Методические рекомендации
методическая разработка
Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_domashnego_zadaniya.docx | 17.77 КБ |
kak_sostavit_plan.docx | 16.74 КБ |
pismennye_raboty_i_tetradi_po_matematike_vvedenie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учителя
к организации домашних заданий.
Общие положения.
1.1. Положение о домашнем задании определяет основные требования к организации домашней работы обучающихся в рамках освоения ими основных образовательных программ, регламентирует цели, задачи, типы и объём домашних заданий по предметам.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
¾ Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»,
¾ СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.30. о нормировании объема домашнего задания),
¾ Уставом школы.
1.3.Домашнее задание - составная часть образовательной деятельности, направленная на повышение качества образования.
1.4.Цель и задачи домашнего задания – формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.
1.5.Задачи домашнего задания:
¾ способствовать овладению обучающимися УУД;
¾ развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;
¾ научиться применять знания как в стандартных, так и в новых условиях;
¾ подготовиться к усвоению нового учебного материала;
¾ формировать опыт творческой деятельности.
Основные требования к организации домашней работы.
2.1. Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего.
2.2. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе.
2.3. Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
2.4. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
2.5. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий).
2.6. Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
2.7. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
2.8. Объем домашних заданий регламентируется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
2.9. Домашние задания не задаются:
¾ в первых классах;
¾ во 2 – 4 классах – на выходные, праздничные, каникулярные дни;
¾ в 5 – 11 классах - на праздничные, каникулярные дни, исключение составляют устные предметы и предметы, изучаемые один раз в неделю;
2.10. Домашние задания не задаются по следующим предметам:
¾ во 2 – 4 классах – технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, внеурочная деятельность;
¾ в 5 – 11 классах – физическая культура.
2.11. Затраты на выполнение домашних заданий не должны превышать (в астрономических часах):
¾ во 2 – 3 классах – 1,5 ч.;
¾ в 4 – 5 классах – 2 ч.;
¾ в 6 – 8 классах – 2,5 ч.;
¾ в 9 – 11 классах – до 3,5ч.
2.12. Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке.
2.13. Норма домашнего задания на письменных предметах не более 1/3 от объема выполняемой работы на уроке.
2.14. Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи. Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала и электронного журнала/дневника.
2.15. Основными видами домашнего задания являются:
¾ индивидуальная;
¾ групповая;
¾ творческая;
¾ дифференцированная;
¾ одна на весь класс;
¾ составление домашней работы для соседа по парте.
2.16. Типы домашних заданий в зависимости от основных функций:
¾ усвоение теоретического материала;
¾ формирование умений и навыков;
¾ применение в разных условиях;
¾ обобщение и систематизация;
¾ пропедевтические занятия;
¾ комбинирование.
Проверка домашнего задания.
3.1. Учитель обязан регулярно, систематически контролировать выполнение домашнего задания.
3.2. При использовании различных форм контроля домашнего задания необходимо обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу индивидуальной работы, как с сильным учеником, так и со слабоуспевающим.
3.3. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны.
3.4. При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:
¾ выборочная проверка письменного задания;
¾ фронтальный опрос по заданию;
¾ выполнение аналогичного упражнения;
¾ взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
¾ опрос с вызовом к доске;
¾ опрос по индивидуальным карточкам;
¾ проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.
3.5. Формы проверки и оценки домашнего задания:
¾ фронтальная проверка: письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием;
¾ дифференцированная: использование проверочных заданий разных по характеру и уровню сложности;
¾ самопроверка и взаимопроверка.
Контроль за выполнением Положения
4.1. Контроль за выполнением Положения осуществляет заместитель директора по УВР ежемесячно при проверке классных журналов.
4.2. Изучается характер и норма домашнего задания.
4.3. Результаты проверки отражаются в справке и рассматриваются на совещании при директоре, заседаниях ШМО.
Приложение
к Положению о формах и объемах домашнего задания
Методические рекомендации для учителя
к организации домашних заданий.
Учебный план нацелен на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
- Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.
- Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности.
- Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.
- При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.
- Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
- Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
- Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива.
- Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
- С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания.
- Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
- Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке учащихся.
- Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.
- Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.
Предварительный просмотр:
КАК СОСТАВИТЬ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН –КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
План-конспект - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
Тема урока: (она обычно переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная, определенная).
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний, повторение изучаемого и применение на новой лексической основе, учить навыкам и умениям.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: какое развитие ученика преследует учитель: наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, учить сравнению, развивать творческое изображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Воспитывать самостоятельность самого учебного процесса. Воспитательные задачи исходят из содержания учебного материала, они выполняются в системе всего урока, незаметно, но ярко, впечатляюще действуют на сознание школьника.
Все задачи выводятся после составления плана (оставьте сразу место), они отражают содержание урока.
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия, ТСО, языковый материал писателей и поэтов, экскурсии, дополнительный материал.
ХОД УРОКА: деятельность учителя, деятельность ученика, методы, приемы.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).
1. Связь с изученным материалом, знание которого потребуется на уроке.
2. Самостоятельная работа, требующая активного мышления, знаний учащихся.
3. Здесь можно создать эмоциональный настрой, желание трудиться. Сразу включить всех в деятельность. Интерес можно создать вопросом или заданием. Необходимо вскрыть неизученный материал, подготовить детей к восприятию нового.
