Мониторинг метапредметных результатов
методическая разработка

Галиева Ирина Александровна

          Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. У учителя появилась новая функция – в системе мониторить результаты образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_metapredmetnyh_rezultatov.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мари-Суксинская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан


Мониторинг

метапредметных результатов

Галиева Ирина Александровна,

учитель марийского языка и литературы

 МБОУ «Мари-Суксинская основная

общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района

Республики Татарстан




Актуальность


          Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. У учителя появилась новая функция – в системе мониторить результаты образования.

Мониторинг – это инструмент того, кто управляет ситуацией. Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:

- стимулирует желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования;

- определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива;

-приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов.

Мониторингу в школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

- первый уровень (индивидуальный) – осуществляет его учитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика);

- второй уровень (внутришкольный) - осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей).

Любой из видов мониторинга проводится в три этапа.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя является обучающийся, класс, сроки, инструментарий.

Второй этап (практический) – сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга.

Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
         К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя».

Эти вопросы призваны решать ФГОС. Но существуют скрытые риски работы по образовательным стандартам.

Для учителя это: перегруженность документацией; неумение увязать теорию с практикой; обилие и категоричность ценных указаний; авторитарность в преподавании;незнание требований стандартов, их разночтения; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Все это влияет на настроение учителя.

Для ученика это: неумение работать с литературой; риск перегрузок.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Цель мониторинга - получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения по родному (марийскому языку)

Задачи, которые решаются с помощью мониторинга:

  • развитие мотивов предметной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи деятельности;
  • формирование умения грамотно строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать её;
  • формирование умений использования методик смыслового чтения.

Условия реализации: наличие у каждого обучающегося текста мониторинга. Реализуется администрацией образовательного учреждения, учителем-предметником, работающим в данном классе.

Основным средством формирования УУД в курсе марийского языка являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

В моей работе представлены КИМ родному (марийскому) для обучающихся 7 класса.

Методическая работа по созданию комплексных контрольно-измерительных материалов включает следующие этапы:

 1. Составление плана контрольной работы.

 2. Подбор текстового материала для мониторинга.

 3. Формулировка учебных заданий, которые нацеливают обучающихся на проверку сформированности УУД.

4. Разработка критерия оценивания работы.

 5. Проведение мониторинга УУД.

 6 . Проверка выполнения заданий обучающимися.

 7. Анализ.

Эффективность реализации.

Эффективность - дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (словарь С.И. Ушакова). Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребенка.

Результатом метапредметного мониторинга является развитие мышления, понимания, действия, повышение уровня качества знаний по предмету, умения работать с текстовой информацией: вычитывать подтекстовую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.

Итог: результаты сформированности у обучающихся определенных УУД при наименьших временных и материальных затратах.

Заключение: Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.  Мониторинг результатов образования позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

Комплекс заданий по марийскому языку

для учащихся 7 класса (с критериями оценивания работы)

1. Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

Выберите верный ответ.

Какой пример не соответствует схеме глагол+наречие?

1. кужун ончен  (долго наблюдал)

2. рвезым ужаш  (увидеть мальчика)

3. сайын ӱшташ (хорошо подмести)

4. мӱндырч ужеш(видит издалека)

Правильный ответ: 2)

Оценивание: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

2. Задание с выбором нескольких правильных ответов из фиксированного набора вариантов.

Выберите несколько вариантов ответов, которые считаете правильными.

Найдите неверные утверждения

1) Наречий жап да лица дене вашталтеш. (Наречие изменяется по лицам и имеет форму времени)

2) Лӱм мут падеж дене вашталтеш. (Имя существительное склоняется по падежам)

3) Глагол - служебный ойлымаш ужаш. (Глагол – служебная часть речи)

4) Пале мутын таҥастарыме степеньже уло. (Имя прилагательное имеет степень сравнения)

Правильный ответ: 1, 3.

Оценивание: все правильные ответы - 1 балл, допущена хотя бы одна ошибка – 0 баллов.

3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.

Выберите вариант ответа, который считаете правильным.

