«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
методическая разработка
ДоклаД,ГМО,2020 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_s_ovz_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Расторгуева Олеся Юрьевна
МБОУ «Школа №8»
учитель русского языка и литературы
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
Школа играла или играет (для тех, кто сейчас обучается) особую роль в нашей жизни и судьбе. Поэтому на педагогов ложится главный и сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельной жизни в меняющемся обществе, дать им необходимые знания, особенно, если – это ребёнок с ОВЗ.
Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
У них имеется одно или несколько отклонений в развитии, связанных с изменением нервной системы ребёнка, различных болезненных состояний нервной системы – неврозов, перенапряжением. В связи с дефектами речи, с нарушением развития речи, особенностями психической мыслительной деятельности, у детей с ограниченными возможностями отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.
Когда я начала работать с такими детьми, главным условием для меня стало понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но при работе с этими детьми нужен индивидуальный подход к каждому. Нам, учителям, нужно помнить и учитывать, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.
Класс, в котором я работаю, крайне неоднороден. Вместе с детьми с выраженной задержкой психофизического развития обучаются и дети с относительно сохранным интеллектом, и различным уровнем развития. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку в таком классе.
В моей работе стала подспорьем технология организации групповой работы, более подходящая к разноуровневой коррекции. Изучение индивидуальных особенностей учащихся и советы психолога позволили мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.
В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают более высоким, по сравнению с другими детьми в классе коррекционно-развивающего обучения, уровнем деятельности. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую, самую многочисленную группу, вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать свое внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образовали ученики с замедленной реакцией на вопрос
или задание учителя, с замедленной речью, бедной эмоционально и по составу.
Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Цель дифференцированного обучения - умение организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Приложение 1.
Кроме задач по развитию обучающихся и процесса социализации я ставлю перед собой и дополнительные задачи:
- повысить самооценку ребёнка;
- расширить представления обучающегося о мире в целом;
- усилить положительное отношение к учебной деятельности
Для реализации данных задач нужно создать благоприятный позитивный настрой для последующей успешной работы с учётом психофизических возможностей, с учётом его познавательных и интеллектуальных способностей, с учётом особенностей психоречевого развития.
Главная задача курса русского языка — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Для меня ведущим в системе педагогической деятельности детей с ОВЗ является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.
При составлении КТП по русскому языку для учащихся 6 класса с ОВЗ я поставила следующие задачи:
Общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Коррекционно-развивающая – развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической); коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.
Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью.
Обучение русскому языку имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, основным.
В рабочей программе по русскому языку для учащихся 6 класса с ОВЗ имеются следующие особенности:
- в основу положена программа по русскому языку 6 класса для общеобразовательных учреждений;
- проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ (на более сложные темы предусматриваются дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия);
- уделяется больше времени на повторение изученного в 5 классе;
- отводится дополнительное время на закрепление раздела «Орфография и пунктуация».
- предложены занятия для повторения изученного материала перед основными темами;
- предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
- пересмотрены (уменьшены) требования к подготовке учащихся;
- включены индивидуально – коррекционные занятия;
- домашняя работа упрощена.
Теоретический материал даю с использованием наглядных средств обучения (схемы, таблицы, картинки, видеоматериал).
Приложение 2.
Учащиеся с ОВЗ могут не приводить свои примеры к правилу, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами, большое внимание уделяю практике выполнения упражнений, заданий с обязательной проверкой.
При подготовке к уроку, я определяю индивидуально-коррекционную работу с учетом изучаемого материала.
Словарно-орфографическая работа в начале урока играет положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся.
Приложение 3.
На протяжении урока обязательно проводятся физкультминутки: тематические, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для глаз (по материалам офтальмолога В.Ф.Базарного - специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз»).
Основные методы, которые я использую для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ.
Разнообразить учебный процесс, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, снять утомление, поднять настроение помогает использование на уроках различного занимательного материала. Формы занимательных упражнений может быть различными: кроссворд, чайнворд, (которые печатаю отдельно на листочках – индивидуально), а также викторины, загадки, ребусы.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Игра «Найди окончание» (найди потерянные окончания для этих пословиц), «Убери лишнее слово», «Кто больше придумает слов из данного слова?» - это самые любимые игры обучающихся. Талантливый педагог К. Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, и что самое ценное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника, появляется интерес к русскому языку
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности (таблицы, схемы, алгоритмы, (дети с ОВЗ с удовольствием работают с ними), видеоуроки, презентации постоянно присутствуют в моей работе.
