребёнка занимает одно из ведущих мест. Поскольку  для него это один из основных видов деятельности: форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Только сюжетно-ролевая игра даёт возможность таким детям познать общение и  правила ведения диалога, войти в социум.  Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка, что  связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности,  в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 68»

г. Орск Оренбургской области

Тема выступления на ШМО:

 «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения диалогу детей с ОВЗ».

Дата: 28.10.2021 г.

У слабослышащих детей речевое  развитие происходит в процессе  различных видов деятельности.

Сюжетно-ролевая игра  в жизни такого ребёнка занимает одно из ведущих мест. Поскольку  для него это один из основных видов деятельности: форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Только сюжетно-ролевая игра даёт возможность таким детям познать общение и  правила ведения диалога, войти в социум.  Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка, что  связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности,  в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры слабослышащего ребенка. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, жестах, речи, мимике, пантомиме.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

         В играх слабослышащих детей отмечается элемент механического подражания действиям друг друга. Стоит одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как сразу же у него находится несколько "последователей", которые начинают ему слепо подражать.        

При проведении  игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

  • при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;
  • в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.
  • в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях  необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.

Предлагаемая тематика игр, оборудование, речевой материал даны, как примерные. Педагог  по своему усмотрению может изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития детей. Применительно к каждой игре указан только речевой материал, необходимый для усвоения содержания игры. Слова и фразы, которые постоянно используются для организации игр, оценки деятельности детей (будем играть, верно, правильно, да, нет, молодец и т.д.) не повторяются в описании каждой игры. Их используют взрослые по своему усмотрению в зависимости от игровой ситуации.

При работе с детьми  важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев  слабослышащие дети не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят недлительный характер и быстро заканчиваются.

Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов. Педагогу важно «подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Следует помнить, что для детей освоение роли связано с действиями с соответствующими предметами, сюжетными игрушками. Поэтому, во-первых, важно следить за наличием игрушек, связанных с той или иной ролью, а во-вторых, стимулируя действия с игрушками, подсказывать, какую роль может выбрать ребенок («У тебя руль. Кем ты будешь? Ты шофер?»). Многие дети воспроизводят действия, понимая их смысл, но, не зная соответствующих слов и выражений (шофер, повар, портниха). Поэтому важно отразить эту лексику на табличках, располагая их рядом с наборами игрушек и атрибутов (повар работает на кухне, повар готовит: варит суп, жарит). Наличие такого материала поможет ребенку обозначить свои действия, рассказать о своих играх и, самое главное, общаться с другими детьми, выполняя ту или иную роль. В связи с освоением детьми ролей в играх (врач, шофер, повар, портниха и т. д.) необходимо иметь игровые атрибуты: шапочки, фартуки, халаты, сумочки.

Однако при выполнении тех или иных ролей недостаточно только воспроизвести игровые действия. В более младшем школьном возрасте игра построена не только на изображении деятельности людей, но и на передаче их взаимоотношений. Педагог, прежде всего сам, воспроизводит чувства, отношения людей, выполняя роли в игре и фиксируя на этом внимание детей («Врач заботится о больном. Продавец вежлив с покупателями» и т. д.). Оценивая вместе с детьми исполнение ролей тем или иным ребенком, педагог подчеркивает, как он относится к другим участникам игры («Алеша хороший шофер. Он заботился о пассажирах. Он помог маме с дочкой войти в автобус»). Для детей всегда сложно распределение ролей, поэтому педагог помогает им. Он следит, чтобы наиболее активные не исполняли многократно одни и те же роли, чтобы застенчивые, а также дети с плохой речью могли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Однако делать это следует деликатно, считаясь с желанием детей, учитывая особенности их характеров. Не следует диктовать и навязывать роль, которая не нравится ребенку.

Педагог  учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.

Основой для успешного проведения речевых игр является доступность используемого словесного материала, занимательность их для обучающихся. Новый речевой материал следует включать в игры постепенно, небольшими порциями, чтобы не ослабить интерес к игре. В каждой игре есть правила, которым необходимо подчиняться. Выполнение правил способствует воспитанию дисциплинированности. Чтобы выиграть, нужно преодолеть какие – то препятствия, проявить выдумку, смекалку, воображение. В то же время нужно быть сдержанным, внимательным, честным, справедливым.

Дети любят играть в тематические игры: «Школа», «Магазин», «Больница».

На первых порах не все дети с легкостью сопровождают свою игру речью. Поэтому необходимо вначале показывать образец действий, обращаться постоянно к плакатам. Эмоциональный показ игровых действий вызывает у детей желание играть. Они довольно легко входят в игровую ситуацию, охотно берут на себя ту или иную роль, но обычно затрудняются в общении. Игра в начале протекает медленно. С накоплением словаря общение в игре становится активным и интересным. Некоторые дети стараются внести элементы, которые не были продемонстрированы воспитателем.

В ролевой игре, после того как дети усваивают примерный словарь, данный педагогом, они сами начинают придумывать диалоги.

Игры могут способствовать пониманию сказанного или прочитанного, внимательному отношению к речи, активизации речевой деятельности.

Подыскивая материал для игровой деятельности, всегда необходимо помнить о материале учебной программы,  с тем, чтобы дополнить и закрепить его на внеклассных занятиях.

Следует иметь в виду, что речевой словарь обогащается больше тогда, когда дети играют самостоятельно. При этом дети начинают отходить от шаблонов, оречевлять ситуацию по – своему. Естественно, дети при самостоятельной игре многое могут называть неправильно. Педагог поправляет детей, требуя правильного произношения.

Опыт широкого использования игр убеждает в том, что они не только развивают речь, но и усиливают интерес к учебному материалу, воспитывают дисциплинированность, внимательность, развивают смекалку и самостоятельность в действиях.

Игра развивает такие качества личности, как самоконтроль, самообладание, самосознание, саморегуляцию, и таким образом, создает, по выражению Л.С.Выготского, «зону ближайшего развития ребенка». Он писал, что в игре ребенок выше своего среднего возраста и своего обычного повседневного поведения, выше на голову самого себя и что игра содержит в себе тенденции дальнейшего развития ребенка.

Посредством игр сплачивается детский коллектив, воспитывается трудолюбие, дружба среди детей. Немаловажную роль занимают игры в формировании речи слабослышащих детей. Игры способствуют уточнению, расширению и закреплению словаря и, что особенно важно, развитию разговорной речи слухового восприятия, а это создает условия для установления живого речевого общения. Все это способствует утверждению и развитию словесных контактов. Занимательное и доступное детям оформление игр, наличие моментов неожиданности, удивления, соревнования способствуют активизации игровой и речевой деятельности детей.

Литература

Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М., Просвещение,1975.

Горятина В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования систематических общих знаний учащихся начальных классов.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.

Примеры сюжетно-ролевых игр

1. Поезд

Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку...). Где едет лиса (волк, заяц...)? Верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА...). Педагог говорит детям: "Будем играть. Лиса, заяц, волк... едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?" Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, "усаживает" в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

2. Карусель

Цели: те же.

Оборудование: изображение карусели на картоне, фотографии детей, таблички с именами детей.

Речевой материал: имена детей. Это карусель. Будем играть. Кто это? Это Оля....Где Оля (Катя....)? Оля (Катя...) катается.

Ход игры

Дети стоят полукругом около педагога. Педагог закрепляет на столе или на доске изображение карусели, сделанной из картона. Желательно закрепить карусель таким образом, чтобы можно было ее вращать. В каждое "сиденье" карусели вставлена табличка с именем ребенка, а на столе у педагога разложены фотографии детей. Педагог говорит: "Это карусель. Будем играть". Далее он просит одного ребенка взять табличку со своим именем, прочитать ее, подобрать к табличке фотографию и положить ее на "сидение" карусели. Таким же образом дети размещают все фотографии на свои места в карусели. После этого карусель можно запустить.

После остановки карусели игру можно продолжить, только на этот раз педагог раздает детям таблички с именами друг друга, помогает каждому ребенку прочитать имя. Затем ребенок указывает на того, чье имя написано на табличке, и подкладывает табличку к фотографии. Когда ко всем фотографиям будут подобраны таблички, карусель снова запускается.

3. Семья

Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?

Ход игры

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: "Кто это?" На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: "Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?" Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

4. Лото

Цели: те же

Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.

Речевой материал. Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.

Ход игры

Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: "Будем играть", показывает картинку и спрашивает: "Кто это?" Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: "Где лошадь?" Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.

В середине игры педагог показывает картинку, названия которой на большой карте лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: "Собаки нет". Затем игра продолжается.

5. Шкаф с вещами

Цели: те же.

Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.

Речевой материал. Кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку... Повесь платье...

Ход игры

На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда. Педагог говорит детям: "Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф". Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из детей взять, например, платье и повесить в шкаф ("Никита, возьми платье. Повесь в шкаф"). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка "ПЛАТЬЕ", и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов "положи-повесь" ("Положи майку. Повесь платье"). Аналогичную игру можно провести игру по теме "Посуда",

Данные игры могут быть использованы педагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями, а также родителями дома. Они направлены на решение следующих основных задач: формирование словаря, работу над лексическим значением слов и выражений, активизацию словаря в разных видах речевой деятельности; формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной; развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...

Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...

Использование игры как средства обучения детей спортивному и туристскому ориентированию (2016)

Методический материал из опыта моей работы с детьми младшего школьного возраста в помощь педагогам физкультурно-спортивной направленности....

Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...

«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

       Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь р...