мастер-класс по применению приёмов технологии критического мышления
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приём “ Удивляй! ” Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Такие буквы нелегко произнести, Преграда — зубы и язык на их пути. Их в алфавите 20 штук. Они все разные, А называются ...
Приём “Да-нет”. Универсальный приём технологии способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Пример: -Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и буквы? Да - Звуки делятся на три группы: гласные, согласные и ударные? нет - Согласные звуки состоят только из голоса? нет -В русском языке 6 гласных звуков? Да
Приём “Я беру тебя с собой» Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках. Например, весна, юла, папа и … - сущ 1 скл
Приём “Шаг за шагом”. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, глаголы-исключения.
Приём «Жокей и лошадь» Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта «игрушка» применима даже на уроках изучения нового материала.
Приём “Развивающий канон” Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Пример. Береза – дерево = стихотворение - ? По – предлог = звуки речи - ?
Приём “Ложная альтернатива” Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Пример. Слово «часы» пишется как «чесы» или «чисы»? Слово «луг» пишется как «лук» или «лух»?
Приём «Толстый и тонкий вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Приём « Лови ошибку!» Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трещат от заморосков.
Приём Пинг-понг «Имя – Значение» Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует умения: для заданного конкретного объекта выделять имена признаков; определять значения признаков объекта по заданному имени признака. Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением. Например, имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопрос и т.д.
Приём «Шесть шляп» Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует: умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Пример. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Приём “Рюкзак” Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился составлять план текста я разобрался в такой-то теме я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СУЩ. Ж.Р. С ШИП. НА КОНЦЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК ГЛАГОЛ ΙΙ СКЛ. С ЛИЧ. ОКОНЧАНИЕМ ЗАПОМНИТЬ ЗНАТЬ ПРАВИЛО В КОНЦЕ ПЕРЕД БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И. ЗНАТЬ ПРАВИЛО ОРФОГ-РАММЫ УЧАТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО
Приём «Ассоциация»
Приём «Самоанализ»
ИКТ-компетентность
Спасибо за внимание!
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В.А.Сухомлинский
Наши достижения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы технологии критического мышления
Некоторая систематизация приёмов технологии критического мышления, используемых на разных этапах урока....
Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.
Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему : « Авторская оценка в художественном описании. Средства её художественной выразительности» с использованием приёмов технологии критического мышления и ИКТ технологий.
Постановка цели урока: сегодня мы попытаемся заглянуть в тайны созданияхудожественной и поэтической речи, посмотрим и увидим , г...
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с опорой на приёмы технологии критического мышления на уроках русского языка и во внеурочное время.
Обобщение и распространение педагогического опыта на МО муниципального уровня...
Методы и приёмы технологии критического мышления
Методы и приёмы технологии критического мышления, позволяющие провести работу над прочитанным текстом....
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...