Я использую следующие типы уроков: повторение изученного, объяснение нового материала, закрепление знаний, обобщающие, комбинированные уроки с сохранением всех основных этапов.
Для развития познавательных интересов обучающихся детей с ОВЗ необходимо выполнение следующих условий:
- не допускать на уроках будничности, монотонности, серости, бедности информации;
- избегать перегрузок, переутомления;
- использовать многообразие приемов занимательности (иллюстраций, игр, кроссвордов, задач - ребусов, занимательных упражнений).
Особенности мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются:
- в бедности их словарного запаса;
- в слишком упрощенном изложении материала;
- в ошибках при построении предложений;
- в большом количестве орфографических ошибок.
Грамматические упражнения разного вида, связанные с развитием речи, постепенно повышают активность учащихся, формируют интерес и внимание к слову. Словарный запас детей пополняется словами, которые необходимы для успешного усвоения учебной программы, активной социализации ребёнка. Дети учатся понимать смысл используемых ими слов, активно вводить их в свою речь, что, естественно, развивает мышление, закрепляет упрочнение представлений и творческую способность комбинировать их.
Уроки развития речи, для детей с ОВЗ, должны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. На этих уроках дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, сочинять диалоги, монологи, составлять простые, а далее и сложные предложения. При систематических упражнениях у учащихся формируется умение составлять текст по плану, сочинять рассказы, писать изложения, сочинения. На таких уроках главное – это поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, учить подбирать синонимы и антонимы, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, знакомить учащихся с образными выражениями и фразеологическими оборотами, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения, эпитеты.
«Аналогия»
Учитель: Найдите аналогию между словами «Зима – снегирь = весна – ?» (грач).
Задание по группам:
1 группа – подберите однокоренные слова к слову «весна». Запишите и определите общий корень (весенний, веснушка, предвесенний; корень – весен, весн).
2 группа – подберите однокоренные слова к слову «грач». Запишите и определите общий корень (грачонок, грачиный, грачиха; корень – грач).
«По порядку». Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол. Задание по рядам.
1 ряд – пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).
2 ряд – свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).
3 ряд – тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).
«Расшифруй».
Перед вами рассказ. Прочитайте и определите, о каком времени года рассказывается в тексте (мнение учащихся).
Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели скворцы и грачи домики для пернатых певцов мастерят ребята.
Учитель: Запишите текст в тетрадь.
- Какого вида данный текст? (повествовательного вида).
- Сколько предложений в данном тексте? (4 предложения, чтение предложений).
- С какой ассоциацией можно сравнить число 4? (четырехугольник, лапы животного, колеса у машины, времена года, 4 четверть).
- Есть ли родственные слова в данном тексте? (мнение учащихся).
«Придумай родственников». К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом).
«Догадайся». По определению определите слово.
– Какое время года, находится между зимой и летом? – … (весна).
Физкультминутка
Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками)
И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте)
Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны)
«Родственники». Учитель называет пары слов. Если слова родственные –
учащиеся хлопают в ладоши, а если нет, то приседают.
Весна – весенний, лужа – лужайка, подснежник – снеговая, река – ручей,
поле – полюшко, почка – почтовая, скворец – скворечник, апрель – апрельский, куст – лист.
Закрепление материала «Я самый внимательный».
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, найдите и запишите в тетрадь признаки весны.
Без ежедневного контроля нельзя достигнуть хороших результатов. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, даю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями, провожу анализ выполненных работ, коррекционные, индивидуальные занятия по устранению недочетов в знаниях учащихся.
При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, плакатов с алгоритмами, схем-таблиц.
Постоянно провожу работу над развитием связной речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (учащиеся часто обращаются к словарям и в конце учебника, и к другой справочной литературе).
Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся выполняют задания на повторение на доске. Чаще всего, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности в своих способностях. Нужно, чтобы школьники через выполнение доступных им по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха для появления более сильной мотивации обучения.
В своей работе я применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Например, задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок развивают внимание ребят. Составление опорных конспектов, схем, памяток, выполнение творческих заданий позволяет развивать память, а подбор проверочных слов, правил к словам развивает мышление.
Для закрепления пройденного материала составляю задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся (зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи).
Уроки обобщения и систематизации знаний стараюсь проводить в виде дидактических игр («Найди окончание», «Убери лишнее слово», «Кто больше придумает слов из данного слова?»).
Уроки провожу с применением ИКТ, медиа-ресурсов.
