"Технологии индивидуального развития на уроках русского языка и литературы"
статья
Самым главным в процессе обучения является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать состояние его здоровья и что любой ученик – индивидуален. Поэтому важно на уроках применять технологии индивидуального обучения, которые помогут педагогу найти подход к каждому ребенку и увидеть его способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_individualnogo_razvitiya_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
"Технологии индивидуального развития на уроках русского языка и литературы"
Каждый учитель сразу может сказать, что основные показатели качества образования – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в ВУЗы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня.
Но только ли эти параметры определяют качество образования? Самым главным в процессе обучения является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать состояние его здоровья и что любой ученик – индивидуален. Поэтому важно на уроках применять технологии индивидуального обучения, которые помогут педагогу найти подход к каждому ребенку и увидеть его способности.
Что же такое индивидуальный подход? Прежде всего рассмотрим понятие «индивидуализация» – это способ практической организации педагогического процесса, который основывается на индивидуальном подходе к детям в образовательном процессе.
Основываясь на этом, индивидуальный подход в образовании требует от педагога следующих действий:
- постоянное изучение и хорошее освоение индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих учеников;
- умение диагностировать и знать реальный уровень сформированности значимых для личности качеств, таких как образ мышления, мотивы, интересы, установки, личностная направленность, отношение к жизни, труду и ценностным ориентациям и жизненным планам;
- постоянное привлечение каждого учащегося к посильной для него трудности учебной деятельности, со все нарастающим уровнем сложности, чем обеспечивается прогресс в развитии личности;
- своевременное выявление и устранение причин, которые могут препятствовать достижению цели, а если эти причины невозможно вовремя выявлять и устранять – педагог должен оперативно изменять тактику обучения, основываясь на новых складывающихся условиях и обстоятельствах;
- максимальная опора на собственную личностную активность;
- сочетание воспитания с самовоспитанием личности, помощь при выборе целей, методов и форм самовоспитания;
- развитие самостоятельности, самодеятельной инициативы учащихся, не только и не столько руководство, сколько умелая организация и направление ведущей к успеху деятельности.
К индивидуальным особенностям, на которые должен опираться педагог, выделяют восприятие, мышление, память, речь, характер, темперамент, воля, и их особенности. Бесспорно, что в процессе массового обучения подробное изучение названных и любых других особенностей затруднено, и педагог, желающий стать успешным, вынужден затрачивать дополнительное время, энергию, средства, собирая значимые сведения, без которых изучить личностные качества невозможно полно и конкретно.
Индивидуальный подход в обучении используется практически во всех современных образовательных технологиях в той или иной мере и является « проникающей технологией» .
Каждый из нас стремится донести информацию до ученика, научить его, но не всем дано хорошо учиться, усваивать материал «с первого раза». Поэтому учитывая способности ребёнка мы должны найти к нему особый подход и обучать ученика на уровне его возможностей и способностей, используя, чтобы заинтересовать, современные технологии.
Основываясь на личный опыт педагогической деятельности, я считаю, что одним из путей, ведущих к повышению и развитию интереса к русскому языку и литературе, является отбор содержания учебного материала, его преобразование. Хорошо подобранный материал, средства обучения помогают мне решать многие задачи на уроке. При этом я руководствуюсь принципами: - каждому ученику предоставляется право выбора уровня сложности, иногда распределяю сама задания для детей по группам « Повышенный уровень», « Средний», « Базовый» .
В своей практике на уроках я использую ИКТ, это помогает мне также использовать технологии индивидуального развития. Обучение с использованием компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, как сильного, так и слабого, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. (Платформа Учи. ру).
Построение схем, таблиц в презентации экономит время урока, иногда дети ( сильные) самостоятельно готовят презентации для класса. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование электронных тренажёров по русскому языку и литературе (кроссвордов, иллюстраций рисунков, тестов, занимательных заданий) воспитывает интерес к урокам. Компьютерные технологии позволяют мне делать уроки более насыщенными, эмоциональными.
В этом году у меня обучается индивидуально ученик. Для того чтобы он усваивал необходимый материал мне приходится учитывать его особенности: плохая память и речь, очень быстро устает и ему сложно писать. Чтобы материал можно было в любое время вспомнить, мы создаем с ним конспект(приклеиваем все памятки), для того чтобы отработать материал использую индивидуальные карточки, интерактивные тренажёры. По литературе, чтобы произведение ученик смог запомнить и немного проанализировать, использую фильмы, видеоуроки, презентации и т. д.
Действительно, использование технологии индивидуального обучения помогает педагогу повысить мотивацию по предмету и качество знаний, создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.
И это должно быть самым главным в работе каждого учителя. В процессе обучения, используя данную технологию, у ребёнка постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, будет развиваться интерес к учению, появится уверенность в себе и в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Опыт применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы как средства развития дивергентного мышления школьников
Данный материал представляет собой обобщение педагогического опыта по применению технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы на ступени основной школы. В учебно-методическом м...