Дифференцированный подход обучения учащихся на уроках технологии
материал
Для использования учителем на уроках технологии в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход обучения
учащихся
на уроках технологии
Выступление на заседании ШМО
учителя технологии
МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»
Морозовой Н.М.
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образовательной парадигмы: отказ от концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
В течение многих десятилетий НИИ физиологии детей и подростков выступал в печати и ставил перед правительством страны вопросы, связанные с необходимостью строгой регламентации учебной нагрузки, требовал ее рационального снижения. Однако все попытки в этом направлении были мало успешны. С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения.
Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу и положительно скажется на состоянии здоровья школьников.
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идее дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей, и проявляется в конкретизации целей и задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, и требует разнообразия, вариативности обучения.
На мой взгляд, данная технология недостаточно применяется в образовательной области «Технология». Во-первых, до недавнего времени трудовое обучение в школе считалось предметом «несерьезным» и прикладным, во-вторых – специфичность данного урока: до 80 % времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой программы «Технология» и введением в нее большого объема материала на изучение, учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени, в переводе с французского – разница.
В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения. Рассмотрим их:
Дифференциация обучения – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности.
Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения.
Дифференциация – это средство индивидуализация обучения.
Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям.
Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам.
Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: а) создание разнообразных условий обучения для различных классов, школ, классов, групп, с целью учета особенностей их контингента; б) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т.п.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
В педагогической литературе приводится понятие и дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение – это: а) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличий у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; б) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения». Технология (педагогическая) – это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке, направленная на обязательное достижение педагогической цели и задачи. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Одним их основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т.д.).
В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп). Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация. Дадим ей характеристику: различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам; основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся; предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя; возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами; особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме:
- дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требования.
Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:
- вариативности темпа изучения материала;
- дифференциации учебных заданий;
- выбора различных видов деятельности;
- определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Рассмотрим, каких целей позволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
Удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
Целенаправленно воздействовать на формирование творческого, индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
Решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
Предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
Развить способности и интересы учащихся;
Повысить качество знаний;
Более рационально использовать учебное время каждого;
Вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
Устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.
Как же осуществлять дифференциацию обучения? Необходимо: уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения; разработать или использовать уже готовые задачи; задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию; использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся; в случае, если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, слабую группу; при успешном выполнении учащимся определенных целей, задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения; создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы. Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, можно приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса. Хорошо продуманное внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках «Технологии» позволило решить основные задачи технологического образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю учащихся на три группы: 1 группа – «сильные» дети, 2 группа – «средние», 3 группа – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входного тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны. Каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на всех этапах урока.
Опрос. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (готовые и составленные мною). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю пройти всем задание одинаковой степени трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания. Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся второй и третьей группы, сильные же исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания первой группе найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям третьей группы даю материал для сообщения каких-либо интересных сведений в качестве дополнения ответов детей. В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
Объяснение нового материала. При этом ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям второй и третьей групп предлагаю ответить на вопросы, известные из изученного ранее материала, при этом слабых прошу повторить за сильными. Детям второй группы часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений, докладов, рефератов. Детей первой группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (таблицы, схемы и т.д.). Очень часто дети второй группы помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. Учащиеся третьей группы находят толкование новых слов.
Закрепление нового материала. При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей первой группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Учащимся второй группы - работу с технологической картой или учебником. Со слабыми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Со временем задания для всех групп усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности. Если материал сложный, формирую пары, в которые входят по одному ученику из разных групп. Вначале материал проговаривает сильный ученик, второй слушает. Затем наоборот. При закреплении материала с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда сильные дети помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.
Домашнее задание. Детей первой группы учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например, придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба», «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также проводить небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, и т.д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям второй и третьей групп даю небольшие дополнительные задания. Применение в своей работе дифференцированного подхода позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но, самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»
Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения. Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...
Методическая тема "Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики"
Методическая тема "Дифференциальный подход к учащимся на уроках математики"...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в рамках введения ФГОС
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудом...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры
Организация работы на уроке физической культуры с детьми разной медицинской группы и физической подготовленнности...
Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...
Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования»
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая до...
Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)
В статье "Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)", описываю нетрадиционные формы уроков английского языка, котор...