Доклад "Школьный музей ФУК как средство патриотического воспитания"
статья
Проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современной школе. Модернизация гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий. Школьный музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей как средство патриотического воспитания учащихся
Серасхова Э.П. рук. школьного музея ФУК
На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современной школе. Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
Школьный музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
Работа школьного музея ФУК ведется в рамках внеурочной деятельности «Музейное дело», «Индивидуальный проект», «Люби и знай родной язык»
Основной целью гражданско-патриотического воспитания является ориентация подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантности;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей малой Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве гражданско-патриотического воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций способствует заполнению их познавательного досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Когда говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у учащихся чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению.
Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученики чувствуют себя субъектом исторического процесса, осознают, что именно они, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль человека в ней.
Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков. Изучая архивные материалы героев Вов, учащиеся приняли участие в творческом конкурсе «Без срока давности», имеются победители.
Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы по КНЯ, истории Ямала. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы.
Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами.
Целью школьного музея ФУК в нашей школе является повышение интереса детей к истории родного края и привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклад в Великую Отечественную войну. С помощью краеведения, школьники осознают, что история нашего поселения Питляр является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться.
Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о героях Великой Отечественной войны нашего края, свои рассказы о фронтовиках разместили на школьном сайте.
Ученики принимали в акциях «Парта героя», «Звезда героя», «Герой моей семьи».
Ребята с удовольствием посещают наш музей ФУК. А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они занимаются поисково-исследовательской деятельностью, оформительскими работами, участвуют в фестивалях финно-угорской культуры, участвует в акциях, принимают участие в районных, окружных и всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях.
Все это позволяет сделать работу школьного музея интересной для учащихся и способствует их гражданско-патриотическому воспитанию.
11.03.2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".
История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...
Сельский музей как средство патриотического воспитания учащихся
Презентация содержит материал о работе сельского музея в МБОУ Далисичской СОШ Суражского района Брянской области. Данный материал использовался в работе научно-практической конференции 30.10.2015 г. н...

"Мини-музей как средство патриотического воспитания"
Консультация для педагогов. Цель: повысить профессиональный уровень, обмен опытом с коллегами.Консультация содержит: цель музея, этапы создания мини-музея, оформление, тематика и значение музеев в ДОУ...

Школьный музей как средство патриотического воспитания.
Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....

«Виртуальный музей «От малой истории – к истории страны» как средство патриотического воспитания в информационно-образовательном пространстве»
Проект рассматривает использование информационной среды как одно из средств патриотического воспитания, путем создания виртуального музея школы....

Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"
содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...