Выступление на МО "Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся".
учебно-методический материал

Выступление на МО "Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.

Понятие «коммуникативность» рассматривается в педагогике, психологии, психолингвистике, методиках преподавания, но трактуется в каждой науке по-разному. Я взяла за основу определение из психолингвистики, которое сформировали (Алексей Алексеевич Леонтьев, Ирина Алексеевна Зимняя) они рассматривают коммуникативную деятельность, как деятельность общения, и указывают, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:

  1. Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
  2. Уметь грамотно спланировать свою речь;
  3. Выбрать содержание общения;
  4. Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.

Формирование коммуникативных умений у обучающихся – одна из важнейших проблем современного преподавания. Она волнует сегодня не только педагогов, но и политиков, и писателей, и психологов.

   Изменения материальных условий жизни, условий образования, распространение интернета и других средств массовой коммуникации (мессенджеры, соцсети и т.д.) все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека.

Я выделила основные проблемы, с которыми чаще всего сталкивается воспитатель при работе с группой:

Проблемы:

  1. Проблемы, существующие в общении между субъектами группы.
  2. Безнравственность и бездуховность, проявляющаяся в обществе.
  3. Низкая учебная мотивация.
  4. Желание видеть детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми личностями. (Проблема-запрос).

Любая деятельность достигает цели и дает наилучшие результаты при условии, если она проводиться в определенной системе. Система подразумевает выработку некоего плана согласно с проблемами в группе, постановкой цели, способами их достижения, видами деятельности (методами) и прогнозируемыми результатами.

Цель:

Сформировать личность, обладающую коммуникативным потенциалом - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации; активная жизненная позиция.

Как же нам всего этого достичь?

Задачи:

      1. Организация работы по развитию коммуникативной культуры обучающихся и их родителей;

      2. Создание условий для творческого самовыражения личности подростка, педагогическая поддержка творческих устремлений и действий личности обучающихся;

      3. Применение эффективных способов по сплочению группового коллектива, созданию дружелюбной атмосферы, хорошего психологического климата в группе.

Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что особое внимание в работе воспитателя следует уделять организации общения в группе.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ «ОБЩЕНИЕ».

В педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся использую методы, воздействующие на сознание (рассказ, беседа, лекция, диспут) и методы, воздействующие на эмоциональную сферу обучающихся (игра, соревнование, проблемно-поисковые ситуации, самопрезентация, создание ситуации успеха), сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные формы воздействия словом.

Признавая значимость словесных методов в процессе воспитания, не стоит забывать о том, какой вред таит в себе гипертрофия этих методов, и вводить игровые моменты.

Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Основные приемы и типы упражнений формирующих коммуникативную функцию, формируют коммуникативный потенциал:

  1. Ролевые игры и экскурсии (накопление материала)
  2. Рисование картин, ведение записей и дневников (летопись группы, правила группы).
  3. Создание сюжетов используя воображение/написание сценариев (не просто заучивание текста выступления)
  4. Выбор жанра на устных докладах – телепередача, выступление по радио. (Элемент игры, задача - реклама)
  5. Восприятие речи собеседником и обратная связь.
  6. Вопросы-ловушки (дети доказывают, что вопрос не имеет ответа). Диалоги поощряющие размышления и развитие своей точки зрения.
  7. Контрвопрос (подразумевающий встречный или уточняющий вопросы).
  8. Конфликтный диалог (тактичное несогласие с мнением оппонента, доказательное отношение к мнению другого.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого....

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.Если в других предметах при отборе содержания из арсен...