Во время уроков использую различные приемы контроля: взаимопроверку, проверку по образцу, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.
При изучении каждой темы я составляю диагностическую таблицу для отслеживания знаний и умений учащихся, это позволяет выявить пробелы в знаниях, помогает в дальнейшей работе.
В начале изучения новой темы проверяется уровень усвоения предыдущей, выявленные недочеты темы отрабатываем на индивидуальных коррекционных занятиях.
Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.
Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении.
Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому, можно сделать вывод, что коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
- Подбор индивидуального подхода;
- предотвращение наступления утомления (физкультминутки);
- использование методов, при помощи которых можно максимально повысить познавательную деятельность детей;
- проявление педагогического такта (поощрение успехов детей, помощь ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности);
- обогащение детей знаниями по русскому языку при помощи развивающих игр, занимательного материала, наглядности.
Литература:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т.5. - С.291.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970.
4. "Дорога-это то, как ты идешь по ней..." Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов, 1996.
5. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) Дефектология. - 1996. - №5.
6. Изучение аномальных школьников Под ред. А.Д. Виноградова. - Л., 1981.
7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 98с.
8. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969. - 230с.
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1985.
11. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
12. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
13. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.
14. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: Межд. педагог. академия, 1995.
15. Битов, А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации / А. Л. Битов – М.: Правда, 2000. – 254 с.
16. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.deti.rian.ru/grani. – Дата обращения: 24.02.2014.
17. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заве-дений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 400 с.
Приложение 1
1 уровень А) Выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
Овощи, санки, воробьи, друзья, ворота, ежевика, шахматы, тетради, ягоды, шашки.
В) Составьте с ними предложения.
2 уровень А) Выпишите имена существительные, которые употребляются в единственном числе, затем имена существительные, которые употребляются во множественном числе.
Сахар, здоровье, творог, молоко, сливки, север, восток, детство, сметана, каникулы, дрожжи, молодость.
В) Составьте с ними словосочетания «прилагательное + существительное».
3 уровень А) Образуйте множественное число имен существительных.
Заяц, верблюд, обезьяна, стадо, пассажир, женщина, мужчина, море, очки, медаль, костюм, клещи.
В) Расставьте знак ударения.
С) Слово медаль просклонять по падежам.
Приложение 2.
Словарно-орфографическая работа.
В начале урока даётся слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом.
Провожу орфографические разминки.
Игра «Мягкий знак или твердый знак?».
Учитель называет слова. Если слово с твердым знаком, ученики поднимают правую руку, если с мягким – левую. Некоторые слова не содержат ни твердого, ни мягкого знаков, тогда и руки поднимать не надо. В отдельных словах есть оба знака – ученики поднимают обе руки.
Слова, вызвавшие затруднения, записать в тетради (сельдь, подъем, роскошь, мрачный, плащ, съешь, панцирь, фотосъемка, ладья, молодежь, изъян, объяснение, обезьяна, затишье, фальшь, стараться, прочь, мощность, пеночка, январский, разъехаться, отрежьте, лучший, пенальти).
Для самых слабых предлагается индивидуальная карточка, где дублируется
данное задание с пропущенными мягким и твердым знаком, которые они должны вставить.
Приложение 3.
На протяжении урока обязательно проводятся тематические физкультминутки:
1. «Угадай букву». Читаются слова на определённое правило, если пишется та или иная буква, то учащиеся встают, другие – сидят. Если ребёнок ошибается – произносит правило.
2. «Поймай мячик». Я называю слова, кто поймает мячик - произносит проверочное слово.
3. По теме «Лексика» изображение фразеологических оборотов, крылатых слов, остальные учащиеся отгадывают по очереди.
Для снятия физического и эмоционального напряжения применяю следующие упражнения:
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п., 3 – поворот головы налево; 4 - и. п.; 5 - голову наклонить вперед, 6 - и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультминутка для глаз (по материалам офтальмолога В.Ф.Базарного - специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз»).
Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали – вверх - вниз и вниз - вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева - направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
Активизвция познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обученя на уроках русского языка....
«Технология личностно-ориентированного обучения при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Раскрывается значение использования личностно-ориентированной технологии в развитии позгавательных возможностей учеников с ОВЗ на уроках русского языка и чтения.,...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...
Статья «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
В статье анализируются особенности применения наглядных, словесных и практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка....
Презентация «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
В презентации представлены основные понятия, схемы и иллюстрации к статье "Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка"...
«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»
В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии...
Обмен Опытом. Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
Обмен Опытом. Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка...