Методический семинар по теме "Опыт использования метода групповой пазл, метод мозаики (нем. Gruppenpuzzle, англ. Jigsaw technique) на уроках географии и биологии"
презентация к уроку

Чепурной Алексей Дмитриевич

Материалы методического семинара по теме "Опыт использования метода групповой пазл, метод мозаики (нем. Gruppenpuzzle, англ. Jigsaw technique) на уроках географии и биологии"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГРУППОВОЙ ПАЗЛ, МЕТОД МОЗАИКИ (НЕМ. GRUPPENPUZZLE, АНГЛ. JIGSAW TECHNIQUE) НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ Чепурной А.Д., учитель биологии, географии и химии МБОУ «Тальжинская ООШ» Педагогический стаж 8 лет, высшая квалификационная категория Новокузнецкий муниципальный район, 2021

Слайд 2

ТЕХНИКА «ГРУППОВОЙ ПАЗЛ»

Слайд 3

ПРОБЛЕМА С проблемой недостаточной мотивации учащихся к предмету или к образовательной деятельности в целом сталкивается большинство учителей. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости по предмету, обучение становиться для ребенка в тягость, он испытывает нервное напряжение и дискомфорт на уроках, появляются конфликты с учителями и сверстниками. Следствием низкой мотивации является низкая успеваемость.

Слайд 4

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - Повышение уровня мотивации обучающихся к предмету и образовательной деятельности в целом посредством применения метода Jigsaw (групповой пазл). Познакомить обучающихся с методом групповой мозаики; Научить работать в команде и достигать общей цели. Создать комплект тематических пазлов по биологии для 5 класса ЗАДАЧИ -

Слайд 5

ИДЕЯ МЕТОДА JIGSAW ПРИНАДЛЕЖИТ АМЕРИКАНСКОМУ ПРОФЕССОРУ ЭЛЛИОТУ АРОНСОНУ

Слайд 6

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МЕТОДА Учитель делит класс на группы, а задания — на части, которые дети должны собрать вместе как головоломку. В ходе такой работы возникает позитивная взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга и коллективная ответственность за выполняемую работу.

Слайд 7

Помимо того, что техника «Групповой пазл» является эффективным способом изучения материала, сам процесс складывания пазла поощряет активное слушание, участие и сопереживание, предоставляет всем членам группы значимые роли в учебной деятельности.

Слайд 8

ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКТА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАЗЛОВ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА»

Слайд 9

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Слайд 10

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Слайд 11

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Слайд 12

КТО БЫСТРЕЕ?

Слайд 13

РАЗНЫЕ ВИДЫ ПАЗЛОВ

Слайд 14

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Слайд 15

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА 1. Аронсон, Э. Сотрудничество на занятиях. Метод мозаики/ Э. Аронсон. -Нью-Йорк: Лонгман. 1997. 157 с. 2. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии / Е.Н. Гуляков. –М. Дрофа, 2006. 193с. 3. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве и на уроках. Учебное пособие./ Н.Е. Щуркова. -М.: Юрайт, 2019. 168 с. 4. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. –М. : 2010. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М. : Просвещение, 2016. 6. Официальный портал Эллиота Аронсона «Метод Jigsaw : [ Электронный ресурс ] . https://www.jigsaw.org/



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Чепурной А.Д.,

учитель биологии,

МБОУ «Тальжинская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

"Опыт использования метода групповой пазл,

метод мозаики (нем. Gruppenpuzzle, англ. Jigsaw technique)

 на уроках географии и биологии"

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

С проблемой недостаточной мотивации учащихся к предмету или к образовательной деятельности в целом сталкивается большинство учителей. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости по предмету, обучение становиться для ребенка в тягость, он испытывает нервное напряжение и дискомфорт на уроках, появляются конфликты с учителями и сверстниками. Следствием низкой мотивации является низкая успеваемость.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - повышение уровня мотивации обучающихся к предмету и образовательной деятельности в целом посредством применения метода Jigsaw (групповой пазл).

 ЗАДАЧИ -

познакомить обучающихся с методом групповой мозаики;

научить работать в команде и достигать общей цели.

 создать комплект тематических пазлов по биологии для 5 класса

Идея метода jigsaw принадлежит американскому профессору Эллиоту Аронсону.

Основная идея метода

Учитель делит класс на группы, а задания — на части, которые дети должны собрать вместе как головоломку. В ходе такой работы возникает позитивная взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга и коллективная ответственность за выполняемую работу.

