Доклад « Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка»
план-конспект урока
Доклад на ШМО гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностно-ориентированный подход
на уроках русского языка и литературы»
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Цель личностно-ориентированного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех? Какой должна быть эта деятельность? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. У каждого педагога есть свои методы и приемы решения проблемы. При личностно-ориентированном подходе важны следующие моменты:
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий учитель подводит их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, сообщив тему и цели урока можно задать вопрос: чему мы должны сегодня научиться? Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации. На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем.
Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию - ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес. Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Какое слово записано неправильно? Дети делают вывод о том, как меняется смысл предложения от одной только буквы. Активизируя познавательную деятельность учащихся, создается на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираются в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Особого внимания требуют учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.
Учителем могут использоваться творческие дифференцированные задания. Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности детей, предлагается нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Данный вид работы можно часто использовать на уроке. Например, при изучении темы «Буквы о-а в корне –кос- - -кас-. Детям, даже слабоуспевающим, совсем не трудно составить алгоритм или таблицу к данной орфограмме. На уроках дети могут составлять опорные таблицы по различным разделам орфографии ( Слитное и раздельное написание не словами.- Правописание н и нн.- Чередующиеся гласные в корне слова.- Правописание о и е после шипящих и др.)
Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.
Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы. Например, при изучении произведения «Отрывки из журнала Маши» Одоевского можно побеседовать на тему «А нужно ли вести личный дневник». При изучении отрывков из «Отрочества» Л.Толстого - на такие нравственные темы, как «Дружба», «Предательство», оценка данных критериев в среде подростков. После прочтения «Детство» М.Горького обсуждить вопрос «Можно ли применять физическое наказание в семье?»
Важно выслушать мнение каждого из детей, как бы учитель не был ограничен во времени. Ведь на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.
Огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание необходимо уделять выразительному чтению. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогают игры: репетиции в театре, съемка телепередач, экзамен в театральном училище. В игре дети чувствуют себя раскованно, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.
Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращается на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.
При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…
Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка
Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....
Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлены личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы....
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...
Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...