Аспекты гражданско-патриотического воспитания
статья
В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма, формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований. Важно отметить, что такое обеспечение, предполагает, наряду с другими направлениями деятельности, целенаправленную работу государственных и общественных организаций, образовательных и культурных учреждений, всего научного и педагогического сообщества, законодательной и исполнительной власти на местах по исследованию и конструированию условий, обеспечивающих воспитание патриотизма и гражданственности россиян. Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбу государства и гражданского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_formirovaniya_patriotizma_belyh_v._a.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Аспекты
гражданско-патриотического воспитания
Составил: Белых В. А.,
учитель трудового обучения
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
(Булат Окуджава)
В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма, формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований. Важно отметить, что такое обеспечение, предполагает, наряду с другими направлениями деятельности, целенаправленную работу государственных и общественных организаций, образовательных и культурных учреждений, всего научного и педагогического сообщества, законодательной и исполнительной власти на местах по исследованию и конструированию условий, обеспечивающих воспитание патриотизма и гражданственности россиян. Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбу государства и гражданского общества.
В различных монографических исследованиях отмечается стремление авторов дать определение патриотизма с обще - философских позиций. П.М. Рогачев и М.А. Свердлин дают следующее определение патриотизма «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества ... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть прежде всего высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех».
Немного шире рассматривает патриотизм Н.И. Губанов. Отмечая, что патриотизм — это служение людей Родине, он подчеркивает, что «в нем различаются духовное содержание — патриотические чувства и идеи — и проникнутые этими чувствами и идеями действия, поступки людей. Подлинный патриотизм есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам». На это же указывает А.В. Русецкий: «Представляя сложное структурное образование, патриотизм в конечном счете как бы разделяется на две подсистемы: эмоционально-психологическую (чувство любви к Родине, гордость за нее и т.д.) и рационально-идеологическую (осознание идей, действий, направленных на укрепление Отечества и т.д.)».
С психологических позиций патриотизм - это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые стремятся приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, национальной культуры.
Сложную психологическую природу патриотизма как ценностно-мотивационного образования можно рассматривать в целостном аспекте ее трех составляющих:
- Патриотизм как мотивация активной деятельности, направленной на общее социальное благо.
2. Патриотизм как показатель высокой социальной компетентности личности, выражающейся в чувстве сопричастности к народу своей страны.
3. Патриотизм – ценностный психологический конструкт, являющийся критерием успешной социализации личности.
Выделение в структуре личности интеллектуального, эмоционального, волевого, действенно-практического аспектов дает основание для рассмотрения гражданско-патриотического воспитания с позиции формирования национального сознания, развития эмоционально-мотивационной сферы, волевых практических действий.
Интеллектуальная сторона воспитания гражданственности и патриотизма связана с ориентацией личности на нравственно-правовые ценности. К таким ценностям следует отнести: долг, обязанность, верность слову, порядочность, преданность социальным институтам, руководство социальными принципами в поведении и отношениях, законопослушание. Все ценности имеют непосредственный выход на удовлетворение потребностей гражданина-патриота. Содержательная сторона воспитания гражданственности и патриотизма выступает в форме информации, установки, ценностных ориентаций и убеждений личности. Убеждения в интеллектуальной сфере выполняют интегративную функцию, консолидируют информацию и эмоциональные отношения, а вместе с этим патриотизм и гражданственность.
Эмоционально-волевой компонент – один из важнейших факторов, обеспечивающий единство и взаимосвязь гражданственности и патриотизма. Нравственные чувства выступают как переживания личности, исходя из ее отношений к действительности, к социуму, коллективу, его членам, к себе, государственным институтам, выполняющим функции регулятора взаимодействия. Следовательно, эмоционально-волевой компонент имеет непосредственный выход на гражданственность и патриотизм.
Рассмотрим группу людей, поселившуюся на любой географической территории. Люди обрабатывают землю, строят дома, налаживают торговлю и создают первичную инфраструктуру. Что делает их народом, что способствует возникновению чувства патриотизма по отношению к занимаемой территории?