Именительный падеж формышто шогышо пале мут+лӱм мут муткылдышым муаш (Найти словосочетание имя прил.+имя сущ. в Им.падеже)

1) поро уверлан (радостной вести)

2) поро увер (радостная  весть)

3) увер поро (весть радостна)

4) поро уверым (радостную весть)

Правильный ответ: 1)

Оценивание: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

4. Задание с альтернативным ответом.

Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».

1.В.М.Васильев 15 йот йылмым пален. (В.М.Васильев разговаривал на 15 языках)(Нет)

2.В.М.Васильев  Марий Элыште шочын-кушкын (В.М.Васильев родился и вырос в Республике Марий Эл) (Нет)

3.В.М.Васильев – икымше марий йылмызе.(В.М.Васильев – первый марийский лингвист) (Да)

4.В.М.Васильев омонимым гына шымлен.(В.М.Васильев изучил только омонимы) (Нет)

5.В.М.Васильев «Кумшо лудшаш книгам» возен.  ((В.М.Васильев написал  «Третью книгу для чтения») (Нет)

Правильные ответы:  3 – да; 1, 2, 4, 5 – нет.

Оценивание: всё правильно – 2 балла, допущена одна-две ошибки – 1 балл, допущены три ошибки и более – 0 баллов.

5. Задание на установление соответствия.

Установите соответствие между терминами и их определениями.

1) лексика (лексика)

2) орфографий (орфография)

3) морфологий (морфология)

4) орфоэпий (орфоэпия)

5) фонетике (фонетика)

A) мутым чын ойлаш туныктышо наука (изучает правильность произношения слов и ударений в них)

Б) ойлымаш ужаш-влакым тунемше наука (наука, изучающая части речи)

B) мутым чын возымашым тунемше наука (раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме)

Г) йӱкым тунемше наука (раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка)

Д) йылмысе мут поянлыкым тунемше наука (раздел науки о языке, изучающий значения слов)

Ответ: 1 – Д; 2 – В; 3 – Б; 4 – А, 5 - Г

Оценивание: правильное соответствие – 2 балла, допущена одна ошибка - 1 балл, допущено две и более ошибки – 0 баллов.

           

6. Задание на установление правильной последовательности.

Установите последовательность букв в марийском  алфавите.

А. х(ха) Б. п(пэ) В. л(эль) Г. т(тэ) Д. щ (ща)

Правильный ответ: ВБГАД

Оценивание: всё правильно – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, допущены две ошибки – 0 баллов.

7. Задание на сортировку (ранжирование).

Проранжируйте информацию, предложенную в задании.

Задание. Расположите основные единицы синтаксиса от меньшего к большему

  1. Муткылдыш (словосочетание)
  2. Текст (текст)
  3. Ойлончо (предложение)
  4. Мут (слово)

Правильный ответ: 4132.

Оценивание: правильное расположение – 1 балл, есть ошибка – 0 баллов.

8. Задание на исключение лишнего.

Выпишите лишнее слово в ряду: малаш (спать), покташ (гнать), модаш (играть), возаш (писать) .

Правильный ответ: модаш (спать), т. к. это глагол 1 спряжения, в марийском языке все остальные относятся ко 2 спряжению.

Оценивание: выписано правильное слово – 1 балл, выписано другое слово – 0 баллов.

9. Задание с неструктурированным ответом.

Расположите в правильной последовательности предложения, чтобы получился текст:

А)Калыкат эскера: ӧрш толын – таче-эрла  лум возеш, теле шуэш. (И народ наблюдает: снегири прилетели – сегодня-завтра будет снег.)

Б) Икымше лум вочмешке, ӧрш-влак толыт. (До первого снега прилетают снегири.)

В) Эре тыге. (Всегда так.)

Г) Садланак йошкар оҥан кайыкым тыге лӱмденыт. (Поэтому красногрудую птицу так назвали.)

Ответ: БАВГ

Оценивание: всё правильно – 1 балл, есть ошибки – 0 баллов.

10. Задание с лишними данными.

Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к морфемике: суффикс, окончание, приставка, синоним. Укажите лишнее слово, «выпадающее» из этого ряда. Впишите его в строку ____________________.

Ответ: синоним, так как это слово относится к лексике.

Оценивание: задание выполнено верно-1балл; задание выполнено неправильно-0 баллов.

11. Задание с противоречивыми данными.

Прочитайте текст.

Кедр.

Кедр – самырыкше годым пеш эркын кушшо пушеҥге. Идалыкыште ик-кок сантиметрым веле  нӧлталеш. Пӱкш погаш тӱҥалмеш коло-кумло ий эрта. А илаже мыняре? Тӱжем ий утла! Но тыште иктым шотыш налман. Шкет шогышо пушеҥге пеледмыж годым начар шыркаҥеш, пӱкшым шагал пуа. Тыге ынже лий манын, тӱшкан шындыман, кумыт-нылыт дене. Конешне, йыгыре огыл, кудло метр коклан.

Ӱшанем, мыйын кедр-влакемлан у вер келша, иланат. Илен-толын пӱкшан лийыт. Но тидлан изишт годым чот ончыман. Шыжым нуным йогышо лышташ ынже левед. Тудын йымалне телым пунышкат да шӱйыт, кеҥежым – шудым воктечышт кӱрын шогыман. Лу-лучко ийым чот эскерыман. Вийым налмекышт, полыш ок кӱл, писын одарланаш тӱҥалыт.

(А.Федоров. 104 мут.)

Перевод текста:

         Пока дерево еще молодое, оно растет очень медленно. За год подрастает только на 1-2 сантиметра. До плодоношения могут пройти 20-30 лет. А сколько лет живет кедр? Более тысячи лет! Но надо иметь ввиду, что одинокое дерево плохо цветет, семена будет давать тоже плохо. Высаживают кедры группами, по 3 - 4 дерева; расстояние между деревьями – 5 - 8 метров.

         Я надеюсь, что мои саженцы приживутся. Будут плодоносить, давать семена-орешки. Но требуется тщательный уход за подрастающим деревом. Осенью деревьям не должны мешать опавшие листья. Их надо убирать. 1-15 лет придется заботиться о молодых кедрах. Потом кедры станут сильными и мощными  деревьями.

Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста.

1) Кедр пушеҥге пеш эркын кушкеш. (Кедр, пока молодой, растет очень медленно)

2) Шкет шогышо пушеҥге пӱкшым шуко пуа. (Одиноко растущее дерево хорошо плодоносит)

3) Шыжым пушеҥгым йогышо лышташ леведшаш огыл. (Осенью дереву не должны мешать опавшие листья)

4) Кедр пушеҥге пӱкшым пуа. (Кедр дает семена-орешки)

Ответ: 2.

Оценивание: правильный ответ-1 балл, неправильный ответ-0 баллов.

12. Комбинированные задания:

Сформулируйте все возможные задания к предложенным вариантам ответов.

1) пасУ (поле)

2) шонгЫлык (старость)

3) пОро (добрый)

4) толЕш (идёт)

Ответ: В каком слове ударение обозначено неверно. В каких словах ударение обозначено верно.

Оценивание. 2 балла- даны два правильных ответа,1 балл- дан один правильный ответ, 0 баллов- даны неправильные ответы(ответ).

13. Мини-кейс с вариантами ответов.

Ниже приводятся высказывания двух семиклассников. Познакомься с ними.

Эвай: Салика, мый марий  Мут Тоштер почеш проектым возем. Проектыште мут-влакым шымлалтыт. Нуно йылмыште пеш шуко улыт, кажныжым палаш шуко информацийым погыман. Но жап пеш шагал. Тачысе кечыште чыла информацийым палаш пеш писын лудаш кӱлеш. Эркын лудаш ок лий. Писын лудаш да тӱҥжым ойыраш тунем!

Перевод:

Эвай: Салика, я работаю над проектомМузея марийских слов. Но в языке слов так много, чтобы их изучить, надо собрать много информации. А времени совсем мало. Чтобы собрать больше информации, надо очень быстро читать. Медленно читать нельзя. Необходимо быстро читать и выделять главное!