4. Намечается форма контроля.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ (на него отводится большая часть времени (25-30 минут).
Учитель должен незаметно подойти к этому этапу урока, используя различные методы и приемы (частично-поисковая ситуация и т.д.).
Новый материал творчески осмысливается на примерах. Дети должны подойти к решению неизвестного (сравнение, обобщение, выводы). После этого выводы к решению учащихся сравниваются с учебником, продумывается вид самостоятельной работы.
III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
1. умение формировать вопрос, отвечать на него;
2. сознательное применение знаний на практике, виды и типы самостоятельных работ, фронтальных и дифференцированных с активизацией мыслительной деятельности;
3. обратная информация (карточки, сигнал взаимопроверки, с обобщением и выводами, фронтальная проверка).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: имеется 300 видов домашних заданий. Она отражает понимание ребенка данного материала. Обязательно нужно объяснить.
V. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти.
VI. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ: оцениваются знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). Выставляются отметки.
ЦЕЛИ УРОКА
Познавательные
Сообщение новых фактов.
Введение новых понятий, категорий.
Изучение новых явлений.
Организация усвоения нового материала.
Изучение закона или закономерностей.
Обучение новому способу действий.
Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.
Установление новых связей между понятиями закона и других процессов применения для получения нового знания.
Углубление сущности известного понятия, закона и других процессов, его применения для получения нового знания.
Совершенствование, расширение известного знания.
Отработка навыков, закрепление известного способа действий.
Изучение устройства механизма, таблицы.
Ознакомление и систематизация знаний.
Развивающие
включают факторы умений использовать приемы:
анализировать. устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать;
строить доказательства;
обобщать;
выдвигать гипотезы;
переносить знания в новую ситуацию;
математически и графически оформлять результаты деятельности;
проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
Воспитательные:
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом, а затем и производственном коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, принципиальности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, гордости, смелости, осмотрительности, самоотверженности, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.
Воспитание культуры пространственного мышления.
Воспитание культуры конструктивного мышления.
Воспитание культуры речи.
Воспитание положительных мотивов обучения.
Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.
Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Предварительный просмотр:
Памятка учителю математики: письменные работы и тетради учащихся
- О видах письменных работ
1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы.
1.2. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в формате ЕГЭ и ГИА в 9 классах в новой форме.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти,
- в конце полугодия.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
Предмет | Классы | Количество тетрадей | Регулярность проверки |
математика | 5 | 2 | Ежедневно проверяются все домашние и классные работы у всех учеников |
математика | 6 | 2 | 1полугодие - ежедневно проверяются работы у всех обучающихся; 2 полугодие – 2 раза в неделю у всех обучающихся, ежедневно у слабоуспевающих |
Алгебра Геометрия | 7 | 2 1 | Ежедневно проверяются работы слабоуспевающих; 1 раз в неделю - наиболее значимые работы – у всех остальных; |
Алгебра Геометрия | 8 | 2 1 | |
Алгебра Геометрия | 9 | 1-2 1 | |
Алгебра и начала анализа Геометрия | 10 | 1 1 | Ежедневная проверка работ у слабо успевающих учащихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц |
Алгебра и начала анализа Геометрия | 11 | 1 1 |
- Для контрольных работ по математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.
- Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся.
- Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
5 – 8 классы – работы проверяются к уроку следующего дня;
9 – 11 классы – работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один – два урока.
- Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.
- В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
- при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
- Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.
- Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
- При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
- После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
- Для проведения диагностических и тренировочных работ в формате ЕГЭ в 11 классах или ГИА в новой форме в 9 классах рекомендуется иметь отдельные тетради, в которых фиксируются ответы первой части работы и приводятся решения второй части. Такие работы оцениваются в соответствии с критериями КИМ.
3. Порядок ведения тетрадей.
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ).
Образцы оформления надписи на обложке тетради:
Тетрадь для работ по алгебре и началам анализа ученика 9 класса МКОУ Калининской СОШ Васина Артема | Тетрадь для контрольных работ по алгебре и началам анализа ученика 9 класса МКОУ Калининской СОШ Васина Артема | ||
3.3. Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по математике число и месяц записываются цифрами на полях тетради.
Например: 10.03.2021 г.
3.4. Писать на отдельной строке название темы урока.
3.5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
Например: Классная работа.
№ 100.
3.6. Соблюдать красную строку.
3.7. Между классной и домашней работой отступать 4 клеточки, между заданиями – 2 клеточки.
3.8. Чертежи и построения выполнять карандашом — с применением линейки и циркуля.
4. Количество контрольных работ
В своей работе учителя математики могут руководствоваться следующими рекомендациями по количеству контрольных работ
Классы | Предмет | Количество часов в неделю | Количество контрольных работ |
5 - 6 | Математика | 5 часов в неделю | 10-12 |
7-9 | Алгебра Геометрия | 3 часа в неделю 2 часа в неделю | 7 5 |
10-11 | Алгебра и начала анализа Геометрия | 3 часа в неделю 4 часа в неделю 5-6 часов в неделю 2 часа в неделю 3 часа в неделю | 6 8 10 5 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...