1 фактор культурологический. Люди, родившиеся и воспитанные в определенной этнической общности, проще воспринимают смежные и похожие на них культуры. То есть северным народностям и африканским племенам найти «общий язык» значительно сложнее, чем к примеру между группами славянских народов. Негативным примером данного механизма является «землячество» в армии, где члены группы объединяются самопроизвольно по этническому или территориальному фактору.
Затем следует рассмотреть территориальный фактор объединения. Свою территорию нужно беречь и охранять. Следует сделать людей, проживающих на данной территории наиболее сплоченным народом. Для этого нужно выделить народ, обособить его от других народов. Сделать «Мы» и «Они».
Для того чтобы сделать «Мы» сплоченнее можно:
1. Найти чем «Мы» лучше чем «Они». Тогда у членов «Мы» появляется повод для гордости за свою группу. Это могут быть достижения абсолютно в любых областях человеческой жизни, например экономике, науке, спорте (количество премий, конкурсов, медалей).
2. Найти врагов «Мы». Если у группы есть враг «Плохие Они», группа чувствует угрозу и становится более сплоченной для защиты себя и своей целостности. Тут так же уместен принцип «против кого дружить будем…»
3. Выделить внутренние ритуалы и правила «Мы». Для поддержания группы «Мы» необходимо чтобы ее члены придерживались определенных правил существования в данной группе. Члены группы «Мы» могут уйти в группу «Они» и это может плохо отразиться на целостности группы.
4. Выделить группу внутри «Мы» следящую за соблюдением внутренних правил и обладающую функциями следить за выполнением их, наказывать за нарушения и устанавливать новые правила. Внутренняя группа является своеобразным эталоном поведения для других участников.
В группе факторов, следует рассмотреть еще один, назовем его «энергетический». В него входит энергия группы как совокупность энергии каждого человека. «Молодые» группы имеют равную энергетику с «давно существующими», но разную по качеству. «Молодой» народ придерживается чаще более агрессивной политики, в нем рождается большее количество новых граждан. «Молодой» народ занимает территорию не только географическую, и очень часто использует насилие как метод становления. «Давно существующий» народ за счет накопленного энергетического потенциала, силы, знаний способен реагировать на изменения в окружающем мире более качественно, исходя из многовековых традиций. Таким образом? энергетический потенциал народов уравнивается.
Гражданственность.
В условиях социально-экономических и политических изменений переломного характера, происходящих в стране, гражданственность как одно из важнейших слагаемых духовного мира личности становится основой социальности. Гражданственность не имеет жестких связей с социальным статусом, умственным развитием, ролевыми позициями личности или приверженностью человека к той или иной идеологии.
В науке к настоящему времени не представлена гражданственность как психическое явление. Это обусловлено несколькими факторами: широтой проблематики, противоречиями между обществом и государством, стремлением ученых рассматривать явление гражданственности в большей степени как правовое, политическое. В то же время, существующие исследования позволяют сделать вывод, что гражданственность может проявляться и рассматриваться как:
- цели и ценности личности относительно государства и общества;
- система личностной активности относительно государства и общества;
- система отношений и направленности личности.
Мера освоения и интериоризации таких знаний, развитие способностей быть гражданином, желание исполнять гражданский долг - являются важным критерием и показателем адаптивности личности. Период становления человека как специалиста, совпадает с этапом его активной социализации как гражданина, объекта и субъекта политической жизни. Такую социализацию можно рассматривать как формирующуюся гражданственность, под которой следует понимать интегративную целостность и включенность в отражение социальной реальности нескольких сфер личности:
- познавательной;
- нравственной;
- волевой;
- эмоциональной.
Познавательная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности. В связи с гражданственностью познание предполагает необходимость воспринимать, осмысливать процессы, протекающие в обществе и государстве, определять причинно-следственные связи.
Нравственная сфера рассматривается здесь как степень гармонизации сочетания в сознании личности собственных интересов, а также интересов общества и государства, проявляющихся в поведении и жизнедеятельности. Проблема нравственного или безнравственного во взаимодействии личности, общества и государства является актуальной сразу для нескольких наук: социологии, этики, философии, психологии и педагогики. Исходными элементами нравственности гражданина являются:
- сформированная (интериоризированная) система отношений человека к гражданскому обществу и государству;
- реализация системы сформированных гражданских отношений в поведении и жизнедеятельности.
В ситуации выбора интериоризированные гражданские нормы и отношения позволяют личности возвыситься над ситуацией и реализовывать свои интересы в согласии с интересами общества и государства.
Волевая сфера личности предполагает способность прилагать волевые усилия для мобилизации себя и/или других на реализацию существующих гражданских норм, прав и обязанностей, саморегуляцию в соответствии с существующими гражданскими нормами собственного поведения и жизнедеятельности.
Эмоциональная сфера личности обеспечивает эмоциональную пристрастность (небезразличность), вовлеченность относительно интересов государства и общества.
Все названные сферы личности (компоненты личностной структуры) составляют основу гражданственности личности. Они не только самостоятельные сферы личности в структуре ее гражданственности, но и тесно взаимосвязаны. Отсутствие гражданских знаний и специальной подготовки человека к жизни в условиях государственности и гражданского общества чревато снижением гражданского, социального и правового самосознания, притуплением исторической памяти, пассивностью гражданского поведения.
Акцентуация познавательной сферы: личность проявляет интерес к истории государства и общества, к событиям, происходящим в стране и обществе; исследует общественные явления прошлого, настоящего и будущего страны, правовые и социальные нормы, регламентирующие жизнедеятельность государства и общества.
Акцентуация нравственной сферы: личность ориентирована на идеал взаимоотношений общества и государства, стремится урегулировать возникающие противоречия, декларируя и реализуя в поведении гражданские и общечеловеческие ценности, гражданские нормы в существующих условиях государственной жизни.
Акцентуация волевой сферы: личность отстаивает и проводит в жизнь решения государственного и общественного значения, добивается выполнения принимаемых решений по вопросам государственного строительства и социальной политики, реализует в поведении общественно и государственно-ориентированные установки.
Акцентуация эмоциональной сферы: личность эмоционально пристрастна к событиям в обществе и государстве, испытывает возвышенные чувства относительно страны проживания, ее символов, граждан, проявляет выраженные эмоциональные реакции на события государственного и общественного значения.
Какие можно предложить темы сочинений, для выявления представлений о патриотизме. Содержание вопросов должно быть направлено на раскрытие таких понятий, как долг, осознанность, ответственность, гордость за свой народ:
• «Я горжусь своей Родиной, потому что…» (напишите, гордитесь или не гордитесь и за что)
• «Я люблю свою Родину за то, что…» (малую или большую и за что)
• «Уважаю свой народ за то, что…»
• «Верю в процветание своей Родины, потому что…» (какой хотел бы видеть свою Родину)
• «Я сегодня помогаю процветанию своей Родины тем, что…» (конкретные примеры)
• «Я несу ответственность за свои поступки перед другими таким образом, что совершаю…» (конкретные примеры – за какие и почему)
• «Я горжусь собой как гражданином потому, что обладаю такими качествами, как …» (за какие свои качества, достоинства)
• «Я свободный гражданин своего Отечества, потому что…»
Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
– любовь к Родине;
– осознание трудностей, недостатков в обществе;
– готовность к самоотдаче;
– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
– чувство национальной гордости;
– отсутствие национализма и космополитизма;
– интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
1 балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
«Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека»
Эдлай Стивенсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой аспект гражданско-патриотического воспитания
Данная работа представлена в виде презентации по правовому аспекту...
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПРАКТИКУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
внедрение гто в образовательные учреждения...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»
Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...