Доклад Игровые технологии на уроках русского языка
план-конспект занятия (5 класс)
Доклад на ШМО Гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 50.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках русского языка в 5-6 классах
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский |
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету.
Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в основную. Задача учителя - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии.
- I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
- Игра « Диктор»
Расставь ударения, произнеси правильно.
Ателье, ворота, дефис, звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.
- «Подбери слова»
Учащимся предлагается определенная тема, на которую они должны подобрать слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
Тема «Спорт»: футбол, хоккей, волейбол, спортсмен, бутсы, кроссовки, тренер, тренироваться.
- «Пригласи на обед»
Задание: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (знакомого). В меню, конечно, должны оказаться слова:
тефтели, щавель, творог, винегрет, сливовый или грушевый компот.
- II. Фонетические игры
- Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь); 2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
- Игра «Новоселье»
Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .
Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.
- «У кого хвост длиннее»
Учитель предлагает учащимся в каждом последующем слове, начиная с первого, заменить один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово.
Образец: бок – сок – док и т.д.
Док, боб, лом, кора, кочка
- «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)
Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).
1) А / Я = О / ? (Ё)
2) М / М’ = Р / ? (Р’)
3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)
4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)
5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)
- Что такое толь? (дополнительный балл).
III. Лексико-фразеологические игры
« Собери фразеологизм»
Как, Макар, свисти, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
-Как в воду канул.
-Ветер свистит в карманах.
-На языке вертится.
-В ежовых рукавицах.
- «Собери пословицу»
Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
- Акростих
Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определённой буквы
К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго
- «Собери слово»
Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки
(Око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).
- IV. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм
- Словотворение
Записав на доске слова или вывесив заранее приготовленный список, учитель предлагает изменить каждое слово или образовать новое, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья, здоровый – здоровье).
крыло
здоровый
варить
воробей
звено
зимовать
кушать
берег
медаль
счастливый
под землей
под полом
без дороги
раздумывать
ружейный
скамейка
судить
соловей
- «Шифровальщик»
Учащимся предлагаются, например, слова на орфограмму «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ, РАЩ», они должны из закодировать, записав только только О или А
- Растущий, отрасль, растение
- Предлагать, росток, водоросли
- Разрастаться, выложить, изложение
- Налагается, положить, отросли
- Растительность, излагать, слагаемое
- Предложение, ростовщик, предполагать
- Сложить, расположиться, сослагательный
- Выросший, росточки, вырасти
- Полагается, произрастать, взращённый
Если учащиеся выполняют задание правильно, то должен получиться такой рисунок
- а а а
- а о о
- а о о
- а о о
- а а а
- о о а
- о о а
- о о а
- а а а
- «Орфографическое лото»
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек
к…рпич
б…тарея
г…рань
г…рох
б…тон
в…трина
г…рбарий
г…рчица
- «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
- Диктант – шутка
Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова- исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора - обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим
- Игровые задания, направленные на отработку словообразовательных навыков
- «Третий лишний»
В этой игре надо догадаться, какой признак имеется в двух высказываниях и отсутствует в третьем. Например, приводятся три слова: водитель, водяной, водичка. Здесь общий признак – корень, водичка и водяной – однокоренные слова, а водитель – лишнее слово.
Эта игра может использоваться при изучении многих языковых явлений.
- «Составь слово»
В данной игре ученики должны составить слова из значимых частей слова и окончаний других слов.
- Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики». Назовите слово.
А) подснежники
Б) снежки
В) снеговики
Г) снежинки
- Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка» . Назовите слово.
А) рассказ
Б) завязка
В) рыбалка
Г) сказочка
- Мой корень – родственник «сраженью»,
Приставка – в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.
А) забойщик
Б) заражение
В) каменщик
Г) шахтер
- Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода». Назовите слово.
А) писака
Б) рассказ
В) записка
Г) расписка
- «Раз, два, три – говори»
Обращаясь по очереди к участникам игры, учитель читает указанные ниже словосочетания, предлагая заменить каждое из них одним словом с нужным суффиксом. Выигрывает тот, кто правильно назвал все слова.
- Музыкант, играющий на трубе.
- Житель Тулы.
- Смелый человек.
- Хитрый человек.
- Тот, кто любит шутить.
- Тот, кто богат на выдумки.
- Любящий мечтать.
- Участник игры.
- Тот, кто пашет землю.
- Сельский житель.
- Житель Тамбова.
- Специалист по химии.
- Собирающий коллекцию.
- Детеныш орла.
- Женщина – повар.
- Болтливая девочка.
- Гриб, растущий под березами.
- Березовая роща.
- Свойство доброго человека.
- Стебель соломы.
- VI. Игровые задания, направленные на отработку морфологических навыков
- Игра «Четвертый лишний»
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.
в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все слова во множественном числе.
Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
- «Четвёртое лишнее»
Записать без этого слова, определить вид, время, лицо и число глаголов.
Принёс, принесут, будут носить, занесут.
Направляем, будут направлять, направят, направлю.
Решаю, решу, решат, будут решать.
- "Отгадай загадку".
Отгадать загадку и охарактеризовать прилагательное. (По 1 баллу за отгадку и за характеристику прилагательных.)
- Жгучая и колючая, жалит, как змея гремучая. (Крапива).
- Стоят в поле сестрички; желтые глаза, белые реснички. (Ромашки).
- Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой).
- Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные. (Оконная рама).
- –Это черная?
-Нет, это красная.
-А почему она белая?
-Потому что зеленая. (Смородина).
- Низок, да колюч; сладок, да пахуч; ягоды сорвешь – всю руку обдерешь. (Крыжовник).
- Лингвистические шутки
-Какое местоимение спрятано в алфавите?(Я)
-Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?(Вы-мы-ты)
-Какие местоимения встречаются на плохих дорогах?(Я-мы)
- Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)
- Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?(Я-майка)
- Какой газ отрицает личное местоимение?(Не-он)
VII. Игровые задания, направленные на отработку синтаксических навыков
- «Строители»
Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе.
Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).
1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.
2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
- «Кто больше!»
Составить словосочетание из предложения, определить главное и зависимое слово
Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.
(1 ученик из команды выходит с листом и читает, что получилось).
- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал
- «Закодируйте предложение»
Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
Не трещите, морозы, в заповедном бору.
Метели по лесу полетели, и морозы усилились.
- «Серпантин одной фразы»
Игра используются при изучении темы «Словосочетание и предложение», где отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например:
1-й ученик - Я пишу стихи.
2-й ученик - Я пишу веселые стихи.
3-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам.
4-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день.
5-й ученик - Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
VIII. Игровые задания, направленные на отработку пунктуационных навыков
- «Интеллектуальная пауза»
Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены). Составьте в тетрадях схему:
- Наступила поздняя осень.
- Как красив лес осенью!
- Осень мое любимое время года.
Игровые технологии при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К. Д. Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (я не придерживаюсь какой-то определенной классификации и называю свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Доклад Дидактические игровые технологии на уроках русского языка в национальной школе.
Современный век – век новейших информационных технологий, и чтобы идти в ногу со временем, приходится переходить с традиционного метода обучения на более современный. Применение новейших техноло...
Доклад "Игровые технологии на уроках русского языка"
Содержательный доклад на тему " Игровые технологии на уроках русского языка"...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020
Игровые педагогические технологии Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...
Доклад "Игровые технологии на уроках русского языка."
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа...