методический семинар
учебно-методический материал
методический семинар по теме «Системно - деятельностный подход как основа формирования успешной личности при изучении физик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_bdb.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно - деятельностный подход как основа формирования успешной личности при изучении физики
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит находить ее.
А. Дистерверг
Проблема совершенствования методики преподавания физики всегда актуальна. С введением ФГОС ООО нового поколения, которые предполагают подготовку выпускника как успешной, компетентной личности, способной решать типичные и нестандартные проблемы и задачи в повседневной жизни, эта проблема стала еще острее. К тому же системно – деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС нового поколения, предъявляет изменения не только к конструированию современного урока физики, но и к роли учителя. Теперь учитель на уроке и сценарист, и режиссер, и руководитель, и консультант, и наставник, и тьютор. Главная его задача - создать условия на уроке, инициирующие учебную деятельность обучающихся, отвечающие новым запросам общества. Все это требует от учителя физики умения выстроить урок нового типа.
Таким образом, проблема совершенствования методики преподавания физики в условиях реализации требований ФГОС ООО есть веление нынешнего времени. А суть нынешнего образовательного времени состоит в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и системой образования, продолжающей применять неэффективные формы, методы, приемы обучения.
В связи с этим основной целью моей педагогической деятельности считаю создание условий для реализации системно-деятельностного подхода при изучении физики.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого учащегося;
- привитие навыков самостоятельной работы учащихся;
- совершенствование форм организации учебной деятельности через использование новых педагогических технологий в урочное и внеурочное время;
- развитие способности учащихся применять полученные знания в практической и повседневной жизни.
- Информационные ресурсы как одно из условий реализации ФГОС ООО
Учебно-воспитательный процесс я планирую согласно образовательной программе школы. При обучении физике использую УМК Перышкина А.В. для 7-9 классов, УМК Мякишев Г.Я. для 10-11 классов. Выбранные мною УМК имеют следующие особенности и достоинства: проблемное изложение материала, диалектический подход к введению физических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой. Особенность учебников в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, приоритетным является и информационное и развивающее поле курса. В учебниках практически реализованы принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения, развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого).
В своей работе в основном использую следующие цифровые образовательные ресурсы:
- ФИПИ. Открытый банк заданий. Физика. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
- Домашняя школа InternetUrok.ru http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass
- Учительский портал. http://www.uchportal.ru/load/23
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ. Решу ЕГЭ. http://reshuege.ru/ и др.
В целях обеспечения качества образования мною разработаны рабочие программы по физике для 7-11 классов. Приложения к рабочим программам содержат: самостоятельные работы; контрольные работы; тематические тесты; демонстрационный материал; упражнения; практические работы по физике.
В моем учебном кабинете создана библиотека методических, справочных, дидактических, учебных материалов по физике. Накоплен банк тестовых заданий, печатных и интерактивных, для проведения индивидуальных занятий, тематического, промежуточного и итогового контроля по физике в 7-11 классах. Создан банк презентаций, видеофильмов и видеороликов по физике.
- Успешная самореализация учащихся на уроках физики как одно из средств реализации требований ФГОС.
Мною изучены теоретические основы проектирования современного урока. Для удобства работы в практической деятельности они составлены в виде памяток.
Памятка №1. Требования к современному уроку по ФГОС ООО
- Урок обязан иметь личностно - ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа обучающихся, а не учителя.
- Осуществляется системно – деятельностный, компетентностный, практико – ориентированный подходы.
- Каждый урок направлен на развитие общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
- Решающая роль отводится учебному сотрудничеству.
Таким образом, современный урок должен быть проблемным, развивающим.
Достижение нового образовательного результата возможно только при реализации системно – деятельностного подхода на уроке.
Памятка №2. Реализация системно – деятельностного подхода на уроке
Положение системно-деятельностного подхода | Реализация |
Формирование умения учиться | Метапредметная деятельность, общие и профессиональные компетенции |
Целенаправленная организация учебной деятельности | Соответствующие типы заданий, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность |
Содержание обучения через значимые жизненные задачи | Компетентностный подход, обращение к личности обучающегося, его личным целям и проблемам будущей профессиональной деятельности |
Важная роль сотрудничества | Групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта |
При реализации системно-деятельностного подхода на уроке использую следующие принципы педагогической техники:
- Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии обучающемуся представляю право выбора);
- Открытости (не только даю знания, но и показываю их границы, сталкиваю обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- Деятельности (освоение обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций в преимуществе в форме деятельности);
- Идеальности (максимально использую возможности знания и интересы самих обучающихся);
- Обратной связи (регулярно контролирую процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи).
