Статья "Современные технологии в преподавании родного языка"
статья
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания калмыцкого языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doklad.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в преподавании
родного языка
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания калмыцкого языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения калмыцкому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков калмыцкого языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:
Метод игры.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные– желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как
на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой
карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими языком.
Например во 6 классе использую ролевую игру «Күүндлһн» (Знакомство):
Примерный диалог:
- Мендвт!
- Мендвт! Чини нерн кемб?
- Мини нерн Очр. Чини нерн кемб?
- Мини нерн Санл . Чи кедүтәвч?
- Би нәәмтәв.Чи кедүтәвч?
- Би долатав. Кедүдгч класст сурчанач?
Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам. Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Делгүрт», «Пазл», «Цасна долда», «Хаалһ», “Альхан таш!” и др., которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение.
В 10-11 классах ролевая игра, я считаю, тоже важна. При чтении произведения я стараюсь заинтересовать учащихся через драматизацию произведения.
Метод проектов.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное
мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта,
школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу
учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
На первом этапе разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать
грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского на калмыцкий» и т.д.
На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее. Второй этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового
общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение
коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: Би иигж санжанав. Юнгад гихлә. Тегәд(тиигәд) т.д.
Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Э, күүкн көвүн хойр) и несогласия(Уга, эн күүкн көвүн хойр).Использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей.
Третий этап –защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед
классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулироватьактивность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный
вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Я поняла, что такие уроки как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Метод опережающего обучения.
Предмет калмыцкий язык изучается в школьном курсе с1 по 11 классы.
Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала групповую форму работы. Такую работу практикую в 7-11 классах. Например, при изучении темы «Бичәчин намтр » в 8 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее были оговорены задачи. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел интересно. За короткое время урока был разобран и обобщен огромный материал самими же учениками, получены хорошие оценки.
Метод исследовательского обучения.
Технологии исследовательского обучения (обучение школьников основам
исследовательской деятельности). Калмыцкий язык как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов: наблюдение , использование знаний, приобретенных на уроках.
Метод интегрированного обучения.
В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение калмыцкого языка создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного
материала.Словарные диктанты, кроссворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала.
Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья.
Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим технологиям.
Целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.
В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании калмыцкого языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании калмыцкого языка является не отъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно –ориентированным.
Синквейн —это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «синквейн» происходит от французского, означающего—пять. Синквейн—это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка —это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка —это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка —фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
5. Последняя строка —это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается
начертить таблицу из трёх колонок: Знаем /хотим узнать /узнали. Такая же
таблица находится и на доске.
- В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме
(после обсуждения темы).
- В колонку «Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что
учащиеся хотят узнать по данной теме.
- В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из
текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.
- При работе с текстом;
- При изучении грамматики.
Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее:
- Суммирует содержание абзаца;
- Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
- Растолковывает то, что для других осталось неясным;
- Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
- Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Отмечая все положительные стороны использования информационных
технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.
Литература:
1.Соловьева Н.Н. Культура родного языка .Содержание и проблема формирования в современном образовательном контексте. М. Проспект.2015
2.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. Народное образование.2004
3.Здоровьесберегающие образовательные технологии. М. Перспектива.2013
4.Имеев В.О. Практический курс калмыцкого языка Элиста 2011
5.Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы.2010
6.Айтаева Н.Л. Обучение родному языку с применением технологии УДЕ. Элиста.2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание родных языков по современным технологиям обучения.
Преподавание родных языков становится очень важным в нашем современном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на...
Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"
Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"...
Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка
Наш мастер-класс называется «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка».Цель нашего мастер-класса: продемонстрировать возможности ИКТ...
Модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОС
Основная задача современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами...
модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОС.
Модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОСОсновная задача современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребно...
модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОС.
Модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОСОсновная задача современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребно...
Статья "Современные технологии в преподавании родного языка"
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...