Сценарий мастер-класса "Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо"
материал

Галуза Ольга Владимировна

Сценарий мастер-класса для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП )

Добрый день, уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет что, классические задачи учителей-предметников – это обеспечение обучающихся обязательным уровнем  предметных знаний, метапредметных умений, подготовка к ГИА а так же всестороннее развитие личности школьника, её интеллектуальных, творческих способностей, интереса к познанию.

В связи с этими задачами каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Для выполнения этой задачи каждый учитель должен  владеть  современными педагогическими технологиями.  Об одной из таких технологий мы сегодня поговорим. А поможет нам в этом сама Технология развития критического мышления через чтение и письмо. (Помещаю на доску центр кластера, вырезанный из цветной бумаги круг с названием технологии. Педагогам раздаю цветные круги поменьше и предлагаю написать их ассоциации с этой технологией. Круги с их ответами размещаю на доске, зачитывая и анализируя. )

 Затем начинаю рассказ о технологии:

Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология доставляет детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности.

Этапы технологии РКМЧП и их задачи

Название технологического этапа

Задачи технологического этапа

Приемы этапа

Evocation

подготовительный

Фаза вызова или Побуждения

Позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

- корзина идей

-кластер

-составление списка «известной информации»

-предположение по ключевым словам -Верите ли вы?

-Какой прием фазы побуждения мы использовали в начале?

Realization of meaning

собственно восприятие нового, смысловая стадия или Фаза реализации смысла  

Даёт новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.

-тонкие и толстые вопросы

-чтение или слушание по методу инсерт

ерные и неверные утверждения

-дневник

-бортовой журнал

- А теперь предлагаю вам прочитать текст о технологии РКМЧП по методу инсерт, т.е. маркируя информацию «+» -знала раньше, «-» - было новым для меня, «?» - вызывает вопросы.

После того как педагоги читают текст организую обсуждение их заметок.

Reflection

присвоение информации – стадия рефлексии.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение.

-синквейн (слайд)

-шесть шляп мышления

-возвращение к кластеру или списку известной информации и т.д.

- Предлагаю осмыслить полученную информацию с помощью приема « синквейн».

 (  педагоги в группах по 4-5 человек составляют свои синквейны)

-А сейчас подведем итоги с помощью «шести шляп мышления» (слайд)

В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приёмы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Приложение 1

Текст для участников мастер-класса

Возникновение и распространение технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Особенность технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Базовая модель технологии

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Приемы организации индивидуальной и групповой работы на  стадии –вызов:

  • “Корзина идей”
  • “Составление кластера”
  • “Верные и неверные утверждения” и др.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления могут быть использованы следующие приемы:

  • “ Толстые и тонкие вопросы”
  • “Пометки на полях” и т.д.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы рефлексии:

  • «Синквейн»
  • «Шесть шляп мышления» и др.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Приложение 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приёмы работы с текстом в свете технологии развития критического мышления

Слайд 2

Стадия вызова Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. - Составление списка "известной информации", - рассказ, предположение по ключевым словам; - кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д.

Слайд 3

Стадия осмысления Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков " v ", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д .

Слайд 4

Тонкие и толстые вопросы Где была разработана технология РКМЧП? Когда была разработана эта технология? Как вы думаете, почему технология РКМЧП носит надпредметный характер? Как вы считаете, почему на стадии вызова и на стадии рефлексии могут быть использованы одни и те же приёмы?

Слайд 5

Стадия рефлексии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные методы и приемы Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. З аполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны , эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д .

Слайд 6

Синквейн -это стихотворение, состоящее из пяти строк Строка 1 заявляется тема или предмет (одно существительное \ понятие); Технология развития критического мышления 2 дается описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 характеризуются действия предмета ( 3 глагола); 4 приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; 5 синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета ( одно слово \ понятие).

Слайд 7

Технология развитие критического мышления Универсальная , « надпредметная », Развивает, формирует, учит, Делает работу на уроке эффективной и творческой, Современная педагогическая технология

Слайд 8

что было хорошего - – выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. – общий вывод. – перечень фактов. выявление недостатков - где и как можно применить изученный материал - Шесть шляп мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....