Выступление на МО "Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся".
учебно-методический материал
Выступление на МО "Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.
Понятие «коммуникативность» рассматривается в педагогике, психологии, психолингвистике, методиках преподавания, но трактуется в каждой науке по-разному. Я взяла за основу определение из психолингвистики, которое сформировали (Алексей Алексеевич Леонтьев, Ирина Алексеевна Зимняя) они рассматривают коммуникативную деятельность, как деятельность общения, и указывают, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:
- Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
- Уметь грамотно спланировать свою речь;
- Выбрать содержание общения;
- Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Формирование коммуникативных умений у обучающихся – одна из важнейших проблем современного преподавания. Она волнует сегодня не только педагогов, но и политиков, и писателей, и психологов.
Изменения материальных условий жизни, условий образования, распространение интернета и других средств массовой коммуникации (мессенджеры, соцсети и т.д.) все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека.
Я выделила основные проблемы, с которыми чаще всего сталкивается воспитатель при работе с группой:
Проблемы:
- Проблемы, существующие в общении между субъектами группы.
- Безнравственность и бездуховность, проявляющаяся в обществе.
- Низкая учебная мотивация.
- Желание видеть детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми личностями. (Проблема-запрос).
Любая деятельность достигает цели и дает наилучшие результаты при условии, если она проводиться в определенной системе. Система подразумевает выработку некоего плана согласно с проблемами в группе, постановкой цели, способами их достижения, видами деятельности (методами) и прогнозируемыми результатами.
Цель:
Сформировать личность, обладающую коммуникативным потенциалом - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации; активная жизненная позиция.
Как же нам всего этого достичь?
Задачи:
1. Организация работы по развитию коммуникативной культуры обучающихся и их родителей;
2. Создание условий для творческого самовыражения личности подростка, педагогическая поддержка творческих устремлений и действий личности обучающихся;
3. Применение эффективных способов по сплочению группового коллектива, созданию дружелюбной атмосферы, хорошего психологического климата в группе.
Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что особое внимание в работе воспитателя следует уделять организации общения в группе.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ «ОБЩЕНИЕ».
В педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся использую методы, воздействующие на сознание (рассказ, беседа, лекция, диспут) и методы, воздействующие на эмоциональную сферу обучающихся (игра, соревнование, проблемно-поисковые ситуации, самопрезентация, создание ситуации успеха), сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные формы воздействия словом.
Признавая значимость словесных методов в процессе воспитания, не стоит забывать о том, какой вред таит в себе гипертрофия этих методов, и вводить игровые моменты.
Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Основные приемы и типы упражнений формирующих коммуникативную функцию, формируют коммуникативный потенциал:
- Ролевые игры и экскурсии (накопление материала)
- Рисование картин, ведение записей и дневников (летопись группы, правила группы).
- Создание сюжетов используя воображение/написание сценариев (не просто заучивание текста выступления)
- Выбор жанра на устных докладах – телепередача, выступление по радио. (Элемент игры, задача - реклама)
- Восприятие речи собеседником и обратная связь.
- Вопросы-ловушки (дети доказывают, что вопрос не имеет ответа). Диалоги поощряющие размышления и развитие своей точки зрения.
- Контрвопрос (подразумевающий встречный или уточняющий вопросы).
- Конфликтный диалог (тактичное несогласие с мнением оппонента, доказательное отношение к мнению другого.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого....
Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...
Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.
Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.Если в других предметах при отборе содержания из арсен...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».
Выступление на педагогическом совете...
- Мне нравится (1)