Самообразование 2021-2024
презентация к уроку

Шмелёва Марина Ивановна

Методика скоростного чтения достаточна молода в сравнении со многими науками. Но стоит лишь подумать о том, что уже более 100 лет актуален вопрос о техниках быстрого чтения, сразу становится понятен уровень этой проблемы. Еще в начале XX века традиционные методики чтения перестали успевать за быстро меняющимся потоком информации и её объемом. Появилась необходимость ускорить навыки чтения. Стали появляться различные разработки техник для скоростного чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Методика скоростного чтения достаточна молода в сравнении со многими науками. Но стоит лишь подумать о том, что уже более 100 лет актуален вопрос о техниках быстрого чтения, сразу становится понятен уровень этой проблемы. Еще в начале XX века традиционные методики чтения перестали успевать за быстро меняющимся потоком информации и её объемом. Появилась необходимость ускорить навыки чтения. Стали появляться различные разработки техник для скоростного чтения. Но все они не получили активного применения и продолжения.

До этого момента ещё в 1879г.французский учёный Луис Эмиль Жаваль одним из первых занялся проблемой движения глаз при чтении, выяснив, что при этом не происходит сплошного скольжения глазами по тексту, как ранее предполагалось. Происходит серия коротких остановок-фиксаций. Это стало началом поиска ответов на вопросы о процессе чтения.

В конце 50-х годов XX века некая дама Эвелин Вуд (будущая учительница) разработала основы для скорочтения, позже создав систему «Динамичное чтение» и книгу по данной тематике.

Основная цель освоения техники скорочтения - это необходимость адаптации к быстро меняющемуся миру, в том числе информационному.Техника скорочтения - это ресурс, помогающий учащимся справиться с увеличивающемся объемом текстового материала.

На листе бумаги А4 расположить различные геометрические фигуры. Учащимся показываем листочек с изображенными формами. Даем время на запоминание (можно начать с 10 сек., постепенно сокращая время), затем убираем лист и просим в рабочей тетради повторить расположение и цвет фигур. Для начала можно изображать по 4 однотонные фигуры, позже увеличивать их количество, усложнять форму, использовать разнообразные цвета.

Такие упражнения развивают наглядно-образную память. По мере освоения таких заданий, уровень усложняется. На листе должно появляться большее количество фигур или изображений. Они могут быть как цветными, так и черно-белыми, соединенными на одном листе

Для повышения концентрации внимания и активизации памяти можно использовать следующее упражнение: на листе бумаги расположите линии. Линии могут быть соединены по горизонтали или по вертикали, по диагонали или крест на крест. На левой части рисунка есть соединенные линии в определенной последовательности, а правая сторона имеет только сами линии. Задача для учащихся: внимательно посмотреть на левую сторону, запомнить соединения. Далее учитель закрывает левую сторону и учащийся на правой стороне повторяет соединение линий.  

Для развития внимания хорошо подходит тест Струпа.  Его также можно назвать «Разноцветные слова». Идея заключена в том, чтобы смотреть на картинку одного цвета, но называть другой цвет.  При этом надо называть написанные слова, означающие один цвет, тем цветом, которым они написаны. Происходит переключение внимания.

Не менее полезным упражнением для развития внимания является «Лабиринт». Лабиринт-занимательная игра-головоломка. Дети любят эти игры и с радостью их распутывают. Лабиринты способствуют развитию и концентрации внимания и памяти. Двигаясь вперед по лабиринту, ученик привыкает к движению вперед, что необходимо для скоростного чтения

 Корректурные пробы. Увеличение внимания, усидчивости и скорости обработки информации. Упражнение легкое и доступное для всех. По методу напоминает работу с таблицами Шульте, только здесь мы выделяем именно заданный показатель.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление, рациональность, речь, языковые способности, анализ, операции с числами.

Правое полушарие отвечает за творчество, цветовое восприятие, генерирование идей, воображение, эмоции, мечты, интуицию, креативность.  

Зеркальное рисование. Это вариант подходит всем без исключения, т.к. достаточно понятен и прост. Необходимо взять в обе руки карандаш (ручку, маркер) и начать рисовать одновременно обеими руками.  Начать можно с элементарных фигур (круг, квадрат, буква и т.п.) Постепенно уровень задания необходимо усложнять, переходя к написанию своего имени,

Есть множество разминок (упражнений) на активизацию обоих полушарий мозга. Такие упражнения называют кинезиологической разминкой.

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического развития через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологическое упражнение-комплекс движений, активизирующий межполушарную работу.

Для развития логики мышления применяются матрицы Ровена. Методика «Шкала прогрессивных матриц» была разработана Джоном Ровеном ещё в 1936 году. Это диагностика уровня интеллектуального развития, с помощью которого можно оценить способность человека к логическому мышлению.  Это ряд графических рисунков, имеющих в верхней части листа определенный фон, на котором есть пустое (вырезанное) место определенной формы без фона. Под рисунком имеется ряд фрагментов (6 или 8), которые имеют форму недостающего фрагмента из основного рисунка и различный узор. Учащемуся необходимо внимательно посмотреть на основной фрагмент и из ниже представленных выбрать тот, который подходит по форме, размеру и рисунку. Правильное решение-это логическое рассуждение о принципе расположения пропущенного фрагмента, т.е. установление закономерности, связывающей фигуры на рисунке.

По мере освоения техники выполнения этого упражнения матрицы усложняются, увеличивается количество предложенных вариантов для выбора пропущенного фрагмента и сам рисунок основного изображения.

Упражнения на развитие и совершенствования различных показателей, необходимых для увеличения скорости чтения, помогают вывести и запомнить некоторые правила при скоростном чтении:

1. Читать без возвратных движений глаз (регрессии).

2. Всегда выделять основной смысл прочитанного.

3. Читать без артикуляции.

4. Развивать и тренировать внимание и память.

5. Тренироваться ежедневно.

Помимо освоения техник скоростного чтения, необходимо соблюдать правила работы с книгой. Есть также правила и работы с упражнениями (различного вида таблицы, задания, необычные тексты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов на 2021-2024

Рабочая программа учебного курса по физической культуре составлена на основе примерной программы основного общего образования в 5-9 кассах автора Матвеева А.П., с учётом учебного плана МАОУ «ООШ...

Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2024 гг.

Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2024 гг. предполагает самосовершенствование педагога в условиях реализации ФГОС и требований Профессионального стандарта педагога....

Программа развития СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" на 2021-2024 гг.

Программа развития СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж" на 2021-2024 гг....

2021-2024 уч.г. Рабочая программа для 2-4 кл к УМК "Английский язык. FORWARD" авт. М.В.Вербицкая и др.

Содержание:Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов - составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. №286)Технолог...

План самообразования педагога (2021-2024)

Тема самообразования «Применение разноуровневого подхода в обучении английскому языку как метод обеспечения качества образования»Цель профессионального развития: выстроить учебный процесс ...