Развитие познавательной активности на основе здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
статья

Базарова Гэлэгма Будаевна

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности на основе здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: педагогические технологии, познавательный интерес, творческая самостоятельность, здоровьесберегающие технологии, мотивация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Развивая иноязычную коммуникативную компетенцию, учителя иностранного языка изменяют подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Современные педагогические технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей способствуют повышению качества образовательного процесса.

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся приобретает большое значение. Это происходит благодаря высоким темпам развития и совершенствования науки и техники, потребностям общества в образованных людях. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к получению знаний и учебной деятельности. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает ещё

одним важным достоинством – носит индивидуальный характер. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков.

Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Всё это существенно повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию его изучения. Мотивация – важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы, о необходимости развития познавательной активности и творческой самостоятельности на основе здоровьесберегающих технологий. Считаем, что именно повышение мотивации способствует формированию коммуникативной компетенции. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Основными предпосылками, обеспечивающими успех решения проблемы интереса в повседневной практике методисты называют: творческое применение каждым учителем принципов и методов обучения и воспитания; овладение искусством пробуждения и развития интереса к знаниям, создания ситуаций интересов, ожидания и т.д.; творческий микроклимат в педагогическом коллективе. Эффект взаимодействия всех условий и предпосылок определяется прежде всего тем, насколько успешно овладел преподаватель немецкого языка методами творческой деятельности. В Государственном стандарте общего образования говорится об ориентированности содержания обучения на развитие мотивации учеников к изучению предмета «иностранный язык». Мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. По мнению Н. Д. Гальсковой, выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов: статусом иностранного языка в мире, престижностью иностранного языка как средства общения; личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка. А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет функциональные отклонения. На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. При разработке здоровьесберегающих технологий опирается на приоритетные направления деятельности учреждения. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового

образа жизни (оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,); привитие детям элементарных гигиенических навыков, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,); спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии; а также в работе с семьей. Теоретической базой опыта явились исследования   Д.Б.   Эльконина   и В.В. Давыдова – технология развивающего обучения, В.Ф. Базарного – технология здоровьесберегающего пространства, технология психологи- ческого сопровождения М.Ю. Громова и Н. К. Смирнова. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Технологии, используемые в работе:

  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • ИКТ;
  • здоровьесберегающие технологии. Методы:
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • проблемное изложение;
  • поисковый;
  • метод проекта.

Формы работы:

  • общеклассная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная. Средства деятельности:
  • словари и энциклопедии;
  • технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
  • раздаточный и дидактический материал;
  • печатные пособия;
  • мультимедийные презентации.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья     школьников.     По     словам     профессора     Н.К.     Смирнова,

«здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести

ущерб здоровью учащихся». «Не навреди!», – Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся- Комплексный, междисциплинарный подход – Успех порождает успех – Активность – Ответственность за свое здоровье.В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.-Снятие эмоционального напряжения.-Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и

«технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся. Принципыздоровье-сберегающих технологий: Общеметодические – это основные положения, определяющие содержание, организованные формы методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип сознательной активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к

познавательной деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применению педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения. Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии). Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения. Целевая мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания, поэтому рекомендуется, чтобы ученик сам формулировал цель урока, его задачи и пути решения этих задач. Мотивация успеха. Для формирования положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят: игровые приёмы предъявления изучаемого материала (основной и наиболее эффективный способ формирования положительной мотивации у младших школьников)конкурсы и олимпиады по предмету; внеурочная работа по иностранному языку; нестандартные формы проведения уроков; использование коллективных форм учебной работы; использование компьютерных технологий, организация дифференцированного и индивидуального подхода, создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.

  1. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
  2. Шапцева, Н.Н. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / Н.Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С.62.
  4. Соколова, О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс] / О.А Соколова. – Режим доступа: http://www.shkolnymir.info
  5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...