Салика:Уке, Эвай, тый йоҥылыш лият! Писын лудмо годым шонкалаш жап ок лий. Мый сылнымутан книга-влакым лудаш йӧратем. А нуным писын лудаш лиеш мо?Вет тунам тый пычирик ужашым гына умылет, герой-влакынат койыш-шоктышыштым пален от шукто.

Перевод:

Салика: Нет, Эвай, ты не прав! Когда скорость чтения высокая, размышлять невозможно. Я люблю читать художественные книги. А разве можно их быстро читать? Ведь тогда ты поймешь только самую малую часть. И сопереживать героям ты не сможешь.

Разделяешь ли ты точку зрения ребят? Выбери ответ и обоснуй его.

1)согласен с Саликой

2)согласен с Эваем

3)имею свою точку зрения

Ответ: 1,2 или 3. Читать можно по-разному, все зависит от того, какую информацию тебе необходимо получить.

Оценивание. 2 балла- дан правильный ответ, записано верное обоснование,1 балл- дан правильный ответ, но не записано или записано неверное обоснование, 0 баллов- дан неправильный ответ.

14. Мини-кейс без вариантов ответов.

Запишите словосочетания, исправляя ошибки.(на слитное и раздельное написание слов)

Толашоклий, улан илена, уэштӱҥалшаш, малымешуэш, пешкылмыкта, жапок сите, кужун ваш лийыногынал, шокшымокшиж.

Ответ: Толаш ок лий (невозможно прийти), улан илена (живем в достатке), уэш тӱҥалшаш (начнется заново), малыме шуэш (хочется спать), пеш кылмыкта (сильно знобит),жап ок сите (времени не хватает),кужун вашлийын огынал (долго не встречались), шокшым ок шиж(не чувствует тепла).

Оценивание: по 1баллу за каждый правильный ответ, всего 4балла. Если исправлен правильный ответ на неправильный -минус 1 балл, за каждое неправильное исправление.

15. Задание со свободно конструируемым ответом.

По данному началу напишите небольшое сочинение(не менее 60 слов), состоящее из трех абзацев.

Туныктышолиямылегын… (Если б я был учителем)

Инструмент проверки и критерии оценивания:

Содержание текста

Баллы

Должен получиться связный текст типа повествование. Учитываются все признаки текста, соблюдено абзацное членение, речевая связность, последовательность изложения.

3

Текст содержит все признаки повествования, но есть 1 нарушение абзацного членения/ либо 1 логическая ошибка

2

Текст содержит признаки повествования, но есть 2 нарушения абзацного членения/ либо 2 логических ошибки

1

Работа представляет собой набор бессвязных предложений, не соответствующий основным признакам текста

0

Грамотность

Нет орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок-3

Допушена 1орфографическая/ 1-2 пунктуационных/1 грамматическая ошибка-2

Допушено 2орфографических/ 3-4 пунктуационных/2 грамматических ошибки-1

Допущено более 2орфографических/ 4 пунктуационных/2 грамматических ошибок-0

Максимальный балл

6

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

3. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования. Сайт «Центр инструкционного дизайна в образовании». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eduscen.ru/?q=node/3965.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Сайт «Национальный образовательный проект «Умная школа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/wiki/edu/fgos/v/.

5. Метапредметное содержание образовательных стандартов.Сайт «Молодой ученый». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/.

6. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613599/.

7. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.




МБОУ «Мари-Суксинская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан


Работа с одаренными детьми

Галиева Ирина Александровна,

учитель марийского языка и литературы

 МБОУ «Мари-Суксинская основная

общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района

Республики Татарстан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

методическая разработка "Анализ результатов учёбы и поведения суворовцев, использование его результатов в воспитательной работе"

Формы, методы, способы, пути воспитания суворовцев. Выработки у них сознательного поведения....

«Система анализа результатов учебы и поведения суворовцев и использование ее результатов».

Анализ - способ познания предметов и явлений, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.Важно подчеркнуть, что целевая установка проведения анализа   -...

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 класс. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 классРабота с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)....

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...