Статья
статья
"Нестандартный урок, как способ повышения мотивации студентов к изучению общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_urok.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ремизова Ольга Игорьевна,
преподаватель
ГБПОУ ВО « ЛАТТ»
г. Лиски
Научно-технический прогресс привел к изменению характера труда человека, а так же к требованиям, предъявляемым педагогическим работникам. Современные требования, предъявляемые к содержанию образования со стороны общества, производства, родителей и конкретной личности студента диктуют необходимость наполнения образования новым содержанием в инновационном режиме. Однако без осознанного интереса к получению новых знаний со стороны самого студента невозможно сформировать устойчивую теоретическую подготовку. Поэтому особую активность приобрели задачи развития мышления студентов, их умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к решению практических задач. Вопрос мотивации стоит на главной строке.
Нетрадиционный урок в корне отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения. Нетрадиционные формы обучения приближают обучение к жизни, реальной действительности. Студенты охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Такие уроки расширяют возможности преподавателя, сближают студентов, развивают их познавательный интерес. Но нетрадиционные уроки лишь дополняют обычный урок, оживляют его, привлекают обучающихся к активной работе и совершенствуют учебный процесс. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют большую цель: поднять интерес учащихся к учёбе, предмету и, тем самым повысить эффективность обучения. Я хотела бы остановиться на уроке – проекте.
В условиях СПО реализовать творческую работу непросто. Как правило, наши студенты - это категория бывших школьников, имеющих удовлетворительные знания по предметам, желающие избежать ЕГЭ, то есть подростки со слабыми фундаментальными знаниями. И лишь изредка в СПО оказываются студенты с высоким качеством знаний по каким-либо причинам (материальным или семейными т.д.) не имеющие возможности поступить в ВУЗЫ. Такие дети, как правило, быстро теряют интерес к учёбе и вливаются в общую массу «троечников » потому что, наблюдается малая конкурентность, что способствует снижению активность обучающихся в процессе обучения. Для повышения интереса к предмету я использую проектную деятельность и последующую презентацию своей работы перед студентами группы, что позволяет учащимся почувствовать необходимость своих исследований и свою значимость в процессе обучения. Студент почувствует цену своим знаниям, что подвергнет его к продолжению обучения.
Подросток, по сути своей является творцом, он ежедневно исследует окружающий мир, делает открытия о свойствах вещей, устройствах предметов и объектов живой природы. Только это может сформировать человека, как личность, обеспечить его самореализацию. Потребность познавать мир и его сущность заложена в нас природой, необходимо лишь способствовать этому желанию. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а тек же немалой силы воли. Так же немаловажными являются усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, наблюдательность, внимательность, терпение, настойчивость, целеустремленность и это лишь малая часть тех качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении. Как привить эти качества? Ведь громадность учебного материала, который нужно усвоить и запомнить, монотонность и однообразие занятий лишь отталкивает от желания погружаться в учение. Педагогу необходимо организовать учебную деятельность с опорой на желание, со связью с будущей профессией. Организовать исследовательскую деятельность, направленную на возможность самореализации учащихся. Проектная деятельность воспитывает такие значимые общечеловеческие ценности, как социальное партнерство, толерантность, диалог, чувство ответственности, самодисциплины, способности с самоорганизации, желание делать свою работу качественно. В образовательный потенциал проектной деятельности входит создание у обучающихся образа цельного знания и повышение мотивации к получению дополнительных знаний. Развивающий потенциал проектной деятельности заключает в себе исследовательские и творческие способности личности, способность к самоопределению и целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и время, навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. Проектная деятельность так же способствует формированию такой компетенции, как культура выбора (при выборе темы на исследовательскую деятельность).
Результатом такой работы для студента служит: приобретение новых знаний (в процессе исследования) одобрение товарищей, самоутверждение – для изменения статуса личности (при публичной презентации своей работы), осознание «нужности» в группе и для педагогического коллектива. В результате успешной реализации исследовательской работы обучающиеся будут способны осуществлять самостоятельно учебную деятельность, адаптироваться в социуме, осваивать образовательные программы с учетом склонностей, интересов и индивидуальных особенностей.
Нестандартные уроки – это всегда уроки- праздники, когда активны все студенты, каждый имеет возможность проявить себя, группа становится творческим коллективом. В условиях современных требований, педагогу необходимо применять нестандартные уроки в своей практике.
Литература:
1. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
2. Копылова В.В. Методика проектной работы. - М.: Просвещение, 2003.- C.45
3. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М. - 2000. - С.10-91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....