Эта техника — эффективный способ изучить материал. Что еще более важно, процесс складывания пазла (головоломки) поощряет активное слушание, участие и сопереживание, предоставляя каждому члену группы существенную роль в учебной деятельности.

Для педагогов эта техника имеет несколько существенных преимуществ:

Она достаточно проста в освоении как для учителя, так и для учеников.

Она похожа на игру, что существенно повышает вовлеченность учеников.

Ее можно использовать вместе с другими педагогическими технологиями.

Технику можно применять, даже если у вас есть всего одно занятие.

Она не требует материальных затрат.

Структура метода:

Десять шагов

Шаг первый: разделите учеников на группы по 5-6 человек

Группы должны быть разнообразными и максимально равными по возможностям. Сильные ученики не должны все быть в одной группе, как и слабые.

Кстати, этот же простой метод можно использовать и для выявления социальных связей в классе. Учитель просто предлагает ученикам поделиться самим и наблюдает за процессом. Таким образом можно понять, кто с кем дружит, кто остается вне групп, как проявляют себя разные участники в ходе коллективной работы.

Шаг второй: в каждой группе назначьте одного лидера

Здесь тоже можно поступить по-разному: не всегда стоит выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива. Смотрите за тем, как себя проявят и другие.

Шаг третий: разделите урок на 5-6 сегментов

Разумеется, это не строгое число. В первую очередь выясните, сколько кусочков будет в вашей головоломке.

Шаг пятый: дайте ученикам время на то, чтобы прочитать каждый сегмент дважды

Помните, что ученикам не нужно запоминать или «зубрить» эту информацию. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим.

Шаг шестой: сформируйте временные «экспертные группы» учеников из каждой группы

После того, как материал усвоен, формируются временные «экспертные» группы из учеников разных групп. Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Таким образом происходит обмен мнениями, ученики углубляют свои познания по всей заданной теме.

Шаг седьмой: верните учеников в первоначальные группы

На этом этапе они должны обменяться новой информацией друг с другом. Так как каждый из них «эксперт» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему.

Шаг восьмой: поощряйте учеников задавать друг другу вопросы

Вопросы очень желательны, потому что в этом случае обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство и закрывают пробелы в своих знаниях.

Шаг девятый: переходите от группы к группе, наблюдая за процессом

Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, ученик слишком доминирует или подрывает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло. Или можете поручить лидеру группы следить за порядком, выделяя для все одинаковое количество времени.

Шаг десятый: проведите тестирование, а лучше — викторину

Помните, что учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью. Придумайте викторину, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру. Примените принципы геймификации.

Чтобы  улучшить полученные результаты, повысить показатели мотивации к учебной деятельности, я предложил детям реализовать проект «Книга пазлов по биологии», в ходе которого ребята, работая в группах, попробуют самостоятельно разработать тематические пазлы, что позволит формировать и развивать у обучающихся все виды универсальных учебных действий.

Цель проекта – создать комплект тематических пазлов по биологии для 5 класса;

Задачи:

повторить пройденные темы по курсу биологии;

научится создавать и конструировать пазлы;

повысить уровень мотивации к учебной деятельности;

Организация работы над проектом проходила в 3 этапа:

Подготовительный этап.

Практический этап.

Завершающий этап.

Участниками проекта являлись:

Исследователи

Художники-иллюстраторы

Оформители

Проведя входную диагностику мотивации к учебной деятельности, мы получили следующие результаты:

Низкий – 13%;

Средний – 69%;

Высокий – 18%;

При повторном диагностическом тестировании следует отметить положительную динамику мотивации обучающихся:

Низкий уровень – 9%;

Средний уровень – 69%;

Высокий уровень – 22%;

        Подводя промежуточные итоги работы над проектом «Книга пазлов по биологии» стоит отметить, что во время выполнения проекта у детей проявлялся высокий интерес к обучению. Дальнейшая учебная деятельность показала, что работа с применением метода jigsaw стала более продуктивной: учащиеся лучше стали понимать содержание материала, повысился уровень обученности, совершенствовались навыки работы в группе, повысился уровень сформированности универсальных учебных действий. Всё это позволило повысить показатели качества обучения, что позволяет оценить данный опыт как положительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

Методический семинар по теме "Опорные схемы на уроках географии и биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов"

Эффективным инструментом, который может помочь педагогу совершить переход на новые стандарты будет систематическое использование приемов  интерпретации учебных текстов в виде опорных схем....

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...