Таким образом, меняются цели и задачи физического образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии – урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартом нового поколения, урок должен стать новым, современным. Это я достигаю следующими путями:
- Ход познания – «от обучающихся»;
- Коллективный поиск, направляемый учителе;
- Использование разнообразных форм, методов, приемов, организаций учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся, который становится активной Личностью, умеющей ставить цели, и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
- Проектная деятельность как один из способов формирования успешной личности при изучении физики
Великая цель образования — это не знания, а действия.
Герберт Спенсер
В настоящее время возрастает ценность людей, способных создавать новое. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций. Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование технологии проектов. Учебный проект — это совместная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат. Обучающиеся выполняют различного рода проекты: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные. Процесс работы над проектом продвигается по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Наряду с долгосрочными проектами по физике мои учащиеся разрабатывают мини-проекты, которые реализуются в рамках одного урока. Их особенностью является необходимость включения в работу всего класса. Данный вид проектной деятельности представляется мне наиболее ценным на начальном этапе изучения физики, когда обучающиеся только знакомятся с новым предметом, и необходимо сформировать интерес к физике.
У меня на уроке мини-проект представляет собой фронтальную лабораторную работу, который оживляет процесс обучения, создает атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, пробуждает у обучающихся тягу к знаниям, решает проблему постановки обучающегося в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя и развитию логического мышления.
Особенностью метода проектов является создание продукта деятельности, мои учащиеся представляют результаты проекта следующим образом:
- Описание явления
- Таблица
- Рисунок. Учащиеся подписывают название рисунка и делают обозначения его важнейших деталей.
- Выводы
Проектная технология изменяет систему общения учителя и ученика, делает ее диалогичной и предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности обучающегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. При выполнении мини-проектов одним из важнейших направлений является внедрение информационных средств в процесс обучения. Привлечение информационных технологий на всех этапах проведения исследования обучающимися является естественным процессом их приобщения к деятельности в окружающей реальности.
- Эффективность методической системы
По итогам школьных, районных олимпиад по физике мои учащиеся занимают призовые места, активно участвуют в разных конкурсах на уровне школы, района, республики. Так, например, в 2011-2012 уч.г. Гырылова Соелма (10 кл) заняла 3 место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в 2013-2014 уч.г. Чагдурова Дарья (9а кл) – 2 место, в 2015-2016 уч.г. Цырендоржиева Арюна (8а кл) – 3 место, Цыбикова Ира (9а кл) – 3 место, в 2016-2017 уч.г. Козлов Иван (7 кл) – 3 место, Дондоков Зоригто (10 кл) – 2 место, Шалдо Дима (11 кл) - 2 место, на региональном этапе – 8 место. Результаты ЕГЭ по физике: в 2012 году Майтаева Алина получила 52 балла, средний балл составил 42, в 2013 году Лхасаранов Ринчин получил 58 баллов, средний балл - 49,5, в 2016 году – Цоктоев Николай получил 48 баллов, средний балл - 44,5.
Опыт практических результатов своей профессиональной деятельности транслирую через открытые уроки, публикации, выступления на ШМО, РМО. Например, проведен открытый урок по физике на районном уровне в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение в природе и технике» (декабрь 2016). Делилась опытом своей работы с коллегами по темам «Планируемые изменения в КИМах ЕГЭ по физике в 2016г. Подготовка к ЕГЭ по физике» (август 2012), «Совершенствование педагогической системы, как условие модернизации образования» (февраль 2015).
Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные источники.
Имею публикацию статьи в республиканском сборнике «Подготовка реализации ФГОС основной школы: проблемы, перспективы и условия»/ г. Улан-Удэ.; 2012 г., изд-во АОУ ДПО РБ «РИКУиО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...