"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника".
статья
Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно- волевые качества, развивает чувства и эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Введение.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и духовного воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
«Сказка пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка». В. А. Сухомлинский
Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.
Актуальность данной темы вижу в следующем, а именно: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении ребёнка, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Цель: сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку. Воспитать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи:1. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.2. Познакомить детей со сказками в рамках их возраста.
Методы и приёмы работы со сказкой.
1.Словесные.
Приёмы: чтение, беседа, пересказ, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей
2.Практические.
Приёмы: игра драматизация, театрализованные игры, речевые игры и упражнения, инсценировка, рисунок.
3.Наглядные.
Приёмы: рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, работа с мнемотаблицами, выставки.
Работу по ознакомлению детей со сказками я провожу поэтапно.
Основные этапы работы со сказкой.
1.Подготовка к сказке. На первом этапе проводится подготовительная работа, знакомство с главными героями. Активно используется наглядный материал: иллюстрации, игрушки. Вся эта работа в дальнейшем помогает лучшему усвоению содержания сказки
2.Знакомство со сказкой.
Перед началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их на прослушивание. Вся эта работа поможет сконцентрировать внимание детей.
3.Беседа по сказке.
После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.
4.Рассуждаем по сказке. Разнообразные задания и виды деятельности должны способствовать более полному проникновению в содержание сказки и решать некоторые образовательные задачи.
- задания на воспитание добрых чувств
- речевые игры и упражнения по сказке
- театрализованные игры
5.Повторение сказки. В работе используется наглядный материал, словесные дидактические игры: «Начни сказку», «продолжи сказку», «Закончи сказку» и т.д.
Работая со сказками, соблюдая данные этапы происходит более качественное запоминание и знание сказки, что позволяет впоследствии использовать данные знания в разных формах работы.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, духовного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества
Духовно-нравственное воспитание в сказке: выяснения главного смысла сказки (чему учит? На что нацеливает?).
Если рассмотреть несколько сказок, то мы увидим, что…
Сказка «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце. Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.
Сказка «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях. В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.
Сказка «Гадкий утенок». В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них. Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек. История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее.
Сказка «Бременские музыканты» учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации. В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах. В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника. Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.
Сказка «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким. Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.
Сказка «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
Сказка «Дюймовочка» учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он. Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим.
Сказка «Аленький цветочек» учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее. Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила. Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.
Сказка 12 месяцев— светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой. Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.
Сказка «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди. История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение. Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя,ктостарше,актоглавнее.
Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.
Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации.
Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов.
Заключение.
В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Формируя нравственные представления у ребёнка в младшем школьном возрасте мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.
По словам философа и педагога И. А.Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».
Список литературы:
1.Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности»
2.О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
3.В.А. Сухомлинский «О воспитании»
4.Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год
5.К.Д. Ушинский «Правила воспитания личности ребенка»
6.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"
Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....
Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками
Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...
Педагогический опыт по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опыт работы педагога по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»....
Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"
Приложения к опыту работы по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания для дошкольников"...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...
Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для родителей....